Смекни!
smekni.com

Симфония из бисера (стр. 1 из 3)

Управление образования

Администрации Первомайского района Томской области

Муниципальное образовательное учреждение

Первомайский Центр дополнительного образования для детей

Проектно-исследовательское объединение «ЛАД»

Реферат

на тему: Симфония из бисера

Выполнила: ученица 9 класса

Кондрашова Вера

Руководитель: Мазур Н. Н.,

педагог дополнительного образования

2008 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I. История бисера…………………………………………………... ….4

I.1. История появления бисера ………………………………………....4

I.2. Почему ее зовут именно бисеринкой……………………………....5

I.3. Производство бисера в России. ………………………………….....6

I. 4. Современное мастерство бисероплетения………………………...8

Глава II. Гармония цвета………………………………………….…………...9

Глава III. Технологии бисероплетения………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………...14

Литература……………………………………………………............................15

Приложение……………………………………………………………………..16

Введение

Я занимаюсь в объединении «Рукодельница» 5 лет. Мне очень нравится работать с бисером. В этом мне помогает мой педагог Глухова Алла Борисовна. Красиво исполненные изделия будоражат мое воображение. Мне хочется сделать еще что-то новое. Особенно меня поражает неисчерпаемая фантазия родной природы. Это нежность оттенков, игра контрастов. Это тонкие лепестки цветов. Часто хочется перенести домой частичку природы, но чтобы она не увядала. Цветы из бисера позволили осуществить это желание. Работы радуют не только меня одну, но и всех окружающих, служат украшением интерьера, порождают желание узнать, как появилось в нашей жизни чудо-бисер и как работают с ним. Это подчеркивает актуальность моей работы.

Цель работы: изучить историю появления бисера и технологии работы с ним, рекламировать свое хобби – занятие бисероплетением.

Задачи:

1. познакомиться с историей появления бисера;

2. проследить становление технологий бисероплетения на Руси;

3. формировать эстетический вкус посредством знакомства с экспозициями бисероплетения фондов Русского музея;

4. изучить рекомендации по использованию бисера и провести сравнительный анализ сочетания цветовой гаммы бисера для оптимального подбора расцветок своих работ;

5. рассказать о своем увлечении и работах из бисера, сделав презентацию реферата.

Реферат состоит из введения, трёх глав, заключения и приложений. В процессе работы были изучены пять литературных источников по данной теме, а также проанализирован книга-альбом «Бисер» Чиотти Д , рассказывающий об изделиях, расшитых бисером из фонда Государственного исторического музея. В приложении дан материал из этого альбома и фотографии работ из бисера автора реферата.

Практическая значимость работы:

1. знакомство с традиционным русским ремеслом может служить средством формирования нравственно-эстетических свойств личности подрастающего поколения.

2. результаты исследования могут использоваться детским объединениями художественно-прикладной направленности.

3. знание технологий бисероплетения может быть полезно педагогам-логопедам для развития мелкой моторики детей.

Глава I. История бисера.

I.1. С чего начинается история бисера?

История появления бисера - это очень давняя и загадочная история, и начиналась она около 4-го тысячелетия до нашей! эры. Сначала научились делать стекло.

Существует легенда, что финикийские купцы, возвращаясь из Африки на корабле, груженном содой, причалили в Сирии, с целью заночевать на песчаном берегу. А заодно поужинать, согреться возле костра. Но не на что было поставить горшок над огнем. Не оказалось на берегу подходящего размера булыжников. Однако предприимчивые купцы не растерялись и принесли с корабля крупные куски селитры (соединение натрия),, подложили в костер под горшок. Утром, проснувшись и собираясь на корабль, они вдруг заметили слиток, необыкновенно поблескивающий в лучах утреннего солнца. Слиток не мог не привлечь к себе внимания, и они им заинтересовались. Он был твердым, как камень и прозрачным как вода. К тому же он сверкал и переливался. С этого все и началось. Люди изобрели, сами того не ведая, стекло. А финикийские торговцы, в последствие начали бойкую торговлю в разных странах изделиями из стекла.[1, с. 11] Есть и другие версии.

Сейчас, наверное, не найдется дома, где не водились бы различные предметы, украшения, просто меленькие какие-то безделицы в виде сувенирчика, изготовленные с использованием бисера.

Чем же так замечательна, она эта бисеринка, почему благополучно перекатывается из века в век, за что ее полюбили, чем она так ценна? Многогранностью. Неограниченными возможностями ее использования. Завораживающей красотой в любом ее качестве. Кроме того, многие народности считали изделия, изготовленные из бисера оберегом, амулетом. И в этом есть своя доля истины. Потому как изделия из бисера, изготавливаемые ручным способом, заряжаются положительной энергетикой от рук мастериц, их изготавливающих. Бисером украшали себя в Древнем Египте, Индии, до сих пор украшают одежду народы Ближнего и дальнего Востока, Африки, Индии, Американского континента, островов Тихого океана, Европы и Азии.

I. 2. Почему ее зовут именно бисеринкой?

Есть гипотеза, что название бисер имеет свое происхождение от арабского слова «бусра» или «бусер», что в переводе означает фальшивый жемчуг. В дальнейшем название претерпело изменение, и появилась бусинка-бисеринка. Однако изделия из бисера в разных странах зовутся по-разному, например:

В Индии -хар, в Эфиопии-чале, в Белоруссии – пляценки и горлячки , в России – ожерелья, цепочки, гайтаны… вплоть до «фенечек» [6, c.26]

А дальше, Египет завоевали римляне, и производство стекла и бисера быстро распространилось в Римской империи. Первоначально бисер изготавливался из вязкой стекломассы, путем вытягивания металлическим прутиком нити, которую обвивали вокруг стержня из меди, диаметр которого соответствовал диаметру бусинки. Далее стержень убирали, а бусинка подвергалась дальнейшей, ручной обработке. Таким же способом получали и трубочку. Потом ее разрезали на кусочки нужной длины. В те времена тщательно хранили секреты производства бисера, который можно было обменять на золото, шелка и пряности в других государствах. [6, c.31]

Маленькая бисеринка завоевывает мир.

На протяжении веков технология изготовления бисера менялась. В конце XVII и начале XVIII века бисер находится на пике популярности становился все более разнообразным по цвету, размеру и форме. Появился металлический бисер: медный позолоченный стальной. Во второй половине XVIII века появились машины, для вытягивания трубок из стекла, что позволило ускорить и удешевить производство бисера.

С давних времен стеклоделие также было известно и на территории Древней Руси, это подтверждается археологическими находками. Большое количество стеклянных поделок и бус IX-XIII веков найдено при раскопках в Киеве, Новгороде, Чернигове, Старой Ладоге и ряде других центров. Найденные мелкие бусы, напоминающие бисер разнообразной цветовой гаммы вполне могли быть местного производства, об этом свидетельствуют раскопки мастерских по производству стекла с остатками сырья, полуфабрикатов, различных поделок, в том числе и бус. Однако период татаро-монгольского нашествия надолго прервал производство стекла и только, в XVI веке началось его возрождение. [1, с.45]

I.3. Производство бисера в России.

В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Однако массовый выпуск отечественного бисера все же не удалось наладить. Завод просуществовал до 1706 года и закрылся. По этой причине бисер продолжали ввозить из-за границы. Если в 1748 году только через Санкт-Петербургский порт, в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако даже этого количества не хватало перекрыть дефицит бисера. Поэтому М.В.Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты – цветного не прозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление – изготовление бисера и открыл фабрику. Спустя год, появилась первая продукция, которая использовалась во всей России. Сохранились образцы женских головных уборов в музее Ярославля.

Вторую половину XVIII до середины XIX можно смело назвать «Золотым веком бисера» в России. Увлечение бисером охватило все слои общества: крестьянки и горожанки расшивали миниатюрными бусинками и стеклярусом свои праздничные наряды. Но не только крестьянки с горожанками увлекались бисером.

Монахини в монастырях широко применяли бисер для украшения одежды священнослужителей. А также для вышивки окладов и риз икон, для плетения четок и других культовых предметов.

В фондах Государственного исторического музея представлена лишь малая часть изображений того, что производилось и сохранилось до нынешних времен. В одном только Государственном историческом музее собрано около 2000 экспонатов.[2, c. 32]