Смекни!
smekni.com

«Мониторинг качества усвоения обучающимися образовательной программы студии «Золотые руки» (стр. 3 из 4)

8. Мельникова Л.В., Фридман Т.В., Осипова Л.В. Методика трудового обучения. М.: Просвещение, 1971 - 80 с.

9. Плюхин В.У. Творчество – у истоков гражданственности. М.: Просвещение, 1989 - 174 с.

10. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. М.: Просвещение, 1984 - 143 с.

Именно поэтому образовательный процесс, направленный на изучение нового вида рукоделия, освоения техники выжигания по ткани, опирается на результаты усвоения содержания программы, творческое развитие каждого обучаемого, его воспитание.

Результаты обучения отражаются в коллекции творческих работ обучаемых, выполненных с применением основных приемов гильоширования. При оценке работ обращается внимание на полноту использования приемов выжигания, полноту коллекции в соответствии с пройденными темами, соответствие

примененных приемов содержанию работы, уровень творческих способностей, желание работать, аккуратность выполнения.

- изучение приемов выжигания на изделии, минимума - на образцах;

ВВЕДЕНИЕ

Чувство прекрасного, потребность в красоте живут в человеке. И очень восприимчивы к проявлению прекрасного дети. Детское творчество носит печать безудержной энергии – колористической, цветовой, пластической.

Искусство – прежде всего это воспитание души, воспитание чувств, уважения к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представление о прекрасном, окрыляет мечту, делает богаче душу человеческую. В наш век небывалого роста научно-технических знаний роль искусства возрастает. Искусство учит ценить уникальность человеческой личности, оно учит состраданию, душевности.

Гильоширование (выжигание по ткани) – новый взгляд на рукоделие. Молодой, но уже очень популярный вид творчества. Современные синтетические ткани позволяют нетрадиционно использовать хорошо известные приемы аппликации, вышивки ришелье, выжигания по дереву и других видов декоративно-прикладного искусства. Это искусство особенно привлекает учащихся среднего школьного возраста, так как сразу виден результат работы и не требуется большой усидчивости при изготовлении изделия, что очень важно для школьников подросткового возраста.

Цель обучения в творческом объединении:

- познакомить обучаемых с одним из новых видов прикладного творчества;

- обучить навыкам и приемам художественной обработки различных материалов горячей иглой;

- дать обучаемым базовые знания, умения и навыки, которые послужат основой ориентации в выборе возможных профессий, связанных с декорированием одежды, интерьера, изготовлением различных аксессуаров.

На этом основании ставятся следующие задачи обучения:

- Воспитательные

- создание атмосферы доверия, творческих контактов между обучающими;

- помощь в самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;

- воспитание общей культуры поведения, навыков культуры труда, здорового образа жизни;

- воспитание воли, усидчивости, уважения к своему труду и труду окружающих, стремление к достижению результата поставленной цели;

- воспитание уважения к культурным традициям народов России и всего мира;

- Развивающие

- познакомить учащихся с историей гильоширования (выжигания по ткани) – современным искусством ХХI века;

- развитие разносторонней личности и художественно-творческих способностей обучаемых;

- развитие самостоятельности и способности обучающихся решать творческие и изобретательские задачи;

- создание творческой атмосферы в объединении на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;

- формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному искусству;

- Обучающие

- обучение технологии выжигания по ткани;

- обучение безопасным, в соответствии с ТБ, способам и приемам работы с электроприборами, колющими и режущими предметами;

- закрепление и расширение знаний и умений, полученные на уроках ИЗО, технологии, в других творческих объединениях, способствовать их систематизации через личный опыт творческой деятельности;

- формирование образного и пространственного мышления и умения выразить свою мысль на плоскости и в объеме;

- приобщение детей к национально-региональным особенностям искусства Московской области и России в целом, знанию истории родного края;

- привитие навыка анализа и самоанализа применительно к творческой деятельности

ГЛАВА I. О НЕКОТОРЫХ ВИДАХ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Исторически сложились устойчивые формы существования и развития искусства – архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура, графика…. Этим видам искусства соответствуют определенные разновидности художественной деятельности.

Искусство существует и исторически развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многообразием и многогранностью самого реального мира, отображенного искусством. Каждый из видов искусства, отражая мир в целом, обладает определенными преимуществами в более прямом, ярком и совершенном отображении каких-то его сторон, граней, явлений. Виды искусства различаются по способам воспроизведения действительности и художественным задачам, а также по специфическим материальным средствам создания образа. Каждый из них имеет свои особые роды и жанры (внутренние разновидности).

Различаются искусства пространственные, или пластические (архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись, графика, художественная фотография), для которых пространственное построение существенно в раскрытии видимого образа; временные (театр, кино телевидение, цирк). В декоративно-прикладном искусстве художественный образ возникает на основе создания полезных вещей.

1.1 Прикладное искусство.

С древнейших времен свойственно человеку стремление к красоте в окружающем его предметном (вещном) мире. С этой целью на простые ткани наносили вышитые узоры, керамику украшали орнаментом и изображениями, сначала выдавленными и процарапанными, затем нанесенными глиной другого цвета. Позднее с этой целью использовали цветные глазури и эмали. Металлические изделия отливали в фигурных формах, покрывали чеканкой, насечкой. Узоры, украшения как бы «прикладывались» к предмету, и он становился красивее, богаче, наряднее. Он сохранял свою утилитарную первооснову, свою полезность, но им теперь можно было и просто любоваться, показывать его как достопримечательность. И ценился такой предмет уже не только за то, что был просто полезен, но и за свой узор, мастерство украшения, благородство материала и тонкость работы. Позднее, в XIX в. эту область художественного освоения предметного мира, определили как «прикладное искусство».

На развитии прикладного искусства сказались условия жизни, быта каждого народа, природные и климатические условия его обитания. И хотя сегодня изделия прикладного искусства – текстиль, одежда, посуда и др. выпускаются индустриальным способом, они в значительной мере сохраняют национальные особенности. Изделия прикладного искусства, будучи в основе своей утилитарными, включают в себя элементы духовной культуры, национальной традиции. Специалист, работая над ними, думает не только об их удобстве и соответствии своей функции, но и над тем, чтобы они были красивы, доставляли тому, кто ими пользуется, эстетическое удовольствие. Фарфоровая и хрустальная посуда, мебель, вазы для цветов, декоративные ткани для покрывал и занавесей и т.д. – это важнейшие элементы художественно-содержательной предметной среды. Они служат практическим целям и одновременно украшают наш быт, создают определенное эмоциональное настроение. Красота и польза в них уравновешенны и гармонично дополняют друг друга.

1.2 Декоративное искусство

В эпоху рабовладения получило новый толчок зародившееся еще при родовом строе желание украшать себя ожерельями, браслетами, кольцами… Позднее появились и предметы украшения одежды, а затем и украшения жилища (ковры, вазы). Здесь уже на первом месте стояла красота. Подобные вещи еще сохранили свою прежнюю целесообразную форму, но их смысл и ценность были именно в красоте. Их «польза» была только в том, что они красивы. Это искусство уже значительно позднее, в XVIII-XIX вв., назвали декоративным (от фр. слова «декор» - «украшение»). Изделия декоративного искусства существуют только для украшения помещения, одежды или человека. Самое важное в произведении декоративного искусства – общая художественная выразительность, красота вещи в целом. Декоративные произведения демонстрируют вкус, фантазию и духовные интересы мастера.

Декоративное искусство играет важную роль в культурной жизни страны. По степени развития этого искусства можно с полным основанием судить об уровне художественной культуры общества в целом. Прикладное и декоративное искусство во многих случаях дополняют друг друга. В этом смысле говорят о декоративно-прикладном искусстве.

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров.

Они входят в нашу жизнь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением жилья. В этом выражается исконная потребность человека в красоте, желание видеть вокруг себя рукотворные предметы декоративного искусства с их естественностью и поэтичностью, а самое главное – доброй энергией мастера, подарившего эти изделия людям.

Некоторые промыслы имеют многовековую историю и уходят в древность традиции (ткачество, гончарное дело), другие возникли на наших глазах, буквально в последние десятилетия. Одним из таких видов декоративно-прикладного творчества является художественное гильоширование.