Смекни!
smekni.com

О преподавании учебного предмета «Музыка» в 2008-2009 учебном году (стр. 7 из 9)

Дата

Тема урока

Основное содержание урока

Музыкальный материал урока

I четверть

«Музыкальный образ»

1.

Лирико-эпические образы в музыке. Характерные черты музыки Прокофьева С.С. Музыкальный образ – преломленное через сознание композитора отражение жизни. Образы войны и мира в музыке С.С. Прокофьева, А. Новикова, А. Александрова. Особенности воплощения лирических и эпических образов (сочетание песенности, танцевальности и маршевости). Характерные черты музыки Прокофьева С.С. 1. Прокофьев С.С. «Ария Кутузова», «Вальс» из оперы «Война и мир». 2.А. Новиков, Л. Ошанин «Дороги». 3.А. Александров, В. Лебедев-Кумач «Священная война».

2.

Драматические образы в музыке Ф. Шуберта. Романтизм в западноевропейской музыке. Музыкальный образ – единство жизненного содержания и художественной формы, в которой это содержание воплощается. Драматическая картина в музыке: выразительность внутреннего мира героев и внешняя изобразительность. Жанр песни-баллады. Проявление индивидуальности романтиков в отражении богатого внутреннего мира человека (чувств, переживаний, размышлений). 1. Ф. Шуберт «Лесной царь». 2. Ф. Шуберт «Шарманщик». 3.А. Новиков, Л. Ошанин «Дороги». 4. Е.Бачурин «Дерева». 5. Б. Окуджава «Часовые любви».

3.

Многообразие образов в музыке А.Н. Скрябина. Воплощение «человеческой трагедии» в музыке А..Н. Скрябина: единый образ страдания и покорности человека перед судьбой. Воплощение образа «мужественной борьбы, неуклонной воли к победе». Характерные черты музыки А.Н. Скрябина. 1. А. Скрябин «Прелюдия №4» ми-бемоль минор для фортепиано. 2. А. Скрябин «Этюд № 12» ре минор для фортепиано. 3. Е. Бачурин «Дерева».

4.

Живописные образы в музыке С.В. Рахманинова. Стилевые особенности музыки С.В. Рахманинова. Контрастные образы романсов С.В. Рахманинова: образ «иллюзии полного покоя» и образ «стремительных безудержных сил весны, сил молодости». Сочетание изобразительности и выразительности в романсах С.В. Рахманинова. Стилевые особенности музыки С.В. Рахманинова. Интегративные связи музыки с живописью. Сравнение исполнительских трактовок. 1.Викторина по произведениям С.В. Рахманинова: «Вокализ»; концерты № 2,3. 2.С.В. Рахманинов, К. Бальмонт «Островок». 3. В. Борисов-Мусатов Репродукция картины «У водоема». 4. С.В. Рахманинов, Ф. Тютчев «Весенние воды» в исполнении Б. Руденко и детского хора. 5. С.В. Рахманинов, Ф. Тютчев «Весенние воды» в исполнении детского хора. 6.А. Пахмутова, А. Добронравов «Звездопад». 6.В. Лебедев, Ю. Ряшанцев «Песня гардемаринов», «Песня о дружбе» из кинофильма «Гардемарины, вперед!».

5.

Образ борьбы и победы в музыке Л. Бетховена. Характерные черты музыки Л. Бетховена. Музыкальное воплощение литературного сюжета в жанре увертюры. Единство содержания и формы в программной увертюре. Развитие образов в увертюре: через столкновение противоборствующих сил к торжеству и победе. Определение характерных черт и образного строя музыки Л. Бетховена. Построение исполнительского (образного) плана песен. 1. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». 2. В. Высоцкий «Песня о друге». 3.А. Пахмутова, А. Добронравов «Звездопад». 4.В. Лебедев, Ю. Ряшанцев «Песня гардемаринов», «Песня о дружбе» из кинофильма «Гардемарины, вперед!».

6.

Образ единого развивающегося танца в музыке М. Равеля. Динамическое и оркестровое развитие музыки. Песенно-танцевальная основа музыкального образа «Болеро» М. Равеля. Неуклонное развитие музыкального образа через динамическое и оркестровое нарастание при мелодической и темпо-ритмической статичности. 1.М. Равель «Болеро». 2. Ю. Визбор «Ты у меня одна». 3. Ю. Кукин «За туманом».

7.

Воплощение национальных образов-тем в музыке Ф. Листа. Интерпретация музыки. Особенности развития музыки: единство стиля всех частей, нарастание темпа и динамики, ведущая роль скрипки. Воплощение национальных образов через использование цыганско-венгерских тем. Сравнение исполнительских трактовок. 1.Ф. Лист «Венгерская рапсодия» в исполнении фортепиано. 2.Ф. Лист «Венгерская рапсодия» в исполнении симфонического оркестра. 2.А. Дольский «Исполнение желаний». 3.Ю. Ким «За туманом».

8.

Импрессионизм в музыке и живописи. Образ-пейзаж. Особенности импрессионизма как художественного стиля, воплощение импрессионизма в музыке и живописи. Жанр прелюдии. Выразительность и изобразительность в музыке. Характерные черты музыки Дебюсси К. 1.К. Дебюсси «Диалог ветра с морем» из симфонической сюиты «Море». 2. К. Дебюсси «Лунный свет» из «Бергамской сюиты». 3. А. Дольский «Исполнение желаний». 4.Ю. Ким «За туманом».

9.

Обобщающий урок по теме «Музыкальный образ». Музыкальный образ – воплощенная в музыке жизнь: чувство, поступок, размышление, явление природы, преломленная через сознание композитора. Музыка по выбору учителя и учащихся.

II четверть

«Музыкальный образ»

1.

Образы движения в музыке. Образы русской природы и движения в музыке П.И. Чайковского и Г.В. Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Особенности воплощения музыкального образа в программной музыке. Традиции русской композиторской школы. 1. П.И. Чайковский «На тройке» из цикла «Времена года». 2.Г.В. Свиридов «Тройка» из «Музыкальных иллюстраций» к повести А.С. Пушкина «Метель». 3.Ю. Кукин «За туманом». 4.Б. Окуджава «Посвящение друзьям».

2.

Музыкальные образы вальсов Ф. Шопена. Многогранный лирический образ, воплощенный в жанре вальса. Характерные черты музыки Ф. Шопена: утонченность, изысканность мелодий, песенно-танцевальная основа тем, обращение к народным жанрам. Черты романтизма в западноевропейской музыке. 1.Викторина по произведениям Ф. Шопена: «Прелюдии №7, 20»; «Революционный этюд». 2.Ф. Шопен «Вальс №6», ре-бемоль мажор. 3. Ф. Шопен «Вальс №7» до-диез минор. 4. Ю. Кукин «За туманом». 5. Б. Окуджава «Посвящение друзьям».

3.

Образы музыки И.С. Баха. Традиции и новаторство классицизма. Характерные черты музыки И.С. Баха: строгость, уравновешенность, соразмерность. Фуга как форма полифонической музыки. Образы духовной музыки И.С. Баха. Вторая жизнь музыки Д. Милано в современности. 1.И.С. Бах «Фуга» ля минор для органа. Высокая месса си минор, 2.И.С. Бах. Ария «Aqnus Dei» из «Высокой мессы» си минор. 3. Б. Гребенщиков- Д. Милано «Город золотой». 4. А. Пахмутова, А. Добронравов «Звездопад».

4.

Духовная музыка западноевропейской традиции. Музыкальный образ григорианского хорала. Характерные особенности духовной музыки. Выявление интонационно-стилевых особенностей григорианского хорала (в сравнении с православной традицией). 1.И.С. Бах. Хорал «Иисусе, радость сердец людских». 2.С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».

5.

Образ зла и разрушения в музыке Д.Д. Шостаковича. Воплощение исторических событий в «Ленинградской» симфонии. Контрастное сопоставление музыкальных образов в симфонии. Характерные черты музыки Шостаковича Д.Д. 1.Д.Д. Шостакович «Эпизод нашествия» из симфонии №7 «Ленинградская». 2. А. Новиков, Л. Ошанин «Гимн демократической молодежи». 3.Б. Окуджава «Посвящение друзьям».

6.

Образ грусти и печали в музыке скандинавских композиторов. Воплощение жизненного содержания (образа грусти и печали) через жанры танца и марша. Особенности национальных музыкальных школ Норвегии и Финляндии. 1.Я. Сибелиус «Грустный вальс». 2.Э. Григ «Смерть Озе». 3.А. Городницкий «Снег». Песни по выбору учителя.

7.

Обобщение темы четверти «Музыкальный образ». Музыкальный образ – жизнь, отраженная в музыке, о которой рассказал композитор. Викторина по произведениям четверти. Песни по выбору учителя.

III четверть

«Музыкальная драматургия»

1.

Сопоставление музыкальных образов в сонатной форме на примере экспозиции увертюры М.И. Глинки. Жанр увертюры. Воплощение литературного сюжета в увертюре к опере «Руслан и Людмила». Понятие сонатной формы. Музыкальные образы-темы экспозиции. Сопоставление тем - основа музыкальной драматургии увертюры М.Глинки. 1.М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». 2.Д .Тухманов, В.Харитонов «Как прекрасен этот мир».

2.

Сопоставление музыкальных образов в сонатной форме на примере увертюры М.И. Глинки. Закрепление сонатной формы. Развитие музыкальных образов в увертюре к опере «Руслан и Людмила». Характерные особенности русской музыкальной школы и музыки М.И. Глинки. 1.М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила», хор «Слава великим богам!». 2.Д .Тухманов, В.Харитонов «Как прекрасен этот мир».

3.

Столкновение и конфликт музыкальных образов в сонатной форме на примере экспозиции увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена. Жанр увертюры как программного произведения. Воплощение исторических событий в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Музыкальные образы-темы экспозиции. Конфликтное столкновение противоборствующих сил - основа музыкальной драматургии увертюры Л. Бетховена. 1. Л. Бетховен Увертюра «Эгмонт» из музыки к трагедии И. Гете «Эгмонт». 2. В. Высоцкий «На братских могилах». 3. Б. Окуджава «До свидания, мальчики».

4.

Столкновение и конфликт музыкальных образов в сонатной форме на примере увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена. Закрепление сонатной формы. Развитие музыкальных образов в увертюре «Эгмонт» Л. Бетховена. Характерные черты музыки Л. Бетховена. 1.Л. Бетховен Увертюра «Эгмонт» из музыки к трагедии И. Гете «Эгмонт». 2.Викторина по произведениям Л. Бетховена: (главная партия из 1 части симфонии №5, темы из увертюры «Эгмонт».) 3. В. Высоцкий «На братских могилах». 4. Б. Окуджава «До свидания, мальчики».

5.

Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции сонаты Э. Грига. Понятие камерной музыки. Жанр сонаты. Воплощение внутренних человеческих переживаний в музыке Э. Грига. Сопоставление и контраст музыкальных образов-тем в экспозиции сонаты. 1. Викторина по произведениям Э. Грига («Утро», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг», «Заход солнца»). 2. Э. Григ. «Соната» для виолончели и ф-но, экспозиция. 3. А. Макаревич «Пока горит свеча».

6.

Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере сонаты Э. Грига. Закрепление сонатной формы. Развитие музыкальных образов в сонате Э. Грига. Характерные черты музыки Э. Грига. 1. Э. Григ. «Соната» для виолончели и ф-но. 2.А. Макаревич «Пока горит свеча».

7.

Развитие музыкальных образов в католической и православной духовной музыки. Закрепление жанров духовной музыки: хоровой концерт, месса, молитва. Общее и различное в музыкальных традициях духовной музыки Запада и России (полифонический строй концерта, гомофонный строй мессы, сочетание выразительности и изобразительности). Духовные песнопения. 1.М. Березовский «Не отвержи мене во время старости», 1 часть. 2.В.А. Моцарт «Лакримоза» из «Реквиема». 3. Песнопение иеромонаха Романа «Белый храм над рекой». 4. Б. Окуджава «Молитва Француа Виньона».

8.

Развитие музыкальных образов в духовной музыки русских композиторов. Характерные особенности русской духовной музыки. Основные церковные службы – Всенощная и Литургия. Синтез искусств (духовная литература, театральное действо, иконопись, архитектура, хоровое пение, колокольный звон) как средство воплощения музыкальных образов Всенощной и Литургии. Общечеловеческие нравственные ценности, заключенные в русской духовной музыке. 1. П.Г. Чесноков «Ангел вопияше». 2. С.В. Рахманинов «Придите, поклонимся» и «Ныне отпущаеши». 3.П.Г. Чесноков «Да исправится молитва моя». 4.Б.Окуджава «Молитва».

9.

Драматургия русских народных песен. Монодия русской народной песни. Образный мир и жанры народной музыки. Синкретизм как основа фольклора. Отличительные черты русского фольклора: импровизационность и вариационность. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Мини-сообщения на темы: «Музыкальная культура родного края»; «Жизнь дает народной песне образы и звуки…»; «Вторая жизнь русской народной песни»; «Известные исполнители музыки народной традиции». Музыка по выбору учащихся.

10-11.

Обобщение темы четверти «Музыкальная драматургия». Единство жизненного содержания и художественной формы. Особенностей драматургии вокальной, камерной и симфонической музыки. Защита исследовательских проектов по темам: «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Авторская песня: любимые барды».

VI четверть

«Музыкальная драматургия»

1.

Сопоставление музыкальных образов на примере «Полонеза» М. Огинского. Сопоставление образов нежной любви к Родине и тревоги за ее судьбу – драматургия полонеза. Единый музыкальный образ прощания с Родиной. Особенности национальной польской музыкальной школы. 1.М. Огинский «Полонез». 2.Ф. Шопен «Полонез» ля мажор. 3. А. Макаревич «Пока горит свеча».

2.

Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции симфонии №40 В.А. Моцарта. Жанр симфонии. Воплощение внутренних человеческих переживаний в музыке В.А. Моцарта. Сопоставление и контраст музыкальных образов-тем в экспозиции 1 части симфонии. 1. Викторина по произведениям В.А. Моцарта: «Маленькая ночная серенада»; «Реквием». 2.В.А. Моцарт. Симфония №40, 1-я часть. 3.Б. Окуджава «Песенка о Моцарте». 4. А. Макаревич «Поворот».

3.

Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере симфонии №40 В.А. Моцарта. Драматургическое развитие в симфонии. Характерные черты музыки В.А. Моцарта. В.А. Моцарт – представитель венской классической школы. 1.В.А. Моцарт. Симфония №40. 2.Б. Окуджава «Песенка о Моцарте». 3. А. Макаревич «Поворот».

4.

Столкновение и конфликт музыкальных образов на примере экспозиции увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского. Жанр увертюры как программного произведения. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Родство образного мира драматургии У. Шекспира и П.И. Чайковского. Закрепление строения сонатной формы. Музыкальные образы-темы экспозиции. Конфликтное столкновение противоборствующих сил - основа увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского. 1. П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». 2. А. Рыбников «Я тебя никогда не забуду», «Аллилуя возлюбленной паре» из рок-оперы «Юнона и Авось».

5.

Столкновение и конфликт музыкальных образов на примере увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского. Взаимодействие образов в разных частях увертюры (столкновение, сопоставление, контраст). Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды. Стилевые особенности музыки П.И. Чайковского. 1.П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». 2. А. Рыбников «Я тебя никогда не забуду», «Аллилуя возлюбленной паре» из рок-оперы «Юнона и Авось».

6.

Музыка войны. Драматургия образов войны и мира, зла и разрушения, веры в победу, воплощенная в вокальном искусстве. Мини-сообщения по темам: «Песни военных лет»; «Истории военных песен»; «Современные композиторы о войне».

7.

Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере кантаты К. Орфа «Кармина бурана». Закрепление вокально-инструментального жанра кантаты. Воплощение литературной основы в музыке К. Орфа. Могущество Фортуны и сила человека – контрастные музыкальные образы, лежащие в основе драматургии кантаты. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. 1. Фрагменты из сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана» по выбору учителя: « №1. О, Фортуна!»; « №2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой»; «№5. Тая, исчезает снег; «№20. Приходите, приходи»; 2.А.Городницкий «Атланты». 3. Б.Окуджава «Часовые любви».

8.

Обобщение темы четверти «Музыкальная драматургия». Закономерности музыкальной драматургии. Единство жизненного содержания и художественной формы. Особенностей драматургии вокальной, вокально-инструментальной и симфонической музыки. Музыкальные произведения по выбору учителя и учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса