Смекни!
smekni.com

Ю. К. Корнилов 20 г (стр. 4 из 18)

2.1. Социальные факторы

На наш взгляд, существующие условия социальной среды порождают в человеке стремление к совершению преступлений, в обществе растет преступность, и одновременно появляются новые поколения, для которых криминальность общества – норма.

По мнению В.А. Мамедова и Д.В. Деккерта [29], появление экстремизма детерминируется следующими обстоятельствами:

1) Социальными и экономическими потрясениями, постоянной реформистской деятельностью, осуществляемой органами государственной власти и порождающей нестабильность гражданского общества;

2) Кризисом института семьи и семейного воспитания;

3) Кризисом системы образования;

4) Коммерциализацией средств массовой информации и художественной литературы, приводящей к подмене нравственных и культурных ценностей.

Население России переживает общественный кризис: преступность, алкоголизм и наркомания захлестнули страну. Родителям, занятым одной мыслью – как выжить, стало не до воспитания детей. Следует также обратить внимание на то, что высокая плотность жителей в городах оказывает влияние на психологическую природу человека, создает новые факторы риска для здоровья, содействует росту хронической патологии. Отдельными исследованиями также выявлено, что негативные состояния в организме человека, «психологическая усталость» нарастают пропорционально сокращению жизненного пространства, увеличению плотности населения, общему ухудшению условий жизни, очевидно, является благодатной почвой для продуцирования насилия.

В.А. Мамедов и Д.В. Деккерт [29] пишут: «Проявления экстремизма стали возможными в результате коренной ломки стереотипов поведения, складывавшихся веками и освященных культурой. Современная российская культура до сих пор находится в кризисном состоянии, впрочем, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой – коммерциализация культурного процесса все более заметно уходит от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры. Культ силы открыто проповедуется со страниц российских газет и журналов. Телевидение стало рассадником бесконечных сериалов и фильмов об убийствах и терактах. Уже давно перестали подвергаться цензуре выражения актеров и ведущих телепрограмм, порнография становится всё более и более доступной детям. Наше телевидение воспитало целое поколение, уверенное, что насилие – это норма и что все проблемы можно и нужно решать с помощью силы».

С.Н. Фридинский [49] говорит об идеологических корнях экстремизма: «Любая идеология, в том числе и религиозная, изначально (прямо или косвенно) лежит в основе любого политического движения. Вместе с тем, каждая из них может быть трансформирована в экстремистскую».

Результаты исследований [26,43,52-54] говорят о том, что в современных российских условиях присутствует связь между культурным, политико-экономическим состоянием общества, личностной диспозицией и проявлением экстремизма в молодежной среде. Его активизируют многие факторы, анализ которых подтверждает система индикаторов. В том числе:

· социально- экономические, отражающие несправедливость и низкий уровень возможностей в решении вопросов самореализации, материальной независимости, жизнеустройства, (трудоустройство, получение образования), профессионального роста молодежи. Индикаторы: включенность в дискриминацию на рынке труда, теневой бизнес, иждивенчество.

· культурно-нравственные, связанные с размытостью и/или не сформированностью в молодежном сознании общенациональной идеи, социальных целей, с последствиями военных конфликтов как объективированных и воспринятых форм взаимодействия в социуме, со снижением уровня и качества образования, этической культуры молодых людей, социальной информации, с педагогической запущенностью, с ценностным кризисом общества; с конфликтогенностью и криминогенностью окружения. Индикаторы: восприимчивость негативной массовой информации и деструктивных моделей поведения, неинформированность о культуре и традициях других народов; невключенность в социокультурную консолидацию, неприятие иных культурных носителей.

· социально-психологические и медико-социальные, связанные с негативным социальным самочувствием окружения, социальные болезни и травмы, последствия нищеты, массового пьянства, наркомании, одиночества, ослаблением личностных защитных механизмов, подверженность подражанию. Индикаторы: агрессивность, лично-психологическая неуравновешенность, готовность применять насилие, осуществлять насильственное поведение, потеря самообладания, вызванное как деструктивными ориентирами, так и патологиями; неумение и нежелание считаться с позицией других, неспособность адекватно вести себя в экстремальных ситуациях. Повышенная возбудимость, максимализм, проявляющиеся в определенных условиях; беспокойство, страх перед будущим. Эмоциональное напряжение.

· социально-политические, связанные с наличием заинтересованных в дезинтеграции групп, с идеологией насилия политических сил. Индикаторы: приверженностью молодых людей к тем или иным способам регуляции поведения (норма, закон) или правовой нигилизм, несформированность отношения к закону; восприятие деструктивных политических сил.

· диспозиционные, связанные с предрасположенностью личности к определенному поведению, обусловленному образом жизни, ценностными ориентациями, социальными отношениями и окружением, опытом, ситуационными установками. Индикаторы: негативное отношение к социальным и материальным неравенствам; к проблеме дискриминации; признание ценностей и диспозиционных установок жестокости и насилия; неадекватная субъективная оценка социальной ситуации неустойчивое отношение к нормам морали и социальным ценностям; к молодежным движениям экстремистского толка и экстремистским проявлениям в молодежной среде; негативное отношение к представителям других национальностей, конфессий; степень вовлеченности в области жестокости и насилия.

2.2. Психологические факторы

В проведенном выше анализе упор делается на социологических факторах, детерминирующих экстремистское поведение. Однако нас интересуют психологические механизмы, задействованные в насилии на психологической почве. И, действительно, межэтнические конфликты имеют глубинную психологическую основу и часто возникают вокруг проблем идентичности, символов, легитимности

Д.В. Ольшанский [35] считает, что независимо от иных порождающих факторов, разные виды экстремизма имеют общую психологическую основу: "Экстремизм порождают социально-экономические кризисы, деформация политических институтов, резкое падение жизненного уровня, ухудшение социальных перспектив значительной части населения, доминирование в обществе чувств, настроений хандры, пассивности, социальной и личной нереализованности, неполноты бытия, страха перед будущим, подавление властями оппозиции, инакомыслия». Он также определяет «блокирование легитимной самодеятельности человека, национальный гнет, амбиции лидеров политических партий, ориентации лидеров и факторов политического процесса на экстремальные средства политической деятельности".

А.Я. Анцупов [5] предлагает модель, основанную на взаимодействии разных причин, он утверждает, что экстремизм – это одновременно функция ситуационных и индивидуальных факторов: «истоком в большинстве случаев являлось широко распространенное движение социального протеста. Стычки с властями зачастую ожесточенного характера, и неуспех попыток вызвать народную реакцию привели к расставанию с иллюзиями и деградации движения. Осколки движения оформились в небольшие подпольные группировки, сохранившие мало контактов с внешним миром и яркую внутригрупповую преданность и сплоченность. Эти обстоятельства повысили статус агрессивных индивидов до лидерских позиций и позволили им ввести акты агрессии и насилия в качестве излюбленного образа действия». Соответственно, можно утверждать, что психологической предпосылкой экстремистского поведения является агрессивность. О причинах же самой агрессивности можно рассуждать очень долго – отметим лишь, что К.Лоренц [28], известный исследователь агрессивного поведения, выделяет несколько факторов

· Культурные факторы (культурные оценки агрессивного поведения)

· Влияние СМИ (агрессивность усваивается человеком через викарное научение)

· Семейные факторы (неполные семьи, взаимоотношения с братьями и сестрами, стиль семейного воспитания)

· Наличие в детстве психологических травм, ситуаций ущемления

· Темпераментальные характеристики (такая характеристика как «взрывной темперамент»)

Итак, необходимо отметить, что агрессивное поведение с чертами расовой, этнической и религиозной неприязни возникает на ранних стадиях индивидуального развития, и если остаётся без должного внимания то, может закрепиться или обостриться по мере взросления индивида.

Н.В. Целуева [54] пишет о факторах способствующих молодежному экстремистскому поведению: «Исследования констатируют проявления таких тревожных симптомов в подростковой и молодежной среде, как социально-политическая инфантильность, утрата национальной культурной идентичности, индивидуализм и эгоцентризм, воинствующий национализм, диверсификация культурных и духовных ценностей, отсутствие жизненных перспектив и самоактуализации, девиантное и делинквентное поведение. В ценностном отношении современное поколение молодежи может быть охарактеризовано как маргинальное, а маргинализация влечет за собой противоречивость поведения, как группового, так и индивидуального, провоцируя увеличение количества экстремистских проявлений»