Смекни!
smekni.com

для сдачи кандидатского экзамена по философии. Брянск, 2003. 32 с. «Философия права» Гегеля (1770-1831) (стр. 4 из 5)

Взаимоотношения собственников, как считает Гегель, осуществляются через договор, который определяется как процесс, «в котором воплощается и опосредуется противоречие, состоящее в том, что я являюсь и остаюсь для себя сущим, исключающим другую волю собственником в той мере, в какой я в воле, тождественной с другой волей, перестаю быть собственником»6. Гегель проводит различие между дарственным и меновым договорами, относя их, соответственно, к двум различным видам - формальным и реальным договорами.

Заключительным моментом учения об абстрактном праве является гегелевское суждение о неправде. Гегель различает три вида неправды: 1) непреднамеренное или гражданское неправо, 2) обман и 3) преступление.

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М.,1990.С.98.

2Тамже.С.1О5.

3 Там же.С. 101.

4 См.: История философии в кратком изложении / пер. с чеш. И.И. Богута, - М.,1994.С554.

5 Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М.,1990.С115.

6Тамже.С128.

Преступление - это сознательное нарушение права, и наказание, поэтому является, как считает Гегель, не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии - поступке свободной личности1. «Наказание, карающее преступника, не только справедливо в себе - в качестве справедливого оно есть вместе с тем его в себе сущая воля, наличное бытие его свободы, его право, но есть также право, положенное в самом преступнике, то есть в его налично сущей воле, в его поступке»2.

Снятие преступления через наказание приводит к морали. Мораль - это право субъективной воли. После того, как воля получила наличное бытие в «некотором внешнем» (собственности) она должна получить его также в «некотором внутреннем» (морали). «Точка зрения моральности есть точка зрения воли в той мере, в какой она бесконечна не только в себе, но и для себя». На этой ступени, когда личность или персона абстрактного права становится субъектом свободной воли, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта.

В морали выделяется, по Гегелю, три стороны как проявляющие единичного, особенного и всеобщего:

1) поступок должен совпадать с субъективном умыслом;

2) субъективное намерение должно иметь своей целью благо;

3) поступок должен соответствовать добру как субъективной ценности5. Таким образом, лишь в поступке субъективная воля достигает

1 См.:Пионтковский А.А. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно - правовая теория. -М.Д963.С.428.

2 Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М,1990.С.147.

3 См.: История философии права. - С. - П6.Д998.С.239.

4 Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М.,1990.С.154.

5 См.: Керимов Д.А. Гегелевский метод восхождения от абстрактного к конкретному и процесс познания правовых явлений. // Правоведение. - 1997. - №2.С23.

объективности и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля ненаказуема.

Абстрактное право и мораль, представляющие, собой субъективный и объективный элементы свободной воли и, тем самым не лишенные односторонних её моментов, приобретают свою конкретность в нравственной действительности, когда понятие свободы объективируется в наличном бытии в виде семьи, гражданского общества и государства.

По Гегелю, нравственность есть идея свободы, то есть «понятие свободы, ставшее наличным миром и природой самосознания»1. В нравственности, где субъективный и объективный момент права совпадают «обязанность и право тем самым совпадают, и человек обладает посредством нравственного правами постольку, поскольку у него есть обязанности, и обязанностями, поскольку у него есть права»2. В нравственной действительности представлены Гегелем три момента:

1) семья как непосредственный или природный, нравственный дух, который раздваивается на 2) гражданское общество и 3) государство.

Семья как нравственный дух «имеет своим определением своё чувствующее себя единство, любовь... Любовь означает вообще сознание моего единства с другим, то, что я не изолирован для-себя, а обретаю моё самосознание только как отказ от своего для себя бытия и посредством знания себя как своего единства с другим и другого со мной»3. По утверждению Гегеля: «Семья завершается в следующих трёх сторонах:

a) в образе своего непосредственного понятия как брак;

b) во внешнем наличном бытии, в собственности и имуществе семьи и заботе об этом;

c) в воспитании детей и распаде семьи»4.

В результате расширения семьи, её дифференциации, то есть появления множества семей возникает гражданское общество.

Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М.,199О.С.2ОО.

2 Там же.С.207.

3 Там же.С.208-209.

4Тамже.С.209-210.

Гражданское общество, по мнению Гегеля,- это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей1.

Гегель различает гражданское общество и государство как политическое образование. Эти различия касаются двух принципиальных моментов. Во-первых, гражданское общество есть современное для эпохи Гегеля буржуазное общество. «Гражданское общество создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право»2. Во-вторых, гражданское общество представляет собой сферу реализации частных целей и интересов отдельной личности: «... принципом гражданского общества является конкретное лицо, которое есть для себя как особенная цель, как целостность потребностей и смешение природной необходимости и произвола, но особенное лицо как существенно соотносящееся с другой такой особенностью, так что каждое из них утверждает свою значимость и удовлетворяется только как опосредованное только формой всеобщности, другим принципом гражданского общества» . В «Прибавлении» к §182 Гегель дополняет: «В гражданском обществе каждый для себя — цель, все остальные для него ничто. Однако без соотношения с другими он не может достигнуть своих целей во всём их объёме: эти другие суть, поэтому средства для цели особенного. Но особенная цель посредством соотношения с другими придаёт себе форму всеобщего и удовлетворяет себя, удовлетворяя вместе с тем стремление других к благу». Здесь нельзя не заметить тот факт, что эгоистические цели отдельной личности необходимым образом сочетаются с целями и интересами других людей- членов гражданского общества.

1 См.: Нерсесянц B.C. Диалектика внутренней и внешней политики в учении Гегеля // Взаимосвязь и взаимовлияние внутренней и внешней политики: ежегодник Советской ассоциации политических наук. -М.,1982.С.73-74.

2 Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М.,1990.С.228.

3 Там же.С.227-228.

4 Там же.

В развитии понятия права гражданское общество, по заверению Гегеля, является необходимым этапом, ибо здесь демонстрируется взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего. Развитость идеи предполагает, по Гегелю, достижение такого единства, в рамках которого противоположности разума, в частности моменты особенности и всеобщности, свобода частного лица и целого, признаны и развёрнуты в их мощи1. В этом отношении систему гражданского общества следует «рассматривать как внешнее государство, как государство нужды и рассудка»2.

Гражданское общество содержит в себе три следующих момента: 1) систему потребностей; 2) защиту собственности посредством правосудия; 3) полицию и корпорации.

В системе потребностей, по Гегелю, выделяется три сословия:

1) субстанциальное, имущество которого состоит в природных продуктах Земли, то есть сюда относятся землевладельцы;

2) промышленное, внутри которого, в свою очередь, выделяют ремесленное сословие, сословие фабрикантов и торговое сословие и;

3) всеобщее, которое охраняет всеобщие интересы и освобождается от непосредственного труда (чиновники).

В вопросе отправления правосудия Гегель рассматривает проблемы права как закона, наличного бытия закона и суда. Гегель обосновывает необходимость оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Автор «Философии права» делает важное с юридической точки зрения обоснование исключительности судебной власти: «Член гражданского общества имеет право искать суда и обязанность предстать перед судом и получить только через суд оспариваемое им право»3. Посредством отправления правосудия, убеждает Гегель, устраняется нарушение прав собственности и личности.

1 См.: Нерсесянц B.C. Философия права. Учебник для вузов. - М, 1997.С.504-505.

2 Там же.

3 Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М.,1990.С258.

Благодаря полиции, по мнению Гегеля, гражданское общество защищает отдельного гражданина, отстаивает его права, а гражданин в свою очередь соблюдает права гражданского общества. Данную функцию полиция осуществляет посредством карающей полицейской справедливости, полицейского надзора и опеки. Высшие интересы гражданского общества, охраняемые законодательством, судом и полицией, ведут, по логике развития понятия права, за пределы этой сферы - в область государства1.

Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания. «Это развитие непосредственной нравственности в государство посредством раздвоения гражданского общества, в государство, которое являет себя как его подлинное основание, есть единственное научное доказательство понятие государства. Так как в ходе развития научного понятия государство является как результат, а между тем оно оказывается подлинным основанием, то первое опосредование и эта видимость также снимает себя и переходит в непосредственность. Поэтому в действительности государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента»2. В государстве достигается тождество особенного и всеобщего, нравственность получает свою объективность и действительность как органическая целостность.