Смекни!
smekni.com

диссертации (стр. 4 из 12)

Работы студентов передают будущим поколениям наши представления и идеалы. Это требует от студентов предельной взыскательности, четкого определения своей гражданской позиции и полной самоотдачи. Разные виды монументальной живописи представленные в работах студентов. Новым для монументального искусства нашей Академии стало витражное искусство.

В 2008 году на базе кафедры была создана мастерская художественного стекла, в стенах которой студенты успешно осваивают технологии создания витража.

При активной поддержке руководства академии витражная мастерская была оснащена оборудованием и техникой. 31 марта 2009 по итогам работы мастерской организована небольшая выставка, которая стала началом воплощения художественных идей.

В результате ровно через год открылась уже первая полноценная выставка художественного стекла, в которой принимали участие не только студенты, но и педагоги. Экспозиция представляла первые, но весьма интересные работы, выполненные в рамках современных тенденций в технике «фьюзинг» и «тиффани».

Для нас, художников-витражистов, в академии основной целью стало освоение практических навыков выполнения работ в материале, и как итог – воплощение творческих замыслов. К тому же на основе классической технологии художественного стекла, можно добиться развития новейших современных техник. И как результат – проектирование и создание витражей по различным технологиям в современном национальном стиле на основе собственной технической базы.

В задачи моей магистерской диссертации входит: дать характеристику основных особенностей витража как вида декоративного искусства, ретроспективный анализ ”классических” периодов развития витражного искусства, анализ причин его востребованности в культуре разных времён, выявление и анализ основных этапов развития витражного искусства в Казахстане и за рубежом, изучение специфики этого вида искусства, использование традиционных и новаторских практик в авторском витражном искусстве, практическая деятельность по развитию витражного искусств в Академии им Т. Жургенова.

Заключение.

В настоящее время витраж снова обрёл актуальность. Как и все в мире, он воскрес на новом витке своего развития и не просто повторяет то, что по праву считается достижением прошлого, но и создает новое, опираясь на современные технологии. А сейчас хотелось бы прояснить вопрос о том, почему это случилось, что вызывает интерес к этому виду искусства и как оно реализуется в современном интерьере в Казахстане. Ведь поняв это, мы сможем сформулировать свой взгляд на предмет и попытаться воплотить его. А прикоснувшись к искусству, мы развиваемся, духовно обогащаемся, растём.

Несмотря на то, что стекло известно с древнейших времен и находит широкое применение практически во всех областях человеческой деятельности, природа стеклообразного состояния, понимание процессов стеклования на атомно-молекулярном уровне далеки от создания теории стеклообразного состояния, аналогичной по своей общности теории кристаллического состояния. Жаркие дискуссии по определению понятия "стеклообразное состояние" отражаются в творчестве таких личностей как, Андри де Моран, Н.Н. Качалов, А.Лукас, наглядно проявляющими сложность решаемой проблемы.

Исторический экскурс показывает, что витраж становится «действующим» художественным явлением лишь при условии его востребованности в культуре и переживает свои периоды расцвета именно тогда, когда культура требует значащих иносказаний. В готике это были иносказания светоцвета, связанные с культовой идеей, в модерне – со светским началом.

Мировая культура богата непревзойденными шедеврами витражного искусства, развитие которого насчитывает уже не одно столетие. В разные эпохи отношение к витражному искусству было неравнозначным: периоды интереса сменялись почти полным его забвением. Неравномерность востребованности витража, принципиальные различия в формообразовании и художественных приемах характерны и для творческой практики.

Сегодня транспарантные изображения окружают нас повсюду: плакаты с подсветкой рассыпаны на городских улицах. Современные технологии передачи изображений позволили включить в городское пространство искусственно созданную видеореальность, включающую свет, цвет, звук. Конец XX века создал новые формы транспарантов. Но не забыта и "классическая" техника стеклянного витража, которая сегодня вновь переживает подъем.

Витраж, как уже было сказано, является древним искусством, но классические технологии его изготовления, несмотря на многовековую историю своего существования, почти не изменились. Сменяющие друг друга эпохи кардинально ничего не меняли, они только диктовали сюжеты, цвета и оттенки, определяли место, которое могло быть декорировано подобным украшением.

Изучение истории этого искусства (как и его современной практики) свидетельствует также и о том, что витраж как художественное явление обладает сложной динамикой и способен к кардинальной смене своего «образа». Поэтому выявление и систематизация основных характеристик витражного искусства сопряжены с целым рядом трудностей, в частности, уже с тем, что сама дефиниция его видовой принадлежности (по сравнению с другими пластическими искусствами) лишена привычной четкости.

На основе проведенного анализа можно утверждать, что витраж, во-первых, это самостоятельный вид декоративного искусства, во-вторых, он обладает уникальной функцией светоносности и использует специфический материал, который не принимается в других видах монументально-декоративного искусства; витраж обладает функциональным разнообразием в средовом пространстве интерьера и богатыми возможностями использования художественных приемов.

Искусство витража призвано сегодня реализовать концепции авторского интерьера и стать объединяющим элементом всех дизайнерских деталей, выразить общую образность ансамбля. Отсюда – многообразие функций и художественных решений в витражном искусстве. Отсюда – развитие новых тенденций в авторском искусстве витража. Отсюда – неисчерпаемый выбор стилизующих приемов, использования предшествующих художественных достижений и рождения современных новаций.

Большой скачок витражное искусство претерпевает в конце ХХ и начала XXI века. Появление новых культурных и теологических обстоятельств повлекли за собой расцвет архитектуры. Коренные изменения традиционного облика городов и интерьерных пространств позволило стать витражному стеклу выдающимся изобразительным средством.

Идея витражного искусства с 90-х годов получала всё более широкое распространение в республике. Невиданное по размаху градостроительство, повышение благосостояния народа, возросшие духовные запросы, комплексная работа по идейному и нравственному воспитанию трудящихся явились мощными стимулами для подъема витражного-декоративного искусства республики, для рождения таких его типов и форм, которые были вызваны потребностями данного исторического момента.

На первый план выдвигаются проблемы активизации художественных средств произведений, обогащаются техники витражного искусства, которые связаны с формированием оригинальных эстетических акцентов в окружающей среде.

С этого времени художественный витраж обретает свою классическую форму - цветные стекла, скрепленные между собой с помощью металлического профиля. Этому способствовало появление способа изготовления тонкого листового стекла, использование свинцового профиля, а также разделение специалистов на производителей стекла и мастеров-витражистов. Востребованность витража в современном искусстве и дизайне обусловлена, прежде всего, его функцией, в которую изначально входит не только прагматическое освещение пространства интерьера или экстерьера, но и организация особой светоцветовой среды, заданной определенными культурными установками. Эта его основная функция оказывает ведущее влияние на формирование исторически-конкретного «образа» витража: формальная организация изначально подчиняется здесь воплощению глубинных представлений о красоте.

Современная художественная культура Казахстана проявляет эстетические возможности и художественное своеобразие витража, его отличие, например, от живописи по стеклу или стеклоделия. Очевидностью стало и то, что, например, мозаика и фреска не «прижились» в современных условиях и в значительной степени потеряли свою актуальность, в то время как витражное искусство проявило способность к дальнейшей актуализации в культуре, пройдя путь от утверждения «большой идеи» советского периода до реализации индивидуального авторского проекта.

В океане современной оформительской практики витраж отстаивает право на свою уникальность и общезначимость. Демонстрирует авторское искусство Казахстана, которое сегодня начинает осваивать пространство выставочного интерьера, открывая тем самым новые грани своего художественного потенциала.

Для нашего исследования значимым событием стала по существу первая самостоятельная выставка витражного искусства молодых художников, состоявшаяся в Фонде Первого Президента в Алматы. Важным было и то, что многочисленные личные встречи с казахстанскими художниками, беседы и обсуждения, посещение мастерских и наблюдение за технологическим процессом создания витражей позволили увидеть малоизвестные грани этого искусства и в целом тенденции художественной практики Казахстана на рубеже текущих столетий. Таким образом, самый широкий круг источников, привлеченный автором из непосредственной художественной практики, стал в данном случае главным условием для создания исследовательской базы, способной подтвердить сформулированные в работе положения и выводы.