Смекни!
smekni.com

на тему (стр. 3 из 3)

Специфическим вопросом культуры как механизма по организации хранению информации в сознании коллектива является долгосрочность. Вопрос этот имеет два аспекта.

1. Долгосрочность текстов коллективной памяти.

2. Долгосрочность кода коллективной памяти.

Долгосрочность текстов соэдаёт внутри культуры иерархию, которая обычно отождествляется с иерархией ценностей. Наиболее ценными могут считатся предельно долговечные тексты, хотя известны и такие культурные анамалии, в которых мгновенность – высшая ценность.

Долгосрочность кода зависит от константности его основных структурных моментов и от внутреннего динамизма – способности изменятся, сохраняя память о предшествующих состояниях.

Рассматривая культуру как долгосрочную память коллектива мы можем выделить три типа её заполнения.

1. Колличественное увеличение объёма памяти. Заполнение различных ячеек различными текстами.

2. Перераспределение в структуре ячеек памяти.

3. Предание забвению некоторых текстов. Культура постоянно исключает из себя определённые тексты. История уничтожения текстов, очищения от них резервов памяти идёт параллельно с созданием новых текстов. Культура по своей сущности направлена против забывания. Она побеждает его превращая забывание в один из механизмов памяти.

Существуют определённые ограничения в объёме коллективной памяти, обусловливающие вытеснение одних текстов другими. Но в некоторых случаях несуществование одних текстов является непременным условием для существования других в силу их семантической несовместимости.

Несмотря на видимое сходство, между забыванием как элементом памяти и средством её разрушения – глубокая разница. В последнем случае происходит распад культуры как единой коллективной личности, обладающей непрерывностью самосознания и накопления опыта.

5. ДИНАМИЗМ КУЛЬТУРЫ

Человеческая культура представляет собой динамическую систему. Динамизм семиотических компонентов культуры связан с динамизмом социальной жизни человеческого общества. Для человека изменчивость - нормальное условие существования, но именно культура отличает человеческое общество от нечеловеческого, поэтому динамизм не внешнее для культуры свойство, а присущее её внутренней структуре. Другое дело, что процесс этот может не осознаваться как непрерывный и разные его этапы могут восприниматься как разные культуры, противопоставленные друг другу.

Стимулом динамизма является потребность в новизне, «системной перемене». В чём корень этой потребности? В настоящее время наиболее вероятный ответ на этот вопрос представляется в следующем виде: в определённый момент, именно в тот, с которого мы можем говорить о культуре, человечество связало своё существование с наличием постоянно развивающейся ненаследственной памятью – оно сделалось получателем информации (в доисторический этап оно было лишь носителем информации, постоянной и генетической). А это, в свою очередь, потребовало постоянной актуализации кодирующей системы, которая всё время должна присутствовать в сознании и адресата, и адресанта, что обусловило возникновение такого механизма, который обладал бы функцией сохранения единства памяти, оставаясь при этом самим собой – с одной стороны, а с другой, постоянно обновлялся бы, и этим повышал уровень впитывания информации. Потребность самообновления для того, чтобы, оставаясь собой, становиться другим, составляет один из основных рабочих механизмов культуры.

Таким образом, тенденция к приумножению — резуль­тат потребности преодолеть неадекватность коммуникации и потребности обеспечить упорядочение и циркуляцию все возраста­ющего количества информации, которую накапливает культура.

В пределах культуры различные вторичные системы развивают­ся с разной быстротой: поскольку каждая система имеет свой ме­таязык — язык критики для искусств, язык социологии для соци­ального поведения, мифологии для мифов и семиотики культуры для общего функционирования культуры, — общая модель измене­ния повторяется с различной скоростью в каждой вторичной сис­теме. В культурах с высокой степенью сложности, таких, как совре­менная культура, роль индивида-творца (артиста) в изобретении и обновлении кодов особенно значительна. Чем больше сложность культуры, тем больше значение каждого индивида как структурного составляющего всей системы. Факт существенного динамизма культуры придает большее значение диахроническому описанию культур, чем синхроническому, которое является менее адекват­ным реальности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно сделать окончательный вывод касательно семиотики культуры. Культура - знаковая система, определенным образом организованная. В качестве определяющего признака культуры выступает именно момент организации, появляющейся как некая сумма правил, ограничений, наложенных на систему.

Культура неизбежно принимает характер вторичной системы, надстраиваемой над тем или иным, принятым в данном коллективе, естественным языком, и по своей внутренней организации воспроизводит структурную схему языка. Наличие различно организованных структур и разных степеней организованности – необходимое условие работы механизма культуры. По утверждению М. Ю. Лотмана [3], “c потребностью структурного разнообразия, видимо связано то, что каждая культура, помимо внекультурного фона, расположенного ниже её уровня, выделяет специальные сферы, иначе организованные, которые оцениваются в аксиологическом отношении весьма высоко, хотя и стоят вне общей системы”.Таков монастырь в средневековье, поэзия в концепции романтизма, театр для обывателя и многие другие островки «другой культуры».

Итак, культура - исторически сложившийся пучок семиотических систем (языков), который может складываться в единую иерархию (сверхязык – по мнению Ю. М. Лотмана [3]), но может представлять собой и симбиоз самостоятельных систем. Но культура включает в себя не только определенное сочетание семиотических систем, но и всю совокупность исторически имевших место сообщений на этих языках (текстов).

Таковы, как представляется, основные черты той сложной семиотической системы, которую мы определяем как культуру.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Войтехович Р., Казарян Л. Семиотика культуры: культурные механизмы, границы, самоидентификации. // “НЛО”, 2002, №5

2. Кнабе Г. Семиотика культуры: знак и его свойства. – М., 1986

3. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры. – М. 1970

4. Махлина С. Г. Семиотика культуры. – М., 1985

5. Успенский Б. А. Избранные труды. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. – М., 1996