Смекни!
smekni.com

1. сущность педагогического мастерства, творчества и новаторства (стр. 5 из 6)

2.2. Роль педагогического творчества и новаторства в развитии системы образования

Ссылаясь на данные социологического опроса 1988 года, Лебедев О.Е. отметил, что «72% учителей хотят перемен в школе, но добавил, что половина из них не знает, что и как делать». [9, с.6]

Готовность к массовому педагогическому творчеству, стремление к переменам, желание поддержать инновационные проекты отражали настроения в учительской среде, сформировавшиеся в 80-х годах под влиянием публикаций в прессе о педагогах-новаторах.

В 1986 году в «Учительской газете» был опубликован первый отчет о встрече учителей-экспериментаторов, в которой участвовали В.Ф.Шаталов, М.П.Щетинин, Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенкова, И.П.Волков, Е.Н.Ильин, Л.А.Никитина, Б.П.Никитин, В.А.Караковский. Отчет носил название «Педагогика сотрудничества». В нем были сформулированы идеи, определившие новое направление педагогической практики: идея трудной цели, идея учения без принуждения, идея свободного выбора, идея принципов формирования новой системы отношений участников образовательного процесса. Через год «Учительская газета» публикует отчет о второй встрече учителей-экспериментаторов под названием «Демократизация личности». В 1988 году появляется статья «Методика обновления» – отчет о третьей встрече педагогов-экспериментаторов, в круг которых входят И.П.Иванов и Е.Б.Куркин. В том же году проходит еще одна встреча, посвященная проблемам создания новой школы. В конце 1988 года состоялся Всесоюзный съезд, поддержавший главные идеи педагогов-новаторов – идеи гуманизации и демократизации системы образования.

«То было время открытий: педагоги открывали для себя возможность отказываться от привычных схем, установленных неизвестно кем норм, предписанных «сверху» взглядов. Они с удивлением и восхищением узнавали, что есть учителя, которые, говоря словами Тубельского, «учат не так». [9, с.7]

Однако в это же время появляются в прессе и публикации иного характера. Поднимаются вопросы о необходимости критического отношения к новациям в педагогической деятельности, о том, что не каждый учитель-новатор является таковым на самом деле, о том, что новаторов может быть больше, но новаторство не может быть массовым, т.к. новатор должен обладать особыми, редкими качествами.

Так, Ройтман И.А. в своей статье «Каким должен быть новатор?» подвергает жесткой критике педагогические концепции Шаталова В.Ф., Щетинина М.П., Лысенковой С.Н. Он указывает на некомпетентность и даже элементарную безграмотность этих ученых: «Делать перестройку в школьной практике руками профессионально некомпетентных людей, пусть и названных высоким именем новаторов, по меньшей мере смешно». «Математика – наука точная. Поэтому математику как науку связывают с такими понятиями, как математическая культура, корректность, точность, изящество и подходе к решению задач. И если перед вами выступает человек даже с красивыми словами, даже с оригинальными мыслями, но затем следуют грубейшие неоднократные ошибки в формулировках и решении задач, то грош цена предлагаемым им новациям». [15, с.127-128] Автор уверен, что «вкусовщина, огульное охаивание достижений прежней и теперешней советской школы и безудержное, в превосходной степени, восхваление экспериментально не проверенных идей ничего, кроме вреда, не принесет». [15, с.128]

Каково же тогда значение педагогического творчества и новаторства, при каких условиях педагогическое творчество может повлиять на развитие образовательной системы?

Несмотря на то, что задуманную реформу системы образования в полной мере осуществить не удалось, результаты подъема педагогического творчества в 80-е годы можно оценить как значительные. «Во-первых, сформировался «банк педагогических идей», многие из которых не утратили своей актуальности и сейчас и которые вполне могут быть восприняты формирующейся концепцией личностно-ориентированного образования. Во-вторых, существенно расширились масштабы инновационного движения, участниками которого стали не отдельные педагоги-новаторы, а сотни педагогических коллективов. В-третьих, ряд новаторских идей воплощается в массовой практике. Прежде всего, это относится к идеям построения вариативной системы образования. В-четвертых, стали складываться механизмы общественной поддержки педагогического творчества.
В-пятых, изменились отношения между педагогами-новаторами, инновационными образовательными учреждениями и управленческими структурами. Признание значимости педагогического творчества для развития системы образования нашло, в частности, выражение в создании при органах управления образованием советов развития, экспертных советов, советов по управлению экспериментальными площадками». [9, с.7-8]

Школа, по убеждению педагогов-новаторов, осуществляет решительный поворот к личности учащегося, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии. Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но на обеспечения полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства, отрочества и юности – в соответствии с психическими особенностями развивающейся личности.

Вместе с тем необходимо отметить, что любые преобразования в системе образования должны осуществляться высоко эрудированными специалистами, учеными, практиками. Только с привлечением подобных людей и с широким не демократической основе обсуждением выдвигаемых идей можно достичь рационального уровня перестройки школьного образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первой части курсовой работы мы определились, что ступенями роста профессиональной педагогической деятельности учителя являются: педагогическая умелость, педагогическое мастерство, педагогическое творчество и педагогическое новаторство.

Педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. В отличие от мастерства педагогическое творчество — это всегда поиск и нахождение нового. Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером. Коллективная педагогическая творческая деятельность служит главным механизмом развития школы и самого коллектива педагогов. Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. Нами подчеркивалось, что подлинных педагогов-новаторов не так много, и появляются они не часто.

Концепции педагогов-новаторов отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:

ö идеи гуманизации;

ö осуществление воспитания в контексте культуры;

ö поддержка и развитие индивидуальности;

ö альтернативность и гибкость методов и организационных форм воспитания.

Гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности учащегося, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии. Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но на обеспечения полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства, отрочества и юности – в соответствии с психическими особенностями развивающейся личности.

Таким образом, цель курсовой работы – определение сущности творчества и новаторства в педагогической деятельности и выявление роли творчества и новаторства в развитии системы образования – достигнута; задачи реализованы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Борисенков В.П., Краевский В.В., Кутьев В.О., Турбовский Я.С. Философия образования// Педагогика. 1995. № 4. – С.2-6

2. Гончарова Т.И. Уроки истории – уроки жизни. Из опыта работы учителя истории 536-й школы Ленинграда. – М., 1986. – 130 с.

3. Громкова М.И. О педагогической подготовке преподавателя школы// Высшее образование в России. 1994. № 4. – С.9-12

4. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.

5. Кочетова А. Коллективное педагогическое творчество// Народное образование. 2004. № 2. – С.72-84

6. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990

7. Кухарев Н.В., Решетько В.С. Стимулирование педагогического творчества. – Мн., 1997

8. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационность как один из принципов педагогики// Народное образование. 1999. № 5. – С.107-112

9. Лебедев О.Е. «Каждый учитель должен стать творцом» - в этом инновационные ресурсы системы образования// Советская педагогика. 1989. № 6. – С.6-8

10. Левко А.И. Педагогическое творчество и его социально-культурные основания// Адукацыя і выхаванне. 2004. № 9. – С.33-44

11. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – 2-е изд., испр. и доп. – М.,: Педагогика, 1985. – 175 с.

12. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. – М., 1999. – 256 с.

13. Москаленко К.А. Педагогические основы опыта повышения эффективности урока в школах Липецкой области. – Липецк-Рязань, 1995, 210 с.