Смекни!
smekni.com

Элегия как жанр лирической поэзии (стр. 4 из 5)

«Чудное мгновенье», «мимолетное виденье», «гений чистой красоты» отсылают нас к вневременному, вечному беспредельному.

Как ни близка нам героиня стихотворения. Невозможно зримо представить ее облик. Остается тайна …

Еще более ощутима значимость великого явления Ее в том творческом состоянии духа, которое приходит с душевным «воскрешением» поэта:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь.

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Наступил желанный момент вдохновения. Именно в состоянии вдохновения, когда душа расположена и к живейшему приятию впечатлений и соображению понятий, следовательно, и объяснению оных», поэт находит и утверждает формулу, отражающую идеальное состояние мира, к которому устремлен и где поэт преображается в творца. В ней одна иерархия ценностей, отражается»пробуждение духа во всей полноте». «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».

Первый ударный компонент поэтической формулы божество приобретает ту «бездну смысла», в котором открывается глубинная связь высших духовных, эстетических и моральных чувств.

Начальные и последние слова в формуле перекликаются завершают круг и приводят к мысли, что любовь земная восходит к любви божественной.

Таким образом, тайна «чудного мгновенья» привлекла поэта с осмыслению таинственных сторон бытия, приоткрыла потаенный смысл многих явлениях, обнаружила неведомое в самом себе и обратила к важнейшим философским вопросам.

Я вас любил: любовь еще, быть может,

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Это стихотворение написано в 1829 году. Стихотворение об умершей любви. Однако это чувство не совсем, не до конца угасло. Поэт бережет светлые чувства и не хочет быть возлюбленной в тягость. Любовь поэта была чиста, страстна. Своей любимой он желает личного счастья. Уникальность Пушкинской любовной лирики в том, что он никогда не желает зла любимым, у него чувства светлые даже если и не взаимные, он отпускает свою любимую на свободу.

«На холмах Грузии лежит ночная мгла».

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шуршит Арагва передо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит от того,

Что не любить оно не может.

Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла, вызывает много споров, есть мнение что оно посвящено Марии Николаевне Волконской (1822г). Когда Пушкин был на Кавказе. Другие утверждают, что стихотворение посвящено Гончаровой. Для читателя важнее то, что стихотворение, как и многие стихи этой тематики. В этом стихотворении поэт тоскует по своей любимой находясь в разлуке, но потом будет встреча, и печаль его светла».

Парадоксальна загадка Болдинской любовной лирики поэта. Он создает циклы стихотворений обращенных к другим женщинам. Поэт готовится вступить в новую полосу бытия и он подводит итог навсегда расстаться с прошлым. У поэта будет одна муза – женщина Наталья Гончарова.

Мадонна

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков.

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взиграли, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания, творец

Тебя мне ниспослал, тебя моя мадонна,

Чистейшей прелести, чистейший образец.

В стихотворении «Мадонна» Поэт признается, что исполнились желания. Назвав свою избранницу Мадонной, что лучшей уже не может быть, предел. Любовь Пушкина часто была драматичной, но духовное единство любящих – это печать, которой отмечена вся любовная лирика поэта.


Заключение

Самые величайшие из европейских поэтов никогда не могли воплотить в себе с такой силой гений чужого народа, дух его, всю затаенную глубину этого духа и всю тайну его призвания, как это мог проявить Пушкин. При этом названное свойство Пушкина явилось, по Достоевскому, не индивидуальным даром поэта, а следствием народности его зрелой поэзии, его лирики и самой личности.

Самым изумительным стихотворением о любви, на мой взгляд, является стихотворение « Я помню чудное мгновенье». Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Женский образ дан лишь в самых общих чертах: «голос нежный», «милые черты». Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного.

В стихотворении «Я вас любил» показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные. Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим

Особое внимание хотелось бы обратить на стихотворение «Мадонна»

Это стихотворение Пушкин посвятил своей жене. Радость и счастье от долгожданного брака (он трижды делал предложение Н. Н. Гончаровой) выразились в строках:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец

Поэзия Пушкина обладает удивительным даром. Она как живительный бальзам воздействует на человека.

Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет, но только через какое-то время, иногда много лет спустя, мы открываем для себя заново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться ее кристальной чистоте, ясности, одухотворенности. Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке.


Список использованной литературы

1. Анненков П.В. Материалы биографии А.С. Пушкина. – соч. Пушкина в 7 томах. Т.1. , СПб, 1855.

2. Анциферов Н.П. Петербург Пушкина. – М., 1950.

3. Анциферов Н.П. Пушкин в Царском Селе. – М., 1950.

4. Ахметова А.А. О Пушкине. – Л., 1977.

5. Ашукин Н.С. Москва в жизни и творчестве А.С. Пушкина. – М., 1949.

6. Бартенев П.И. Пушкин в Южной России. – М., 1914.

7. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. – М., 1960.

8. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826) – М., 1950.

9. Большая советская энциклопедия (в 30 томах) /Гл. ред. А.М. Прохоров. – Изд.3-е. – М., 1978.

10. Бродский Н.Л. А.С. Пушкин. – М., 1937.

11. Гессен А.И. Жизнь поэта. – М, 1972.

12. Глинка В. Пушкин и осенняя галерия зимнего дворца. – Л., 1949.

13. Гроссман Л. Пушкин. – Изд 3-е ЖЗЛ. – М., 1960.

14. Золоторева И.В. Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX. 10 класс 1-е полугодие. – М.: издательство «ВАКО», 2003.

15. Мейлах Б.С. Жизнь Александра Пушкина. – Л., 1974.

16. Томашевский Б.В. Пушкин, - Л, 1925.

17. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники – М., 1969.

18. Цветаева М. Мой Пушкин. – М., 1967.

19. Щеголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина. _ М, 1936.

20. 1000 золотых сочинений для старшеклассников и абитуриентов- Ростов н/Д: Издательский Дом «Владис», 2005.

Приложение 1

Урок на тему: Тема любви и дружбы в поэзии А.С. Пушкина

Цель урока: увидеть в стихотворениях подкупающую искренность поэта, глубину и силу его чувств: желание радости, счастья, взаимной любви люби­мому человеку.

Методические приёмы организации урока.

1) Чтение наиболее удачных ответов на вопросы домашней работы, разбор достоинств и недостатков письменных работ и беседа с уча­щимися по их содержанию.

2) Проверка опережающего задания - чтение стихотворения на выбор. Для этого можно предложить конкурс на самого удачного, внима­тельного читателя стихотворения.

Слово учителя

1. Действительно, среди шедевров пушкинской любовной ли­рики (а их немало, этих стихотворений, где говорит «язык сердца») - «Простишь ли мне ревнивые мечты», «Призна­ние», «Не пой, красавица, при мне...», «На холмах Гру­зии...», «Я вас любил» и ряд других. Достаточно вырази­тельно прочитать их и можно увидеть предельную ясность мысли и силу чувства поэта. В них нет броских эпитетов, сложных метафор, развёрнутых сравнений. Эту простоту, художественную выразительность, подробнее рассмотрим на стихотворении «На холмах Грузии...».

Стихотворение волнует нас глубиной мысли и чувства, а не словес­ной красотой.

Вопрос к классу:

- какие художественные особенности можно увидеть?
Только две метафоры - «лежит...мгла» и «сердце...горит», но они
привычны, широко употребительны в литературной разговорной речи. Все
слова и выражения просты: «мне грустно и легко», «унынья моего ничто не мучит, не тревожит», «что не любить оно не может». Но вместе они складываются в один музыкальный образ светлой и тихой печали. Любовь, пришед­шая к поэту, от него как бы не зависит - виновато сердце. И поэт искренне взволнован этой способностью сердца «гореть» и «любить». То чувство, ко­торое выражено Пушкиным, принадлежит не человеку вообще, а именно ему.

И вместе с тем в этом конкретном чувстве каждый узнаёт нечто ему близкое.

Но, наверное, не нужно думать, будто реальное любовное переживание без всяких изменений перенесено поэтом на бумагу, чтобы стать шедевром его лирики. Жизненное переживание послужило лишь прототипом переживания художественного, в котором обобщён духовный опыт Пушкина. Ведь в жизни бывает масса несущественных подробностей, а в лирике всё это от постороннего очищается. Теми же свойствами благородной простоты, высокого ума и нежного чувства отличается и стихотворение «Я вас любил...»