Смекни!
smekni.com

по философии студента группы 1-фк-3 (стр. 2 из 4)

Вообще, вопрос, который сейчас мною затронут, крайне интересен, эту тему можно развивать очень долго, но, к сожалению, по причине предъявленных ограничений объема реферата, приходится ее оставить и перейти к основной части.

В методическом указании к выполнению реферата дана рекомендация раскрытия темы на примере одной из религий. Полагаю, ни у кого не вызовет возражений тезис, что на сегодняшний день количество религий огромно. И, согласно различным данным, называются разные цифры. Для примера скажу, что архимандрит Амвросий (Юрасов), отвечая на вопрос о религиях, называет цифру в три с половиной тысячи[9]. Очень многие из них возникли недавно – в двадцатом веке, и их влияние на общество, соответственно, мало и рассматривать его в настоящей работе было бы неинтересно.

По этой причине круг выбора религии для анализа ее влияния на общество заметно сужается и сводится к т.н. «мировым» религиям. А их не так много – это, в первую очередь, христианство в составе всех трех его конфессий, буддизм и ислам. Некоторые склонны выделять иудаизм в качестве мировой религии, но, на мой взгляд, это ошибочно. Все-таки, иудаизм – религия мононациональная, основной постулат которой заключается в избранности и предопределенности ко спасению одного – иудейского – народа.

Из мировых религий мною для анализа было избрано христианство, а из всех христианских конфессий – православие.

Указанный выбор был сделан мною по целому ряду причин, одной из которых является бесспорное (редко оспариваемое даже противниками православия) влияние, оказанное, да и в настоящее время оказываемое на русскую историю, культуру, самосознание… Именно православие сформировало русского человека, наложило на его душу свой неизгладимый отпечаток (изгладить его так и не смогла ни революция, но Гражданская война, ни долгие годы насильного насаждения атеизма, ни современный распущенный плюрализм…

Приведенный факт, на мой взгляд, бесспорен. О влиянии Православия на русскую литературу можно даже не говорить – оно очевидно. Чего стоит творчество Достоевского, Гоголя и прочих классиков. В древнерусской литературе это выражено еще более ярко…

Однако настоящая работа призвана (к сожалению, на мой взгляд) описать влияние религии на жизнь общества, а не историю формирования самосознания и менталитета нации под влиянием религии, так что все вышеизложенные замечания по поводу значимости Православия в русской культуре и литературе прошлого относятся не к основной теме, а служат комментариями к тому, почему данная религия избрана мною для анализа именно ее влияния на жизнь русского общества. Почему из всех стран мира я избрал для описания именно нашу страну, думаю, говорить излишне.

Роль Православия в жизни российского общества

в различные исторические периоды.

Прежде всего, мне хотелось бы уточнить, что, говоря о роли Православия в жизни российского общества, невозможно сказать о его сегодняшней роли и умолчать о значении этой религии в прошлом. Если говорить об отношениях власти и Церкви (а это есть признак степени влияния Церкви на жизнь государства, а значит, и общества), то можно выделить огромнейшее множество этапов. Однако если ради благой цели экономии места и времени отказаться от подробной классификации и укрупнить ее, то можно выделить из всего этого множества периодов четыре основных (деление, повторюсь, очень грубое, но зато наиболее краткое):

I этап – с 988 по 1917 год – «симфония» Церкви и государства, Православие является не единственной (до 1917 года Русское государство вообще отличалось веротерпимостью), но господствующей, доминирующей религией. Его влияние распространяется на все стороны жизни общества. Закон Божий преподается в учебных заведениях как обязательный компонент, воинская и Императорская присяга производится перед Крестом и Евангелием (естественно, это касается только православных граждан Империи, коих было подавляющее большинство).

II этап – с 1917 по 1943 год – время гонений на Церковь, поистине зверских расправ с последователями христианской религии, с ее духовенством, монашеством. Преподавание Закона Божия заменяется насильным вдалбливанием в умы подрастающего поколения «истин» «научного» атеизма, повсеместное закрытие храмов и монастырей и прочие «прелести» нашей недавней истории

III этап – с 1943 по 1991 год – восстановление Патриаршества, прекращение яростных гонений на Церковь (впрочем, они возобновлялись при Хрущеве, но достаточно быстро прекратились с уходом последнего), хотя сохранение официальной атеистической доктрины. Открытие храмов, духовных учебных заведений, многих монастырей (в частности, Троице-Сергиевой Лавры)[10].

IV этап – с 1991 г. по настоящее время – отказ от навязывания атеистического мировоззрения на официальном уровне, некоторое сближение государства с Церковью, возвращение РПЦ храмов и монастырей, хотя, с другой стороны, появление и засилье многочисленных нетрадиционных (для России, а порой и вообще) сект и религий (индуизм, кришнаитство, Свидетели Иеговы и пр., «имже несть числа»). В дальнейшем было бы очень желательно объединение усилий Церкви и государства для борьбы с засильем такого рода сект. Зачатки такого сотрудничество уже имеются, дальнейшая задача – в его развитии).

Если вспомнить, что предмет настоящего реферата можно сформулировать как «Роль Православия в жизни общества», то следует оговориться о том, что жизнь общества очень многогранна[11]. Она включает в себя такие отрасли, как политика, экономика, социальная, культурная сферы, искусство… Естественно, учитывая крайне ограниченный объем реферата, описать пусть даже вкратце роль религии во всех этих сферах просто физически невозможно.

Другая оговорка, которую следует, на мой взгляд, сделать, прежде чем перейти непосредственно к изложению вопросов основной части, представляет собой тезис, что роль религии в общественной жизни надо рассматривать не в статике, не просто такой, какая она есть сейчас, а в динамике, сравнивая то, что было раньше, с тем, что наблюдается в настоящий момент, а также пытаясь проследить преемственность, переход, от последнего к первому.

Исходя из сказанного, мною был сделан вывод о предпочтительности относительно досконального описания влияния Православия на одну из сторон общественной жизни нашей страны. Этой стороной я избрал искусство.

Если мы задумаемся о роли Православия в такой отрасли общественной жизни, как искусство – отрасли, вне всякого сомнения, важной и незаменимой, то мы можем сказать следующее…

Живопись, литература и прочие отрасли искусства

как ярчайший показатель взаимодействия религии и общества.

Русское искусство и православная вера на протяжении многих веках шли рука об руку. Почти семь столетий (а это две трети исторического пути Русского государства!) искусство раз­вивалось в рамках, устанавливаемых религией. Тесно связаны с религиозным каноном были первые светские романы и повес­ти, возникшие в XVII в. (назовем хотя бы «Житие протопопа Аввакума», ставшее, по сути, первым русским романом), пер­вые драмы («Комедия притчи о Блудном Сыне» С. Полоцкого) и стихотворения (его же «Вертоград Многоцветный»), первые портретные изображения царей («парсуны») и первые лубки[12].

В целом, начиная с конца XVII в. в русской культуре, как и в культуре других европейских народов (что, впрочем, вовсе не говорит об общности и единстве путей развития России и Европы), начинается процесс секуляризации. На русской почве он осуществлялся небезбо­лезненно, сопровождался сложными коллизиями.

Разделение искусства и религии, происшедшее в начале XVIII в. вследствие проведенных Петром I реформ, стало крупнейшей трагедией русской культуры. Оно имело печальные последствия как для Православной Церкви (они отдалилась от значительной части русской интеллигенции), так и для искусст­ва — литературы, живописи и музыки (которые утратили подавляющую часть позитивных ценностей, выраженных в религиозных идеалах).

В XIX в. в русской культуре достаточно четко обозначились два идейных течения. Одно было связано с традиционными духовными ценностями, воплощенными в православной вере; другое — с либеральными ценностями западной культуры. Пер­вое течение ориентировало общество на медленное, постепен­ное развитие, основанное на соблюдении национальных тради­ций; второе — на быструю модернизацию, реформы, которые должны были сблизить Россию с Западной Европой. Различие заключалось все в том же вопросе об историческом пути развития нашей страны. Мне бы хотелось, в связи со спецификой рассматриваемой темы, отметить, что во все времена в вопросах полемики западников и славянофилов Церковь занимала сторону последних.

В принципе, в нормальных условиях обе тенденции долж­ны были бы дополнять друг друга, однако в России они вызва­ли противостояние в обществе, привели к трагическим кон­фликтам, основанным на взаимном непонимании. В жизни В.Г. Белинского, например, были периоды веры и воинствую­щего безверия. В обществе предпринимались попытки религиозного синтеза, принципов православия с католицизмом или протестантизмом (религиозные поиски В.С. Соловьева). Тра­гичность этого конфликта хорошо выразил П.Я. Чаадаев в сво­их «Философических письмах».