Смекни!
smekni.com

По дисциплине > Блокада Ленинграда (стр. 5 из 7)

В ленинградском отделении Союза художников постоянно устраивались художественные выставки. На одной из фотовыставок появилась фотография 15-летней Веры Тихоновой. Она работала токарем на заводе и выполняла полторы взрослые нормы. На фотографии девочка загадочно улыбалась. Ленинградцы окрестили её <<Блокадной Джокондой>>. В 1990 г. журналисты разыскали девочку с фотографии – Веру Андреевну Кривцову, жительницу Петербурга.

Весной 1943 г. в городе состоялась выставка более чем 300 произведений живописи, скульптуры, графики, созданных в блокадном Ленинграде, был произведен музыкальный конкурс на лучшее музыкальное произведение. Вышли новые книги писателей блокадного города – Веры Инбер, Ольги Берггольц, Николая Тихонова и др. Газета <<Ленинградская правда>> выходила ежедневно с перерывом всего на один день, 25 января 1942 г., когда отключили электроэнергию.

Весной 1943 г. на Монетном дворе были отчеканены медали <<За оборону Ленинграда>>. 3 июня 1943 г. их начали торжественно вручать особо отличившимся горожанам. Всего до конца 1943 г. эту почетную награду получило 300 тыс. ленинградцев.

Через много лет после войны тем, кто пережил блокаду, стали вручать памятный знак <<Жителю блокадного Ленинграда>>.


1. БЛОКАДНЫЕ СТУДЕНТЫ

Суровые условия блокады не нарушили полностью нормальный ритм жизни в городе-фронте. В сентябре — октябре 1941 г. студенты 40 вузов начали занятия. Вся деятельность высшей школы Ленинграда была направлена на решение тех задач, которые выдвинула война и оборона города. Ученые пересматривали и составляли заново учебные планы и программы курсов в соответствии с только что введенными сокращенными сроками обучении; Особое внимание обращалось на повышение качества знаний, предусматривалось обучение всех студентов и профессорско-преподавательского состава военному делу, противохимической и противопожарной защите. Первостепенная роль отводилась тем курсам и дисциплинам, которые в условиях военного времени имели практическое значение. Обгонная тематика нашла свое выражение в дипломных работах студентов. Большинство студентов учебные занятия совмещали с работой на заводах и фабриках, в производственных мастерских, на строительстве оборонительных укреплении, в рабочих отрядах, госпиталях, командах МПВО и т. д. Во всех институтах учебные занятия были построены так, что позволяли чередовать оборонную и академическую работу. Преподаватели оказывали всемерную помощь студентам в их самостоятельной работе, широко практикуя систему месячных задании, контрольных работ, консультаций, сдачи зачетов и экзаменов в учение всего учебного года.

Не прекратили своей деятельности в период 1 первой блокадной зимы и крупнейшие ленинградские вузы — Университет, Политехнический институт, Институт инженеров железнодорожного транспорта, Горный институт. Занятия проходили в необычной обстановке: вокруг печки- времянки расставлялись столы, за которыми располагались студенты и преподаватели. Из-за отсутствия электричества всю учебную работу приходилось вести только при дневном освещении или при свете коптилки. В жестоких условиях голодной блокады ленинградские ученые рассматривали обучение студентов как свой долг перед Родиной. Обессиленные, по-прежнему приходили на свои факультеты, читали лекции, проводили лабораторные занятия, руководили дипломными проектами студентов-выпускников. В университетских аудиториях, окна которых были забиты фанерой, крупнейшие ученые читали свои лекции. В 1941/42 учебном году в вузах

осажденного Ленинграда работало около тысячи ) преподавателей, среди них свыше 500 профессоров и доцентов. В январе — феврале 1942 г., когда страшный голод, отсутствие топлива и электроэнергии грозили парализовать жизнь Ленинграда, ряд институтов города проводил очередную экзаменационную сессию, а также государственные экзамены и защиту дипломных проектов. Несмотря на строгие требования, предъявлявшиеся к экзаменуемым, большинство студентов получили хорошие и отличные оценки. В результате чрезвычайных усилий ленинградские вузы подготовили и выпустили в первую блокадную зиму 2500 молодых специалистов.

Вследствие ухода тысячей юношей и девушек на фронт и на производство контингент студентов ленинградской высшей школы значительно сократился. В крупнейших вузах города (Университете, Политехническом, Горном и др.) число учащихся уменьшилось более чем в 2 раза по сравнению с довоенным временем. Тем не менее, осенью 1941 г. ленинградские институты дали городу дополнительно сотни инженеров, технологов, врачей, учителей. Электротехнический институт им. В. И. Ульянова (Ленина) провел досрочный выпуск специалистов радио и телефона. Первый медицинский институт им. Акад. И. П. Павлова подготовил более 500 врачей, в которых так нуждались госпитали и больницы осажденного города.

2. ТЕАТРЫ В ОСАЖДЕННОМ ЛЕНИНГРАДЕ

Театр музыкальной комедии не был эвакуирован. Он давал спектакли всю блокаду. Несколько месяцев театр был единственным в городе. Когда в 1941 г. здание театра пострадало от обстрелов, его коллектив стал выступать на сцене театра драмы им. А. С. Пушкина. В 1942 г. здесь были поставлены новые спектакли: (Лесная быль) и (Раскинулось море широко). Художественным руководителем и главным режиссёром театра был В. Е. Воробьёв. Всего за годы войны театр дал 16 премьер и тысячи концертов на фронте. Всюду выступления его артистов пользовались огромным успехом.

18 октября 1942 г. открылся новый Городской театр. Вскоре он получил в народе название (Блокадный), под которым хорошо известен до сих пор. Ныне это Санкт-петербургский государственный академический драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской. Жизнь театра началась с постановки спектакля по пьесе К. Симонова (русские люди). Главные роли в нем сыграли артист Н. В. Левицкий и артистка радио М. Г. Петрова. Спектакль шел днем, и не редко сценически шумовые эффекты сливались с разрывами артиллерийских снарядов. Во время обстрелов и бомбежек зрители спускались в бомбоубежище, артисты – дежурят на крыше. Затем спектакль возобновлялся. Во время одной из его постановок послу взрыва погас свет, и тогда зрители направили на сцену свет своих карманных фонариков. Спектакль был продолжен. Ленинградцы опровергали известный афоризм: (когда говорят пушки – музы молчат). В блокадном городе музы не молчали…

Блокадный театр первое время выступал в пустующем зале театра комедии. Здание не отапливалось. В сильные морозы температура воздуха в зале была не более -8 градусов. Зрители сидели укутанные. Скрипачи играли в перчатках. Артисты переодевались к выходу в последнюю минуту, чтобы меньше мёрзнуть. Грим разогревали на груди. Рабочие сцены (все женщины) держали декорации вручную т. к. не было сил укрепить их по настоящему, и декорации качались в ослабевших руках. Но зал всегда был полон.

Зрителями в театрах были рабочие дружинницы, другие посетители. Солдаты и матросы не редко прямо со спектакля уходили на фронт.

3. ЛЕНИНГРАДСКАЯ СИМФОНИЯ.

<<Ленинградской>> была названа седьмая симфония выдающегося композитора Д. Д. Шостаковича. Это одно из самых монументальных произведений мировой симфонической музыки. В первые месяцы блокады Д. Д. Шостакович находился в Ленинграде. Здесь были написаны три первые части симфонии. Работа над ней завершилась в Куйбышеве, где 5 марта 1942 г. состоялась её премьера. В августе того же года партитуру самолётом доставили в осажденный Ленинград.

9 августа 1942 г. Седьмая (ленинградская) симфония Д. Д. Шостаковича прозвучала в большом зале филармонии (Михайловская улица 2). Впервые за много дней здесь зажегся свет. Зал был непривычно суров. Хрустальные подвески люстр были спрятаны от обстрелов. Свободных мест не было. Среди слушателей находился генерал-лейтенант Л. А. Говоров, новый (после Г. К. Жукова) командующий ленинградским фронтом. Перед началом концерта дальнобойные орудия провели мощный налет на фашистские укрепления. Раскаты батареи гремели 2 ч. 20 м. Концерт продолжался 1 ч. 20 мин. И за это время на город не упал ни один вражеский снаряд.

Симфонию исполнял оркестр Радио комитета и музыканты Балтфлота и фронта, одетые в военную форму. Дирижировал оркестром Карл Ильич Элиасберг. Исполнение симфонии транслировалось по радио. Одновременно его слушали во многих странах. Грозно и обличающая, торжественная и ликующая музыка рассказывала о войне, о грозном бедствии, о мужестве и стойкости. Она вселяла уверенность в скорой победе над фашизмом. Вскоре она облетела весь мир, став символом стойкости нашего народа.

4. ФУТБОЛЬНЫЙ МАТЧ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ.

Весной 1942 г. фашисты заявили на весь мир, что Ленинград – город мертвых. Тогда командование Ленинградского фронта приняло решение провести в осаждённом городе футбольный матч. Он состоялся 6 мая 1942 г. на стадионе динамо. Встретились две ленинградские команды (динамо и сборная гарнизона). Трибуны стадиона были заполнены болещиками.

Два тайма были проведены без перерыва. Матч закончился со счетом 7:3 в пользу динамо. Команды покинули поле под бурные аплодисменты собравшихся, на другой день репортаж о футбольном матче был передан на линии фронта с помощью мощных репродукторов. Их установили на передовых позициях. Репортаж продолжался 19 минут, не смотря на грохот рвущихся мин и снарядов.

5. РАДИО В ОСАЖДЁННОМ ЛЕНИНГРАДЕ

Радио в блокадном Ленинграде играло особую роль. Ленинградская городская сеть (ЛГРС) работала круглосуточно. Передачи не прерывались ни один день. К 1941 г. в городе было 460 тыс. радиоточек и около 1,5 тыс. громкоговорителей. В домах радио не выключали ни днём, ни ночью.

По радиосети сообщали фронтовые новости, шли литературные и музыкальные передачи, читались фронтовые письма, выступали известные люди. 6 сентября 1941 г. состоялась радиоперекличка Ленинграда с другими городами Советского Союза. Так же была произнесена великая фраза: <<История не дает нам сейчас никаких путей, кроме одного – все вытерпеть и доказать свою стойкость, выдержку и умение…>>

.