Смекни!
smekni.com

«Турецкий султанский гарем на примере «Сераля» (стр. 2 из 4)

Каковы же были функции валиде-султан? Во-первых, она была высшим авторитетом для гарема. Во всех значительных конфликтах внутри гарема именно за валиде-султан было последнее слово (разумеется, если не вмешивался сам султан). Во-вторых, к валиде-султан был приставлен валиде-киясси – административный чиновник, чьей официальной целью было наблюдение за матроной, хотя на самом деле он занимался материальным обеспечением гарема. В-третьих, валиде-султан была законодательницей не только в плане правил поведения, но и в плане моды. В основном именно она задавала тенденции в одежде, парфюме, украшениях, прическах. Также зачастую именно от нее шли инновации в музыке, поэзии и прочих развлечениях гарема.

Б) Главной опорой валиде-султан была хазнедар-уста – верховная экономка гарема, исполнявшая также функции казначея и интенданта. Она не только обеспечивала гарем всем необходимым и предметами роскоши, но и предоставляла своей госпоже регулярные доклады о событиях в гареме, чтобы она всегда была в курсе всего происходившего. Однако хазнедар-уста достаточно часто представляла информацию в выгодном для себя свете, тем самым значительно влияя на мнение госпожи.

Наиболее же ответственной обязанностью хазнедар-усты было «возведение на ложе» султана приглянувшихся ему новых наложниц. Эта достаточно сложная и волнительная церемония давала второй женщине в гареме некоторую власть над наложницами – именно она могла различными способами повлиять на благосклонность султана.

Кроме того, в случае смерти валиде-султан именно хазнедар-уста заменяла ее на ответственном посту. Но при этом зачастую она использовала полученную власть не по назначению, а для личного обогащения, как например, при султане Абдул-Меджиде. Что интересно, знавшие о действиях бывшей хазандер-усты министры и государственные чиновники боялись доложить султану, опасаясь власти главы гарема.

В) На следующей ступени гаремной иерархии стояли кадины-эфенди – официальные жены султана, то есть те, с кем был заключен законный брак. Первоначально с ними оформлялся брачный контракт, но впоследствии это правило исчезло, так как властелину Османской Империи такая волокита была невыгодна. Кроме того, изначально в жены брались знатные женщины, но позднее султаны стали предпочитать простых рабынь. Всего султан мог иметь не более четырех кадин-эфенди. Именно их дети в будущем могли стать правителями Блистательной Порты, а сами кадины-эфенди, соответственно, наивысший пост женский пост практически во всем исламском мире – пост валиде-султан. Изначально рождение ребенка автоматически переводило наложницу в статус кадины-эфенди, но обычно количество наложниц, родивших детей, превышало четыре, и тогда положение наложницы улучшалось не так значительно.

Каждая кадина-эфенди имела «даирэ» - своеобразный «социальный пакет», в который входили собственные комнаты, рабыни, евнухи, обеспечение роскошью. Обычно жены жили на верхних этажах Сераля, которые считались более престижными.

Но даже традиционно жесткие условия брачных договоров иногда не останавливали султанов, если они считал, что их жены провинилась. Падение кадины-эфенди могло быть страшным, но случалось достаточно редко.

Как только место одной из жен освобождалось, за него начиналась очень жестокая борьба за милость повелителя: ведь оно давало столько преимуществ!

Г) На статус кадин-эфенди в основном претендовали кадины. Это положение считалось крайне привилегированным. Кадины были либо беременными, либо уже родили султану ребенка, но не удостоились статуса кадины-эфенди. Их часто также называли просто женами, а кадин-эфенди – «хасеки», то есть любимыми.

Но все они находились в равном положении, пожалуй, даже слишком. У них все было одинаковым: комнаты, одежды, содержание, количество рабынь. Султан боялся чем-нибудь выделить одну кадину из всего гарема: ведь любое отличие даже в самой мелкой детали – знак особого расположения. В качестве доказательства можно привести следующую цитату: «Это были комнаты кадин. Абсолютное сходство этих помещений удивило меня, но мне объяснили, что между женами султана царит полное равенство... В качестве примера художник рассказал мне, что когда Его Высочество заказывает для своих жен в Пере, обычно у французского кондитера, коробки конфет, они обязательно должны быть одинаковыми. Допол­нительная обертка, особая форма конфеты, даже лиш­ние пастила или драже вызвали бы нежелательные разногласия между этими прелестными созданиями; как и у всех мусульман, у них очень развито чувство равенства»[2].

Кадины, в отличие от остальных обитательниц гарема, практически не конкурировали между собой. Равенство и отсутствие предмета для борьбы делали эту ступеньку гаремной иерархии самой дружелюбной. Но все кардинально менялось, стоило только одному из мест кадин-эфенди стать вакантным.

Борьба, которая разворачивалась за столь желанное положение, была настолько жесткой, что даже опытные евнухи старались лишний раз не заходить в Сераль во время таких «гаремных войн».

Д) Ниже в гаремной иерархии стояли икбали (в переводе – «счастливые»). Это были фаворитки султана, чем-то ему угодившие служанки, занимавшие переходное положение между уважаемыми дамами и рабынями.

Чаще всего икбали становились те рабыни, на которых султан обратил внимание во время одного из своих визитов в гарем. Обычно Повелитель подзывал рукой понравившуюся служанку и спрашивал: «Как тебя зовут?». Если султан далее не выказывал отвращения, то рабыня становилась икбали, удалялась из даирэ своей бывшей госпожи и получала свою отдельную комнату и пару служанок, соответствующее обеспечение и освобождение от работы. С этого момента ее основной задачей становилась подготовка к посещению султана по его приказу. Если султан оставался доволен «услугами» икбали, она продолжала свою жизнь в ожидании ребенка или следующего приказа. Но если владыка разочаровывался, то бедная девушка становилась снова обыкновенной рабыней.

Е) Верхушку рабынь составляли кальфы – опытные, прожившие почти всю свою жизнь в гареме женщины. Они уже не имели возможностей для «карьерного роста» в гареме, но не мыслили для себя иной судьбы.

Кальфы были главами своеобразных «департаментов» гарема, например, первая наливальщица кофе отвечала за все связанное с кофе в

Фернан Кормон, «Гарем»

гареме: закупку, отбор зерен, обжарку, помол, собственно варку. Кальфа не только руководила молодыми рабынями, но и обучала их всем тонкостям своего ремесла. Зачастую эти женщины, сами прошедшие нелегкую школу гаремной жизни, сочувствовали молодому пополнению Сераля и относились к нему достаточно покровительственно. В будущем, если одна из жен султана умирала, все ее имущество отходило к той кальфе, которая ее воспитала. Если же умирала сама кальфа, ее собственность наследовал султан. Возможно, именно поэтому владыки Востока не скупились на свои гаремы – все равно все дары возвращались в казну Повелителя.

Ж) Еще ниже в гаремной иерархии стояли простые молодые рабыни – их было больше всего и они-то и составляли основную массу девушек гарема. Их главной обязанностью была работа на остальной гарем: они готовили, убирались, прислуживали… Но они никогда не забывали о главной своей цели – привлечь внимание султана во время его визита в Сераль и перейти в категорию икбали. Здесь годились все средства: первой подать кофе, фрукты или сладости, выделиться пением, танцем или игрой на музыкальных инструментах, одеться необычно… Нередко султаны обращали внимание на особо удачные стихотворения, написанные обитательницами гарема, и приглашали тех к себе.

Позднее в ранг кадин-эфенди стало попадать все больше бывших рабынь, и многие молодые служанки лелеяли мечту стать в будущем валиде-султан. Например, тот же Абдул-Меджид был сыном рабыни, которая топила печи купальни. Она чем-то привлекла его отца, султана Махмуда II, и результатом случайного каприза владыки стал ребенок, что сразу перевело рабыню в статус кадины, а после и в ранг валиде-султан.

С другой стороны, рабыни были единственной категорией обитательниц гарема, достаточно часто покидавших Сераль по всяческим хозяйственным надобностям, в то время как остальные должны были довольствоваться лишь редкими выездам.

4. Евнухи.

Вообще, в любом хозяйстве было бы достаточно сложно обходиться без мужской прислуги. Необходимость каким-то образом обезопасить гарем от вполне понятной опасности, возникающей при привлечении мужчин к работе в гареме. Идея оскопления появилась практически сразу.

Этот противоестественный способ создания идеальных работников для гарема был несвойственен исламской культуре, но был принят турками, так как был чрезвычайно удобен. Мальчики в возрасте 7-12 лет подвергались этой жутчайшей операции и впоследствии продавались за баснословные деньги на невольничьих рынках. Их обучали всему необходимому вплоть до зрелого возраста, а потом давали должность при гареме.