Смекни!
smekni.com

«Происхождение скифов Северного Причерноморья в научном освещении» (стр. 3 из 5)

Не за­ставили себя ждать и первые архео­логические открытия: по распоряже­нию генерала А. Н. Мельгунова в 1763 г. неподалеку от современного Кировограда был раскопан курган, вошедший в науку под названием Мельгуновского, в котором обнаруже­но захоронение скифского «царя» VII в. до н. э. Раскопки стали началь­ным звеном в цепи блестящих открытий погребальных памятников скиф­ской знати, среди которых можно от­метить исследования таких «царских» курганов, как Куль-Оба (1830 г.), Краснокутский (I860 г.), Чертомлык (1862—1863 гг.).

§1. Теории о происхождении скифов

Практически каждый из исследова­телей, в той или иной степени сопри­касавшийся с историей и археоло­гией скифов, высказывал — хотя бы вскользь—свои соображения относи­тельно этногенеза скифов. Большинство точек зрения относи­тельно происхождения скифов в основе своей примыкает к одной из двух традиционно противопоставляемых кон­цепций.

Первая концепция, в соответствии с данными Геродота, связывает появление скиф­ских племен на современной территории европей­ской части бывшего СССР с продвижением по­следних из глубинных районов Азии – «азиатская» теория. Активными сторонниками этой тео­рии были Ильинская В.А. и Тереножнкин А. И. [5,4]. Тереножкин А.И. последовательно от­стаивавший тезис о приходе скифов из глубин Азии, не отрицал включения в состав скифского этноса покорившихся им местных северопричерноморских племён[4,13].

Близких взглядов придержи­вался и Иессен А. А., который писал, что в его представлении киммерийцы возглавляли первое крупное объедине­ние племен, а затем они, очевидно, около рубежа VIII и VII вв. до н. э. частично были вытеснены из Северного Причерноморья пришельцами с востока, после чего на юге и сложилось скифское объединение. Вместе с тем несомненно то, что нельзя говорить о полной смене всего населения в это время. Многие племена и группы насе­ления, входившие в киммерийское объ­единение, сохранились на месте и после его распада [4, 13].

Вторая теория, получившая в лите­ратуре наименование «автохтонной», основывается на представлении о ге­нетической связи скифов с носителями срубной культуры (киммерийская археологическая культура эпохи бронзы 17-12 вв. до н. э.). При этом, по мне­нию Артамонова М. И. и Гракова Б. Н., впервые сформулировавших ос­новные положения этой теории, срубная культура непосредст­венно предшествовала скифской (VII ст. до н.э.—III ст. н.э). Воз­никновение собственно скифской куль­туры к VII в. до н. э. обусловле­но, по мнемию Артамонова М. И, влиянием переднеазиатской цивилизации или, по Гракову Б. Н. самостоятельным, местным развитием срубной культу­ры [5, 4 - 5].

Лесков А. М. несколько скор­ректировал «автохтонную» теорию. Киммерийцами, по его мнению, явля­ются носители черногоровской(археологическая культура, предшествующая культуре новочеркасского типа)культу­ры, а древнейшую скифскую культу­ру он усматривает в культуре, пред­ставленной памятниками новочеркас­ского типа (VIII - нач.VII вв. до н.э.). Однако их общей основой являлась срубная культура. По сути, взгля­ды Лескова А. М. отличаются от взглядов основателей «автохтон­ной» теории лишь тем, что Гра­ков Б. Н. и Артамонов М. И. непосредствен­но связывали срубную и скифскую культуры, а соответственно и их но­сителей, тогда как Лесков А. М. со­единяет их с помощью дополнительного звена — памятников черногоровско-новочеркасского типа и населения, ос­тавившего эти памятники [5,5].

Несмотря на кажущуюся несовме­стимость рассмотренных теорий о происхождении скифов, во взгля­дах их сторонников наблюдается оп­ределенное единство. Суть его заклю­чается в том, что большинство архео­логов, независимо от того, какой кон­цепции они придерживаются, все же считают, что формирование скифов произошло в результате взаимодейст­вия как местных, так и пришлых, ко­чевых племен.

Тереножкин А.И. никогда не отрицал роли местного (киммерий­ского) субстрата в формировании скифского этноса. Граков Б. Н. , в свою очередь, допускал участие оп­ределенного пришлого компонента («скифов-царских») в конечном формировании скифских племен[5, 5].

Подводя итог вышеизложенных теорий о происхождении скифов, противоречия между двумя основными концепциями можно свести к двум основным моментам:

1. К различной оценке удельного веса местных и пришлых компонентов в составе скифского этноса;

2. К различному определению территории, послужившей исходной точкой в движении мигрантов с востока.

§2. Понимание проблемы происхождения скифов

Конструктивное понимание проблемы происхождения скифов как определенного историчес­ки сложившегося этноса проявляется главным образом при изучении кон­кретного материала. Обращаясь к ис­торической интерпретации последнего, ряд специалистов направляют основ­ные усилия на то, чтобы увязать полученные данные с той или иной из поддерживаемых ими концепций происхождения скифов, прибегая иногда к чисто логическим схемам и допущениям. Раевский Д.С., обращаясь к содержащимся в труде Геродота данным о происхождении скифов (предание о приходе скифов из-за Аракса, сведения о существовании некой «древнейшей Скифии»), приходит к выводу, что «население Скифии сложи­лось из двух основных компонентов «собственно скифского», пришедшего из-за Аракса (скифы-царские и, возможно, некоторые из подчиненных им племен) и «доскифского», обитавшего здесь ранее. Толкование скифского этноса как сложившегося из двух ос­новных компонентов, хорошо согласуется с выявленным выше существованием в Скифии двух мифологических тради­ций о сакральном испытании и о сложении сословно - кастовой структуры и двух терминологических систем для обозначения элементов этой структуры. Одна из традиций должна быть, следовательно, признана принадлежа­щей передвинувшимся с востока ски­фам царским, а другая—ранее оби­тавшим здесь скифским племенам, киммерийцам»[8, 136-137].

При рассмотрении проблемы происхождения скифов Куклина И.В. на основе античных источников приходит к заключению, что «археологическая да­та распространения скифской культу­ры в Северном Причерноморье отра­жает время их действительного там появления»[3,188]. Рассматривая пути продвижения скифских племен с территории восточ­ной прародины в степи Предкавказья и Северного Причерноморья, Куклина И. В. приходит к выводу, «что они пролетали через Алтай, Тянь-Шань, междуречье Амударьи и Сырдарьи и далее через Иранское нагорье и Переднюю Азию племена киммерий­цев и скифом, (царских) прошли че­рез территорию среднеазиатского Меж­дуречья, переправились через р. Аракс (Амударью), затем через Иран и За­кавказье прошли Малую Азию. В 585 г. до н. э. скифы вторглись через Кавказ и Северное Причерноморье, снова перейдя р. Аракс (на этот раз армянским), и заняли Предкавказье и земли у Меотиды. С этого времени и начинается господство скифов в Се­верном Причерноморье и распростра­нение там культуры, которая по пра­ву может быть названа там скиф­ской»[3,188-189] . Также, Куклина И.В. говорит о том, что «данные ан­тичных письменных источников не да­ют основания считать киммерийцев обитателями Северного Причерно­морья в доскифский период.Киммерийцы — также скифское племя и передовой отряд продви­жения скифосакских племен с Иран­ского нагорья в Переднюю и Малую Азию, где они вместе со скифами на­ходились более столетия, а потом бы­ли вытеснены в Северное Причерно­морье в начале VI в. до н. э».[3,113].

Данная точка зрения во многом со­относится с предположением Дьяконова И. М., согласно которому термин «киммерийцы», исходя из иранских языковых параллелей, «вообще не яв­лялся этнонимом, а означал «подвиж­ный конный отряд ираноязычного ко­чевого населения евразийских степей». Кроме того, он считает, что Геродотовы «скифы» и «киммерийцы» были отрядами двух хотя и близких по языку и культуре, но разных конкретных скифо-сарматосакских племен. При этом если пер­вый термин отражал действительно племенное название, то подлинное название племени, к которому при­надлежал первый подвижный отряд— «киммерийцы» Геродота,— вероятно, так и останется неизвестным [5, 9].

Из этого следует, что Раевский Д.С. полагал, что скифский этнос сформировался на основе «собственно скифского» и «доскифского» компонентов. Раевский Д.С., не принимаю во внимание другие две теории ,(«автохтонная» и «азиатская»), предлагает свой собственный взгляд на данную проблему. Куклина И.В., в свою очередь, основываясь на данных античных источников, говорит о том, что киммерийцы – это часть скифского племени и что скифы находились рядом с киммерийцами около столетия. Куклина И.В., не придерживаясь ни одной из двух теорий, предполагает, что скифы и киммерийцы жили примерно в одно время.

§ 3 . Основные этапы и время формирования скифского этноса

Этапы формирования скиф­ского этноса можно разделить на следующие периоды:

1. Начало — первая половина VII в. до н. э.— продвижение с востока на территорию степей Северного Кавказа и Северного Причерноморья протоскифских племен привело к взаимо­действию пришлого и местного протоскифского населения, что явилось исходной точкой этногенеза скифов;

2. VII — начало VI вв. до н. э.— сло­жение в период походов в Переднюю Азию этносоциальной структуры скиф­ского объединения, основанной на по­корении протоскифами киммерийского населения. Эксплуатация покоренных осуществлялась в рамках трехчленной раннеполитической структуры, закреп­лявшей этносоциальную стратифика­цию внутри скифской кочевой орды;

3. VI в. до н. э.— образование северо­причерноморской Скифии в пределах Степи и Лесостепи под эгидой ирано­язычных кочевников, осуществлявших коллективную эксплуатацию земле­дельцев Лесостепи;