Смекни!
smekni.com

«Последний день Помпеи» (стр. 3 из 4)

Судьба Кампании произвела глубокое впечатление на италийское общество. Император Тит создал сенатскую комиссию для оказания помощи несчастным жертвам Везувия. Он даже лично побывал на месте, чтобы своими глазами увидеть размеры катастрофы.

Во время своего посещения император Тит приказал вывести из Помпей все, что удастся, особенно статуи богов и императоров, какие можно откопать. Срывали даже мрамор с колонн и аттиков, выступающих на поверхности. Жители прорывали туннели в свои дома, что бы извлечь самое ценное имущество.

Судьба двух погибших городов в памяти италийцев вскоре была отодвинута на второй план другой стихийной катастрофой, которая обрушалась на римлян. Там разразился огромный пожар , который поглотил половину города, а затем среди погорельцев вспыхнула устрашающая эпидемия чумы.

Прошло немного времени, и не только извержение Везувия, но даже географическое положение Помпеи и Геркуланума были забыты. Там, где под саваном пепла лежали эти города, построили новые дома, посадили деревья, разбили виноградники. Память о них сохранилась лишь среди крестьян, которые там вели хозяйство и называли это место «Цивита», то есть «Город».

В средние века никто уже не вспоминал о Помпеях и Геркулануме. Многие люди того времени на вопрос о трагической судьбе этих городов ответили бы пожатием плеч.

V

На многие века на месте, где раньше росли маслины и зеленели виноградники, простерлись унылые серые равнины застывшей лавы. Погребенные под пеплом города почти на 1700 лет исчезли из памяти людей, пока случайно, в конце XVI века, архитектор Фонтана, копая колодец около Сарно, не нашел остатки стены и обломки фресок. При прокладке труб от реки Сарно рабочие встречали на месте древнего города крепостные стены, части домов,

памятники. Инженер даже нашел надпись "Помпеи", но так и не уразумел, что перед ним засыпанные городские кварталы.

Руины Помпей были случайно обнаружены еще в конце XVI века, но систематические раскопки начались только в 1748 и продолжаются до сих пор, наряду с реконструкцией и реставрацией. За это время было обнаружено, что Помпеи, находившиеся в 9,5 км от кратера Везувия и в 4,5 км от подошвы вулкана, были засыпаны слоем очень мелких кусков пемзы мощностью около 5 — 7 м и покрыты пластом вулканического пепла. Эта масса под воздействием хлынувшего дождя превратилась в жидкую грязь, впоследствии затвердевшую и образовавшую слой от 1,5 до 6 м толщиной. Другой город Геркуланум, находившийся в 7 км от кратера вулкана и примерно в 2 км от его подошвы, был засыпан слоем вулканического пепла, температура которого была настолько высока, что все деревянные предметы полностью обуглились. Дождь превратил вулканический пепел в вулканическую грязь, которая, затвердев, приобрела большую прочность. Сверху все было залито лавой. Общая высота вулканического слоя в Геркулануме достигала от 12 до 23 м в толщину.

Испанец Алькубиерре в 1748 году проверял действие водопровода Фонтаны. Во время инспекции Алькубиерре услышал от местных жителей, что здесь нередко находят в земле древние предметы. Любознательный испанец заинтересовался.

Получив от неаполитанского короля разрешение, он с помощью двенадцати каторжников, которые были переданы ему для пользы дела, приступил к земляным работам. Это и принято считать началом помпейских раскопок. Хотя затея Алькубиерре не имела никакой научной ценности.

То, чем он занялся, было попросту поиском кладов. Найденное - бронзу, мрамор, куски мозаик и настенных росписей - он увозил в Неаполь, вместо того, чтобы оставлять на месте, благодаря чему можно было бы составить представление о быте, культуре и искусстве античного города.

В дальнейшем много вреда принесли Помпеям и землекопы-грабители, которые по заказу отдельных богачей выискивали различные ценности для частных коллекций.

Два с лишним века раскопки в Помпеях производились хаотично и грабительски, если не варварски. Их целью было

прежде всего собрать как можно большее количества ценностей, произведения искусства и монет. Находки попадали в музеи или же во дворцы королей и аристократов для придания им большего блеска и даже выставлялись на продажу. В таких условиях не могло быть и речи о том, чтобы научно исследовать раскопы и воссоздать полную картину материальной культуры двух римских городов, которые сохранились до нашего времени почти в таком же состоянии, в каком покинули их жители в первом веке нашей эры.

Трудно сейчас установить точные размеры вреда, который был нанесен вандализмом тех веков. Виликолепную настенную живопись вырубали из стен и переносили в Неаполитанский музей. Более того, если какая –нибудь кому либо недостаточно красивой, её разбивали на куски и выбрасывали на свалку. Раскопанные дома, после того, как они были дочиста обобраны заново засыпали землей. Когда находили какую – либо мраморную таблицу с бронзовой надписью, отдельные буквы срывали с мрамора и бросали в корзину, после чего восстановить текст было уже невозможно. Из фрагментов скульптур фабриковались сувениры для туристов, нередко с изображениями святых; и, что еще хуже, каждый, посещавший руины, мог унести с собой все, что ему заблагорассудиться.

VI

Лишь с 1868 года начались подлинно научные раскопки и восстановление города, когда во главе всех работ, проводимых в Помпеях, стал археолог Джузеппе Фиорелли. При нем прекратили добывать какие-либо экспонаты для музеев. С территории Помпеи убрали горы мусора, оставленные после тех работ, что проводились ранее. Были расчищены промежутки между домами, которые уже освободились от вулканических слоев. Пространство внутри дома, Фиорелли предложил расчищать не снизу от входа, что делалось раньше (при такой расчистке часто обваливались перекрытия), а сверху вниз. Он же стал заливать гипсом те пустоты, которые образовались от сгнивших балок.

По этим отливкам создавали новые балки - их помещали на прежнее место. Восстановленное строение таким образом не только принимало свой

первоначальный вид, но и укреплялось. За 12 лет непрерывной работы, Помпеи буквально возродились из пепла. Стройно обозначились кварталы домов, пересеченные ровными улицами и переулками.

Соответственно обученные рабочие старательно просеивали землю, чтобы не потерять самой незначительной археологической памятки. Дома оставляются такими, какими их нашли в раскопе, лишь накрывают крышами, чтобы сохранить от непогоды. Настенная живопись и мозаика предохраняются стеклами, даже предметы домашнего обихода – горшки, мебель, инструменты, игрушки – оставляются там, где они найдены. Здесь многое сохранилось настолько хорошо, что проходя по этим безжизненным улицам, трудно поверить, что это всего лишь музей. Здесь все еще сохранились мозаики и росписи, которым уже более 2 000 лет, скульптуры, гладиаторские казармы и дома аристократов.

Сегодня город Помпеи в прямом смысле восстал из пепла, и является уникальным памятником истории и культуры. Благодаря Джузеппе Фиорелли и его настойчивости, погибший город был очищен от лавы и камней и объявлен государственной ценностью.

В результате извержения Везувия произошло необыкновенное, единственное в истории археологии событие. Два города в минуту, когда жизнь из них била ключом, вдруг исчезли под саваном вулканического пепла, где, словно сказочные спящие рыцари, много веком ждали своего пробуждения.

Историческая наука обязана Геркулануму и Помпеи необычайно многим. Благодаря этим городам, материальная культура Италии предстала пред нашими глазами как живая, во всей её сложной и богатой целостности, как бы остановленная движениями всемогущих чар. Никакие другие раскопки на огромной территории Римской империи не могут с ними сравниться. В обоих городах мы увидели не только храмы, дворцы, бани, амфитеатры и общественные здания почти такими, какими пользовались римские граждане, но и повседневное течение жизни рядового человека, которым так не достаточно занимается древняя историография.

При Фиорелли за определенную плату стали пускать в древний город туристов, желающих познакомиться с архитектурой, замечательным искусством и бытом помпейцев.

Давайте же и мы побродим по возращенным улицам и площадям, заглянем в жилые здания, таверны, бани, на рынок, в казарму гладиаторов. Мы сможем полюбоваться росписями двухтысячелетней давности, мозаикой, скульптурами, изделиями из бронзы и серебра.

Со стен некоторых домов на нас будут смотреть портреты их владельцев. Будьте с ними почтительны. Не забывайте - эти люди жили в первом веке! Мы увидим, как роскошь патрицианских домов будет соседствовать со скромностью маленьких каморок, в которых жила беднота.

В музее-антиквариуме перед вашими глазами предстанут гипсовые отливки горожан, нашедших свою гибель в часы катастрофы. Как же были обнаружены эти жертвы беспощадного Везувия?

В течение двух веков скелеты, по положению которых можно было судить о ходе индивидуальных трагедий, археологи собирали в музеи, не подвергая соответствующий консервации. Только в 1864 году руководитель раскопок, Фиорелли напал на счастливую мысль. На одной из улочек был обнаружен череп, остальной же скелет находился в затвердевшем вулканическом пепле. Исследования показали, что во время катастрофы смоченный дождем пепел потно облепил тело, которое со временем истлело, оставив точную свою форму.