Смекни!
smekni.com

«Драконы острова Комодо. Драконы африканских джунглей» (стр. 2 из 3)

На воле, обычно живущие изолированно друг от друга, они спят в зарослях кустарников, под деревом или выкапывают себе норы. У взрослых животных имеются собственные территории. На коротких дистанциях вараны могут двигаться со скоростью 14 км/час. Однако при преследовании добычи взрослые особи довольно быстро перегреваются и вынуждены прекращать погоню. Поэтому они предпочитают поджидать ее в засаде, лежа в высокой траве или в кустарнике. Заметив добычу, вараны подкрадываются к ней как можно ближе, после чего следует резкий выпад. Можно умереть и получив лишь незначительный укус. Слюна дракона насыщена смертельно ядовитыми видами бактерий и большая часть животных, укушенных драконами, даже если им удается убежать, быстро погибают от прогрессирующей бактериальной суперинфекции.

А вот с заходом солнца варана не узнать. Он впадает в такой глубокий сон, что становится совершенно безопасным. В это время их можно трогать и даже прикреплять к пальцам пластиковые бирки-метки, измерять температуру тела. Любопытно, местные смотрители парка могут рассказать о том, как различить самку и самца, однако ученые утверждают, что это сделать практически невозможно.

И вообще, сведения о физиологии и репродуктивном поведении драконов основаны только на предположениях. Об их сексуальной жизни ученые спорили несколько десятилетий, но только в 1986 году два австралийских исследователя решили, наконец, эту проблему. Они подробно описали процесс ухаживания самца за самкой.

Образ жизни варанов - гордое одиночество. Но в пору любовных страстей появляются пары. Самки драконов откладывают около трех десятков яиц величиною с яйцо гусыни. Покрытые мягким «пергаментом» яйца зарываются в землю, и на этом забота о потомстве у драконов кончается. Появившись на свет, двадцатисантиметровые варанчики уже знают, что в жизни главное дело - поесть. Первая их добыча - крупные насекомые.

В неволе потомство ящеры дали всего один раз в обстоятельствах необычных. Удалив из загона самца и самку драконов, служители зоопарка в укромном месте обнаружили кладку яиц, из которых вскоре появились варанчики. Полагают, что кладка была не первой, ранее папа и мама, всегда готовые что-нибудь проглотить, кладки яиц сжирали.

Живут вараны, по сообщениям жителей островов, пятьдесят - шестьдесят лет. «Некоторых ящеров люди на Комодо знают в лицо. Одного называли тут Дедушкой».

Чтобы понаблюдать за жизнью варанов длительное время, турист, по ряду причин, возможности не имеет. Кормление варанов - единственное, что он может увидеть. Против такого зрелищного мероприятия Национального парка Комодо выступают некоторые ученые, считая, что кормление варанов человеком в итоге может повлиять на их поведение в природе. Однако чем-то надо привлекать туристов, даже если не все из них выдерживают это зрелище.

Относятся ли вараны к числу сообразительных животных? Несмотря на приведенный выше пример с кормлением их живым бараном, некоторые ученые все же склонны ответить на этот вопрос положительно. Как-то раз один из служителей,

сопровождавших группу туристов в день, когда варанов не кормят, заблеял козой. Вараны немедленно устремили свой немигающий взгляд на источник звука. Но когда смотритель попробовал этим же способом привлечь их внимание в следующий раз, у него ничего не получилось. Вараны даже не повернули головы, поняв, что это кричит не коза. Драконы Комодо давно уже доказали, что твердых правил поведения у них нет, поэтому с ними всегда лучше быть повнимательнее.

"Драконы" плохо приживаются в неволе. Всего несколько варанов живут в зоопарках мира. Однако рассказывают, что один из них, в Лондонском зоопарке, настолько привык к своему смотрителю, что бегает за ним, как собака, берет у него из рук еду и знает свою кличку, а также позволяет себя помыть и почистить. Охотиться на комодских варанов запрещено.

Африканские драконы

Лау с истоков Нила

В 1923 году в книге британского губернатора провинции Верхний Нил Эйч была статья С.Джексона о нуэрах. В нем он пишет о пресмыкающемся огромных размеров по имени лау, которое обитает у истоков Белого Нила: "Ему приписывают всякие фантастические черты. Это могут быть просто выдумки нуэров, но мы не исключаем возможности существования некоего животного в действительности. Некоторые говорят, что у него копна волос сверху, похожая на эгретку цапли. Другие утверждают, что волосы эти скорее напоминают усы нильского сомика, с помощью которого он ощупывает добычу в мутной речной воде. В сезон дождей его желудок издает трубные звуки, похожие на крики слонов, такие слышали в 1918 году в Бахр-аль-Арабе.

Нуэры утверждают, что существо живет в норах по берегам рек и болот, проводя там светлую часть суток. Если нуэр первым заметит животное, то все обойдется, но если оно окажется первым, нуэра ждет смерть. Болота Ад дара простираются на 1800 квадратных миль (4600 квадратных километров), а в Бахр-эль-Газале они еще обширнее. Ни одно из них еще не исследовано, и зоологические загадки могут встречаться там на каждом шагу".

Другой английский натуралист Джон Джоль Миллэ, который поднялся в ту же эпоху по верховьям Нила. Во время путешествия он слышал от сержанта Стивенса об огромной рептилии, которую местные жители называли лау. Сам Стивенс был старым опытным охотником, много раз исходившим эти районы. Он охранял значительную часть телеграфной линии на восточном берегу Нила, и это позволяло ему часто общаться с африканцами. Миллэ много раз расспрашивал Стивенса в Малакале и вот что он у него разузнал: «Говорят, что лау живет в огромных болотах долины Нила - от Малакала до Реджафа. Местные жители - шиллуки, динка и нуэры - называют так крупную рептилию (питона или называют ньял). Она очень редкая и видят ее главным образом раз в жизни. Кому доводилось находить ее труп, говорят, что он длиной от 40 до 100 локтей (12-30 метров), а само тело крупное, как у осла или лошади. Цвет темно-желтый или коричневый, а не зеленый, как у питона. На голове два отростка или осязательные волосы, которыми он ощупывает жертву. Если кто-то увидит его первым, то ему ничего не будет, но если его, человека, увидит лау, человек умрет».

По сообщению Бимбаши Б. (известного инспектора телеграфной службы), некто Абрахим Мухаммед, клерк компании, видел, как убивали лау возле деревни Богта. «Я знаю этого человека и доверяю ему. Он мне несколько раз в одинаковых выражениях давал описание рептилий. За какое-то время до этого такая же бестия была убита шиллуками в Джоро-а-та, в болотах Аддара. Мне подарил один шиллук по имени Билантут несколько позвонков этого существа. Я послал их губернатору Джексону, который, в свою очередь, отослал их в Британский музей, но никаких разъяснений не получил. Впрочем, эти позвонки могли принадлежать и обычному крупному питону.

Динка из Кило (телеграфная станция у Зерафа) говорил мне, что лау живет в болотах возле станции и оглашает окрестности по ночам громкими криками. Недавно я встретился с одним бельгийским колониальным чиновником в Реджафе. Он только что вернулся из Конго и уверен в существовании лау, потом он сам видел одного такого в болоте, стрелял в него, но пули не возымели действия. Он также сказал, что зверь поднял большую волну, уходя на глубину...»

Уже известному нам У. Хиченсу тоже довелось заниматься лау, и он опубликовал в "Дискавери" фото скульптуры головы чудовища. Это, скорее всего танцевальная ритуальная маска, сделанная из древесины рафии художником Лешенгу ше Гунда. В письме Ф. Лейну он написал по этому поводу: «Лешенгу жил на юго-восточном берегу болота Вамбаре. В детстве он охотился и рыбачил на Виктории-Ньянзе - в болотах Нила. Когда я ему сказал, что лау нет в природе, он ответил: «В детстве я считал, что на свете нет автомобилей, потому что я ни одного не видел. Но вот они перед моими глазами. Так же и с лау».

Не одно ли это и то же - лау и луквата? Ведь они живут в едином районе континента, связанном общими географическими и климатическими узами... Но можно ли говорить об этих рептилиях как о гипотетических динозаврах? Наверняка нет. Свидетельства не позволяют сделать такой вывод. Это может быть и варан, и крокодил.

Превратить его в рептилию априори. Мы помним, что Денис Лайэлл называл чипекве "водяным львом" - такое определение не выдерживает критики. Но другие люди, более искушенные в зоологии, утверждают, что ранее существовали млекопитающие с растительноядными замашками, когтями и длинной шеей, ведущие водный образ жизни. Это, по Хиченсу, может быть халкотерий, живший в конце миоцена, с лошадиной головой, пальцами на ногах и т.д., но его портрет до конца не вырисовывается.

Да, гладкая кожа заставляет некоторых исследователей видеть в нем млекопитающего, а не рептилию. Но у некоторых ящериц сегодня тело покрыто настолько мелкими чешуйками, что они фактически незаметны. А потом, разве доказано, что крупные водные рептилии должны быть обязательно покрыты чешуей?

Но если рептилия, то какая? Не исключено, что это может быть ящерица из группы варанов, распространенных во всех теплых регионах Старого Света. Можно вспомнить, что у варанов Австралии шея довольно длинная и подвижная, что варан с острова Комодо обладает массивными лапами, и что в Австралии в недавние времени обитал гигантский варан восьмиметровой длины Varanus priscus.

Нильский варан

Нильский варан обитает практически по всей Африке, кроме северо-западных районов. В длине может достигать 2,1 м., средний размер 1,5-1,8 м.