Смекни!
smekni.com

О преподавании учебного предмета «Музыка» в 2008-2009 учебном году (стр. 6 из 9)

Во втором полугодии учащиеся изучают музыкальный образ в единстве жизненного содержания и художественной формы, в которой это содержание воплощено. Тема второго полугодия «Музыкальная драматургия» строится на изучении особенностей драматургии вокальной, камерной и симфонической музыки. На основе главных принципов развития и построения музыки, таких как сходство и различие, повтор, вариативность, учащиеся знакомятся с сонатной формой и изучают взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

· Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

· Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год);

· утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 13 декабря 2007 г. № 349 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

· требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников частично используются учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6-7 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 7 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке). Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 года в программу учебного курса «Музыка» в 7 классе добавлены следующие содержательные темы:

· «Импрессионизм в музыке и живописи»;

· «Духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал»;

· «Развитие музыкальных образов в католической и православной духовной музыки»;

· «Развитие музыкальных образов в духовной музыки русских композиторов»;

· «Драматургия русских народных песен»;

· «Музыкальная драматургия кантаты К. Орфа «Кармина бурана»;

  • стилистические особенности музыкального языка Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С.

В связи с освоением новых содержательных тем значительно обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:

o современная музыка XX века (К. Дебюсси «Диалог ветра с морем» из симфонической сюиты «Море»; «Лунный свет» из «Бергамской сюиты»; фрагменты из сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана» по выбору учителя);

o выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре (Мини-сообщения на темы: «Музыкальная культура родного края»; «Жизнь дает народной песне образы и звуки…»; «Вторая жизнь русской народной песни»; «Известные исполнители музыки народной традиции»);

o духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал (И.С. Бах. Хорал «Иисусе, радость сердец людских»);

o духовная музыка русских композиторов (П.Г. Чесноков «Ангел вопияше»; С.В. Рахманинов «Придите, поклонимся» и «Ныне отпущаеши»; П.Г. Чесноков «Да исправится молитва моя»).

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:

· метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

· метод эмоциональной драматургии;

· метод интонационно-стилевого постижения музыки;

· метод художественного контекста;

· метод создания «композиций»;

· метод перспективы и ретроспективы;

· метод проектов.

Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Музыкальная культура родного края»; «Жизнь дает народной песне образы и звуки…»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Авторская песня: любимые барды» и др. В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов. В Ш четверти при подготовке мини-сообщений и исследовательских проектов учащиеся готовят или мини-сообщение, или исследовательский проект по выбору.

Учебно-тематический план программы по музыке для 7 класса

№ п/п

Тема урока

Кол. час.

Формы контроля

I четверть«Музыкальный образ»

9 час.

1.

Лирико-эпические образы в музыке. Характерные черты музыки Прокофьева С.С.

1 ч.

2.

Драматические образы в музыке Ф. Шуберта. Романтизм в западноевропейской музыке.

1 ч.

3.

Многообразие образов в музыке А.Н. Скрябина.

1 ч.

4.

Живописные образы в музыке С.В. Рахманинова. Стилевые особенности музыки С.В. Рахманинова.

1 ч.

Викторина по произведениям С.В. Рахманинова.

5.

Образ борьбы и победы в музыке Л. Бетховена. Характерные черты музыки Л. Бетховена

1 ч.

6.

Образ единого развивающегося танца в музыке М. Равеля. Динамическое и оркестровое развитие музыки

1 ч.

7.

Воплощение национальных образов-тем в музыке Ф. Листа. Интерпретация музыки.

1ч.

8.

Импрессионизм в музыке и живописи. Образ-пейзаж.

1 ч.

9.

Обобщающий урок по теме «Музыкальный образ»

1 ч.

Фронтальный опрос по теме «Музыкальный образ»

II четверть «Музыкальный образ»

7 час.

10.

Образы движения в музыке

1 ч.

11.

Музыкальные образы вальсов Ф. Шопена

1 ч.

Викторина по произведениям Ф. Шопена

12.

Образы музыки И.С. Баха. Традиции и новаторство классицизма.

1 ч.

13.

Духовная музыка западноевропейской традиции. Музыкальный образ григорианского хорала.

1 ч.

14.

Образ зла и разрушения в музыке Д.Д. Шостаковича

1 ч.

15.

Образ грусти и печали в музыке скандинавских композиторов

1 ч.

16.

Обобщение темы четверти «Музыкальный образ»

1 ч.

Фронтальный опрос по теме «Музыкальный образ»

III четверть«Музыкальная драматургия»

11 ч.

1.

Сопоставление музыкальных образов в сонатной форме на примере экспозиции увертюры М.И. Глинки

1 ч.

2.

Сопоставление музыкальных образов в сонатной форме на примере увертюры М.И. Глинки

1 ч.

Викторина по произведениям Л. Бетховена

3.

Столкновение и конфликт музыкальных образов в сонатной форме на примере экспозиции увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена

1 ч.

4.

Столкновение и конфликт музыкальных образов в сонатной форме на примере увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена

1 ч.

5.

Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции сонаты Э. Грига

1 ч.

Викторина по произведениям Э. Грига

6.

Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере сонаты Э. Грига

1 ч.

7.

Развитие музыкальных образов в католической и православной духовной музыки.

1 ч.

8.

Развитие музыкальных образов в духовной музыки русских композиторов.

1 ч.

9.

Драматургия русских народных песен

1 ч.

Мини-сообщения на темы: «Музыкальная культура родного края»; «Жизнь дает народной песне образы и звуки…»; «Вторая жизнь русской народной песни»; «Известные исполнители музыки народной традиции».

10-11.

Обобщение темы четверти «Музыкальная драматургия»

2 ч.

Защита исследовательских проектов по темам: «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Авторская песня: любимые барды»

VI четверть«Музыкальная драматургия»

8 ч.

12.

Сопоставление музыкальных образов на примере «Полонеза» М. Огинского.

1 ч.

13.

Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции симфонии №40 В.А. Моцарта.

1 ч.

14.

Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере симфонии №40 В.А. Моцарта.

1 ч.

Викторина по произведениям В.А. Моцарта

15.

Столкновение и конфликт музыкальных образов на примере экспозиции увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского.

1 ч.

16.

Столкновение и конфликт музыкальных образов на примере увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского.

1 ч.

Викторина по произведениям Чайковского

17.

Музыка войны

1 ч.

Мини-сообщения на темы: «Песни военных лет»; «Истории военных песен»; «Современные композиторы о войне».

18.

Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере кантаты К. Орфа «Кармина бурана».

1 ч.

19.

Обобщение темы четверти «Музыкальная драматургия»

1 ч.

Фронтальный опрос по теме «Музыкальная драматургия»
За учебный год:

35ч.

Календарно-тематический план программы по музыке для 7 класса