Смекни!
smekni.com

работа «Возможности криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий» (стр. 1 из 10)

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Возможности криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………...стр. 3-4

§ 1. История возникновения и развития экспертизы…………………..стр. 5-11

§ 2. Криминалистическая экспертиза материалов, веществ, изделий.. стр.12-41

§3. Проблемы проведения криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий ……………………………………………………………стр. 42-44

Заключение………………………………………………………………..стр. 46

Список использованных источников…………………………………стр.47

Введение

Актуальность темы исследования возможностей криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий обуславливается широким использованием результатов данной экспертизы, юридически закрепленных в виде заключения эксперта, в качестве доказательства в уголовном, гражданском или административном судопроизводстве. Экспертное исследование материальных признаков веществ и изделий с применением научных методов и последующее формирование на этой основе соответствующих выводов помогают сделать процесс доказывания объективным, что особенно актуально в условиях демократизации предварительного расследования, реализации принципа презумпции невиновности, развития состязательности в уголовном процессе. Благодаря этому также значительно увеличивается объем фактических данных, установление которых существенно не зависит от субъективных факторов. Эти данные в отличие от сообщений тех или иных лиц не могут быть неопровержимо изменены волевым решением, объявлены несуществовавшими, фальсифицированными. Это обстоятельство является весьма важным в современной сложной обстановке, при наличии организованной преступности, когда потерпевшие и свидетели под воздействием угроз или подкупа нередко изменяют данные ранее показания.

Достаточно большое значение придается выводам экспертов в оперативно-розыскных целях на этапе поиска преступников. Научно подтвержден тот факт, что существует взаимосвязь между действиями преступника и окружающей материальной обстановкой, в которой отобразились результаты его деятельности; между свойствами личности и условиями ее развития, формирования; между социальными, психологическими и биологическими свойствами, а также свойствами каждого из указанных компонентов. Так, оценка эффективности экспертиз и исследований в поиске преступника, как и оценка любой другой деятельности, выражается как количественными, так и качественными показателями, которые в свою очередь зависят от результативности осмотра места происшествия. Как известно мобильность преступников, их техническая оснащенность и вооруженность повысилась, в связи с чем усложнились задачи, которые приходится решать следователю, а также эксперту.

Таким образом, существует достаточно прочная связь между деятельностью органов предварительного расследования и экспертными учреждениями. Все вышеизложенное определяет практические задачи, стоящие перед работниками правоохранительных органов: необходимо знать возможности экспертиз, в которых применяются новые научные методы исследования материалов, веществ и изделий, правильно осуществлять подготовку, назначение и организацию проведения таких экспертиз, эффективно взаимодействовать с экспертами, всесторонне оценивать экспертные заключения и использовать получаемые результаты для установления истины по уголовному делу.

Цель моей работы заключается в том, чтобы показать на примере Омской области возможности криминалистической экспертизы материалов, веществ или изделий, выявить ее место и роль среди иных видов экспертиз, основы организационного взаимодействия органов предварительного расследования с экспертными учреждениями, а также освещение проблематики данного вида экспертиз.

§ 1. История возникновения и развития экспертизы

Обращение правосудия к помощи науки отмечается в истории судебной экспертизы достаточно давно. По литературным данным, еще во времена византийского императора Юстиниана (5—6 в.в. до н. э.) в законодательстве находило отражение исследование почерка в судебных целях. В России уже в 15 в. сравнение рукописей использовалось при установлении подлинности документов. Годом официального становления судебной экспертизы считают 1716 г., когда Воинским уставом Петра I было предписано привлекать лекарей для исследования повреждений на одежде и теле пострадавшего. При необходимости исследования рукописных документов следовало обращаться к дьякам и подьячим. Позднее, в своде законов Российской империи 1857 г., указывалось, что «рассмотрение и сличение почерков производится по назначению суда сведущими в том языке, на коем написаны и подписаны документы». Такое исследование поручалось секретарям присутственных мест, учителям чистописания или другим преподавателям. Исследование документов, регулирующих, прежде всего, имущественные отношения — завещаний, векселей и т.д. — также требовало привлечения специалистов для выявления как самого факта подделки и его способа, так и фальсификации документа. Подобные исследования в 16—18 в.в. поручали аптекарям и фармацевтам. В начале 19 в.в. России были созданы врачебные управы (в частности, в Москве — Медицинская контора, а в Санкт-Петербурге — Физикат), которым было вменено заниматься производством такого рода исследований, а также выполнять контрольные функции по отношению к аптекарям и фармацевтам. Однако, как показала практика, эффективность этих экспертиз была очень низка (аптекари и фармацевты имели самое поверхностное представление об аналитической химии, а в управах не было ни соответствующих специалистов, ни даже примитивных лабораторий).

Первым в истории России учреждением, в котором начала формироваться судебная экспертиза, стала Санкт-Петербургская Академия наук. Академиков привлекали к производству исследований в интересах правосудия. Первоначально судебно-экспертная деятельность Академии наук ограничивалась вопросами медицины, но вскоре потребности в анализе документов и веществ привели к необходимости выполнения судебно-химических исследований. Большое их число провел лично М.В. Ломоносов. В 19 в. объем судебко-экспертной деятельности Академии наук расширился, появились новые объекты исследования, в том числе взрывчатые вещества и предметы со следами взрыва. Наиболее активно развивалось химическое исследование документов. Исследования, проводившиеся академиками-химиками Ю.Ф. Фрицше и Н. Н. Зининым, по праву должны считаться основой для дальнейшего развития действительно научных методов криминалистической экспертизы документов. Академия наук не только сама проводила судебно-экспертные исследования, но и способствовала учреждениям, которым это вменялось в обязанности. Прежде всего, это касается помощи Медицинскому Совету МВД, являвшемуся высшей судебно-экспертной инстанцией. Многие академики были членами Медицинского Совета и среди них — Н.Н. Бекетов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, Д.И. Менделеев. Оказывалась помощь Мануфактурному Совету Министерства финансов, который давал заключения по просьбам следственных и судебных органов, Экспедиции заготовления государственных бумаг, где проводились исследования по делам о поддельных денежных знаках, монетах и ценных бумагах.

На процесс судопроизводства в России и развитие судебных экспертиз существенное влияние оказала Судебная реформа 1864 года. Она регламентировала процесс предварительного расследования, получения и фиксации доказательств, обусловила необходимость более широкого использования научных познаний при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Устав Уголовного судопроизводства следующим образом (ст. 112, 325) определял положение экспертизы – эксперты должны приглашаться в тех случаях, когда для точного уразумения встречающегося в деле обстоятельства необходимы специальные сведения или опытность в науке, искусстве, ремесле, промысле или на ком-либо занятии. В ст. 326 указывалось, что «в качестве экспертов могли приглашаться врачи, фармацевты, профессоры, учителя, техники, художники, ремесленники, казначеи и лица, продолжительными занятиями по какой-либо службе или части приобретшие особую опытность». Уже тогда были сформулированы основные требования к экспертам — не заинтересованность в исходе дела, объективность мнений и суждений, возможность проявления инициативы при проведении исследования в целях вскрытия признаков, могущих привести к открытию истины. Заключения экспертов должны были проверяться и оцениваться судом.
Особо следует отметить вклад Академии наук в становление нового направления судебной экспертизы — экспертизы документов с использованием возможностей фотографии. Эту работу заслуженно связывают с именем Е.Ф. Буринского, который считается основоположником применения фотографических методов при исследовании документов. В 1903 г. им была опубликована монография «Судебная экспертиза документов, производство ее и пользование ею», в которой он изложил результаты своих многолетних исследований. Медицинский Совет под воздействием запросов практики был вынужден расширить сферу проводимых в нем экспертных исследований. В результате был внесен существенный вклад в развитие криминалистического исследования документов, судебно-баллистической экспертизы. Производство последней связано с именем П. И. Пирогова, который впервые стал устанавливать места расположения стрелявшего и жертвы, а также ряд обстоятельств применения огнестрельного оружия.