Смекни!
smekni.com

1 Правовое положение русских сектантов в Российской Империи (стр. 3 из 4)

Из зарубежных исследователей культуру и традиции молокан изучали W. B. Moore, G. W. Monoff, J. P. Valov. Их исследования носят в большей степени публицистический характер. В своих исследованиях они занимались проблемами культуры молокан, переселившихся на Американский континент в начале XX века.

Таким образом, анализ степени изученности проблемы свидетельствует о необходимости создания специального комплексного исследования истории молоканских общин на территории Кавказа.

Научная новизна исследования:

1.

Впервые предпринимается попытка комплексного исторического исследования молоканских общин в XIX – XX вв. с современных мировоззренческих позиций.

2.

Впервые показана эволюция правового статуса молокан в России.

3.

Прослежена эволюция государственной политики по отношению к молоканам на Кавказе в XIX – начале XXв., в Турции в первой половине XX в. и СССР в XX веке.

4.

Проанализировано экономическое развитие молоканских общин на Кавказе, отмечены причины их материального благосостояния, а также влияние на экономику Кавказа в целом.

5.

Впервые изучены молоканские общины, находившиеся в течение 40 лет (с 1921 по 1962) на территории Турции.

6.

Доказано, что на формирование специфики хозяйственной деятельности молокан оказали влияние такие факторы, как религиозные установки и общинные традиции, а также связи с местными народами.

Источниковую базу диссертации можно подразделить на несколько групп: архивные документы, законодательные акты, свидетельства современников, полевой материал, фотографические документы и т. д.

Важнейшим источником работы служили документы архивных фондов. Автором изучены материалы, хранящиеся в фондах Российского Государственного исторического архива г. Санкт–Петербурга (РГИА). Здесь необходимо отметить документы, хранящиеся в фондах министерства внутренних дел: Ф.1383 - Канцелярия министра Внутренних дел, Ф.1285 – Департамент государственного хозяйства МВД, Ф.1284 – Департамент общих дел МВДиФ. 1285 – Департамент государственного хозяйства МВД.

Политика переселения молокан на Кавказ отражена в документах департамента министерства государственных имуществ (Ф. 379), канцелярии министра земледелия (Ф.381), Первого департамента министерства государственного имущества (Ф. 383), Второго департамента министерства государственного имущества (Ф. 384) и Канцелярии министра земледелия (Ф. 381). Главное управление уделов (Ф. 515) содержит информацию как о переселениях молокан из Центральной России в южные губернии, так и сведения о самих представителях веры и их отношениях с местной властью.

Взаимоотношения молокан с русской православной церковью отражаются в документах, хранящихся в фондах Канцелярий Синода (Ф. 796), обер-прокурора Синода (Ф.797), Александро-Невской лавры (Ф.815) и Департамента духовных дел иностранных исповеданий (Ф.821). В них нашли отражение как численность молокан, так и основные меры по борьбе с ними.

Документы, хранящиеся в фондах Кавказского комитета (Ф. 1268) и Комитета министров (Ф. 1263), показывают переселенческую политику государства на Кавказе. Здесь освещены проблемы благоустройства на новой территории (распределение земли, различные льготы, предоставляемые переселенцам). Эти ведомства осуществляли контроль над деятельностью молокан, как на территории Центральной России, так и на новых землях.

Материалы по истории молоканских общин на Кавказе хранятся и в фондах Государственного Архива Ставропольского края (ГАСК). Ф. 101 - Канцелярия гражданского губернатора - содержит Указы правительствующего Сената, а также различные ведомости о количестве раскольников и сектантов, находящихся на территории Ставропольской губернии в XIX веке. Кроме того, фонд содержит документы, в которых находятся предписания об оказании содействия молоканам, переселяющимся на Кавказ через губернию, и по предупреждению мер по недопущению распространения учения секты на территории губернии.

Ф. 135 – Ставропольская духовная консистория – также содержит данные о количестве раскольников и сектантах в губернии. При наличии подробной информации о представителях многих конфессий, населявших регион, здесь содержится очень мало сведений о наличии молокан в Ставропольской губернии до конца XIX века.

Ф. 439 - Ставропольский епархиальный миссионерский совет - содержит документы, свидетельствующие о наличии молоканских общин на территории Ставропольской епархии в конце XIX – начале XX вв., но дает очень противоречивые сведения о количестве молокан на территории Ставропольской епархии. В то же время миссионеры Виноградов М., Никольский С., Сокольский Ю. характеризуют молокан как довольно безобидных сектантов, которые для Русской православной церкви начала XX в. не представляли опасности в распространении своей веры среди православных.

Государственная политика по отношению к представителям молоканства в советский период отражена в фондах Уполномоченного по делам религии при Совете Министров СССР по Ставропольскому краю (Ф.Р. 5171) и Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Ставропольскому краю (Ф.Р. 5172). Здесь хранятся решения и постановления краевых органов власти по вопросам религиозных организаций и регистрационные дела религиозных объединений. Фонды содержат интереснейшую информацию, касающуюся периода переселения молоканских общин из Турции в 1962 года. Кроме того, здесь имеются сведения, касающиеся адаптации молокан в первые годы проживания русских переселенцев из Турции.

Среди документальных материалов следует, прежде всего, отметить "Акты, собранные Кавказской археографической комиссией" под редакцией Берже А. Обращение к этим широко известным и популярным среди кавказоведов материалам неизбежно и при изучении истории молокан. Здесь мы находим сведения о районах расселения и правительственной политике в отношении ссылаемых в край молоканах, проекты местных помещиков, впоследствии законодательно воплощенные в соответствующих актах.

Важную группу источников составляют документы юридического характера, к которым относится «Полное собрание законов Российской империи», «Собрание постановлений по части раскола», где опубликованы указы и распоряжения императора, Синода, Сената по вопросам ведомства православного исповедания, инструкции, наказы, распоряжения, касающиеся представителей молоканской веры. Сюда же необходимо отнести отдельные сборники документов, собранные исследователями XIX в., посвященные правовому положению раскольников и сектантов. Анализ этой группы источников позволил проследить эволюцию государственной политики по определению статуса молокан в XIX в. и формирование кавказского направления переселенческой политики правительства. К этой группе источников можно отнести и стенографические отчеты заседания Государственной думы.

В следующую группу необходимо выделить статистические источники. Это так называемые отчеты губернаторов и миссионеров. Но часто в этих документах указан только факт наличия молокан в том или ином населенном пункте. К сожалению, ни один из подобных источников не дает практически никакой точной информации о количестве представителей молоканской секты на Кавказе. На это существует множество причин. Для большинства населения не существовало различий между раскольниками и сектантами, не говоря о том, что сектанты редко подразделялись в официальной статистике на отдельные секты. Кроме того, как правило, молокан постоянного толка часто записывали вместе с духоборцами, а прыгунов – с иудействующими или субботниками. Другой причиной, указывающей на малодостоверность статистических данных, является желание показать прекрасную работу миссионеров, поэтому данные часто занижались.

Богатый фактический материал о молоканском крестьянском хозяйстве в Закавказье в последней четверти XIX в. содержится в «Материалах для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края»x. В 1887 – 1888 годах на основе «Материалов…» был издан «Свод материалов для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края». Эта группа источников связана с особой государственной политикой, ставившей своей целью подробное изучение закавказского региона, его населения и экономического потенциала. Здесь приведен наиболее полный перечень русских поселений в Закавказье с указанием численности населения в них. К сожалению, в обследования, проводимые Министерством государственных имуществ, не попала Карсская область, так как разделы сборника основывались на материалах обследования 80-х годов XIX века.

Ещё одной группой источников являются свидетельства современников, помещенные в известном многотомном издании «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» (СМОМПК). В конце XIX в. появляются первые попытки этнографического описания особенностей жизни населения Кавказа, в том числе и молокан. Издатели этого сборника опирались на широкую сеть корреспондентов из местной интеллигенции и русского духовенства стремившихся познакомить читателей с разнообразными сторонами жизни переселенцев. Сведения собирались по определенной программе, разработанной императорским обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии, которая была специально составлена для сбора этнографических сведений.

Немалую роль сыграла и деятельность Кавказского отдела Императорского Русского географического общества, занимавшего изучением края. Его сотрудниками описывались особенности проживания молокан на территории Кавказа и Карсской области.