Смекни!
smekni.com

«Большой наказ Екатерины ii» (стр. 3 из 5)

Екатерина стала понимать, что её замысел кончился ничем: гармоничного соединения теории с практикой — «Наказа» с желаниями общества — не получилось. Депутаты не были готовы к восприятию принципов, предложенных императрицей: сказались отсутствие традиций правовой и политической культуры, откровенный консерватизм большинства депутатов. Кроме того, интересы сословий часто не совпадали, а компромисса найти не удавалось.

В свою наиболее острую и завершающую стадию дебаты ступили весной 1768 г., когда депутаты стали обсуждать вопрос о положении крестьянства и причинах побегов.

В декабре 1768г. под предлогом начавшейся русско-турецкой войны разочарованная императрица подписала указ о роспуске комиссии. Она решила пойти другим путем и избрать политику уступок дворянству, чтобы, опираясь на его поддержку, стабилизировать общество, создать могучий государственный аппарат для проведения внутренней и внешней политики.

Екатерина не смогла провести общую реформу законодательства, но работа Комиссии не пропала впустую. По сути дела, работа «Уложенной комиссии»- это первый образец представительного учреждения в России, сочетающий в себе европейский и отечественный политический опыт, опыт Земских соборов и европейских парламентов. Основными итогами непродолжительного существования комиссии стали: во-первых, осуществилась одна из задач комиссии, обозначенная в Манифесте 16 декабря, состоящая в том, чтобы «лучше нам узнать быть можно нужды и чувствительные недостатки нашего народа»,[13] был собран огромный фактический материал о положении сословий в империи, остались протоколы заседаний, отразившие картину взглядов, настроений и интересов тогдашнего общества. Во-вторых, деятельность «Уложенной Комиссии» способствовало распространению в России идей Просвещения, Екатерина сумела заставить россиян задуматься о государственной вольности, политических правах, веротерпимости, вреде применения пыток, равенстве всех подданных перед лицом Закона. И наконец, в-третьих, комиссия просто укрепила положение императрицы на троне.

«Большой Наказ императрицы»[14]

В качестве руководящего документа работы «Уложенной комиссии» Екатерина написала специальный Наказ. «Большой наказ императрицы» (его официальное название) стал ярчайшим образцом официального просветительства, над которым Екатерина II трудилась более двух лет. Он был проникнут духом либерализма и составлялся под влиянием трудов Монтескье «О духе законов», Беккариа «О наказаниях и преступлениях» Гельвеция и других французских просветителей. Основной текст «Наказа» содержит 20 глав, поделенных на 546 статей, из которых 245 – заимствованы из произведений Монтескье и 106 – из Ч. Беккариа. Яркое подтверждение тому посвященное изданию «Наказа» письмо Екатерины II к Д, Аламберу: вы «увидите, как там я на пользу моей империи обобрала президента Монтескье, не называя его».[15] Кроме того императрица использовала труды немецких ученых Бильфельда и Юста, а также русское законодательство. «Наказ» исходил из положения о том, что верховная власть «сотворена для народа» и действует «к получению самого большего от всех добра».

Составительница наказа считала, что для успешного проведения реформ необходимо предоставить гражданские права прежде всего «самому правящему классу», каким было дворянство. Поэтому отныне дворяне получали жалование, сверх того, что подобается им на службе, дворяне пожизненное освобождались то смертной казни, телесных наказаний и прочих насильственных действий, имение дворянина не подлежало конфискации, кроме как за государственные долги, решение суда по делу дворян не приводилось в исполнение без благословения императрицы.

В «Наказе» впервые для русского человека декларировались равенство всех перед законом, его политическая свобода, недопустимость насилия и жестокости над ним и т.д.

В своих рассуждениях Екатерина II исходит из убеждения, что Россия – европейская страна, и что ее размеры обусловили единственно приемлемую для нее форму правления в виде абсолютной монархии. В «Наказе» самодержавная форма власти обосновывалась как наиболее приемлемая для России «ввиду обширного пространства Империи и разнообразия ее частей».[16] Екатерина отметила: «Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовать сходно с пространством столь великого государства… Всякое другое правление не только было бы для России вредно, но и разорительно».[17] Целью самодержавия императрица объявила благо всех подданных. Девизом «Уложенной комиссии» были слова: «Блаженство каждого и всех». Свобода граждан, или, как ее называла Екатерина, вольность, «есть право делать то, что законы дозволяют». Таким образом, равенство людей понималось как право каждого сословия овладеть дарованными ему правами: для дворян свои установления, для крепостнх – свои. Гарантией от превращения неограниченной монархии в тиранию могли бы служить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Однако сами эти органы должны были создаваться и действовать по воле самодержца.

Также Екатерина II понимала, что в более глубоких изменениях нуждалась и судебная система. «Наказ» отвергал пытки, ограничивал применение смертной казни, предлагал отделить судебную власть от исполнительной, высказывался в пользу веротерпимости, против рабства, за распространение просвещения между людьми, за подчинение жизни общества и государства разумным и гуманным законам.

Был упомянут в «Наказе» и вопрос крепостного права. Екатерина, воспитанная на идеях Просвещения, отрицательно относилась к крепостному праву, видя в нем «человеческому роду нестерпимое положение». Она также понимала, что освобождения крестьян требует хозяйственный прогресс. Робкие пожелания выдвигались относительно того, чтобы «учредить нечто полезное для собственно рабов имущества», ибо «не может земледельство процветать тут, где никто не имеет ничего собственного»[18].

В манифесте по случаю своего вступления на престол царица заявила: « Намерены мы помещиков при их имениях и владениях ненарушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать» Это объяснялось, по-видимому, стремлением Екатерины заручиться поддержкой дворянства. В первоначальном проекте «наказа» даже говорилось о необходимости смягчить положение крепостных и предоставить им право собственности на имущество. В окончательный вариант эти слова не попали. И даже в «Наказе» вопрос крепостничества оказался весьма противоречивым.

Первое издание «Наказа» вышло в 1776 г. Он издавался 7 раз общим тиражом около 5 тыс. экземпляров и приобрел широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами.

Екатерине, однако, не всегда удавалось приспособить идеи просветителей к русской действительности и преодолеть противоречия между реалиями феодальной структуры общества и по сути буржуазными догмами, исповедавшимися деятелями Просвещения. Так, вспомним идеи, воспринятые еще не будучи императрицей Екатериной II из сочинений французских философов-просветителей и записанные ею в дневнике (см. введение): «Наказ» постулировал «Блаженство каждого и всех», а также провозглашал, что равенство граждан всех состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам», в то время как эти постулаты противоречили сословному строю.

Нельзя не отметить, что «Наказ» стал не только крупнейшим актом государственной политики и законодательной доктрины своего времени, но и своеобразным выражением теории и политики «просвещенного абсолютизма». Французские мыслители после прочтения «Наказа» говорили, что разработанное императрицей пособие по составлению законов, в котором провозглашались нравственные и правовые принципы законотворчества, сделают ее имя «Надеждой человечества».[19]Частично это предсказание сбылось. Весь этот документ был пронизан самыми возвышенными и романтическими идеалами и был с восторгом принят россиянами. После ознакомления с наказом государыни очарованные депутаты постановили преподнести Екатерине II Алексеевне титул «Великой и Премудрой матери Отечества». Узнав об этом, Екатерина возмутилась: «Я им велела делать рассмотрение законов, а они делают анатомию моим качествам».

После роспуска «Уложенной комиссии» идеи «Наказа» не были забыты, их можно проследить и в «Учреждении о губерниях», и в «Жалованных грамотах» дворянству и городам, принятых после подавления крестьянских восстаний под предводительством Е. И. Пугачева.

Заключение

История правления Екатерины II — история блестящих благих пожеланий и их весьма умеренного и искажённого осуществления.

Первый период правления императрицы (до восстания Пугачева) часто называют политикой «просвещенного абсолютизма». Еще будучи великой княгиней, она познакомилась с концепцией французских философов. Став их поклонницей, Екатерина II после своего прихода к власти стремилась выступать в роли просвещенной государыни, способной облагодетельствовать подданных мудрыми законами. Поддерживая контакты с Вольтером, Дидро и другими тогдашними «властителями умов», она сумела создать о себе соответствующее впечатление и в европейском общественном мнении.

«Большой Наказ императрицы», подготовленный в связи с образованием в 1767г. Комиссии по разработке нового Уложения как документом, которым должны пользоваться и руководствоваться в своей деятельности депутаты Комиссии, - поистине модно считать эпогеем «екатерининского» абсолютизма. И пускай, из Екатерины не получился «мудрец на троне», т.к. Россия еще сама не была готова к переменам в законодательстве, но императрица внесла довольно много разумных предложений, которые в дальнейшем могли стать хорошим поспорьем. Также Екатерина проделала необходимые шаги, которые превратили Россию из наспех сколоченного государства Петра I в европеизированную державу.