Смекни!
smekni.com

знаковая система культуры и художественный язык (стр. 3 из 4)

Причиной современного постинформационного психоза является нехватка, невозможность обладать или быть участником транслируемых событий в изображении. Можно обладать только изображением, но не тем, что в нем изображено, представлено, или происходит. (Панасенко)

Современный художник сталкивается сегодня с новой проблемой - тиражирования визуального опыта. И внутри этой проблемы продолжает свое исследование.

Если массовая и популярная культура сегодня формируют и транслируют этику, а дизайн - эстетику, то современное искусство сегодня - это сфера психического. Именно в рамках этой области оно обнаруживает свои художественные проблемы и реализует свои интересы. (Панасенко)

Если коротко сформулировать чем занимается искусство сегодня, то звучать это может следующим образом: Современное искусство сегодня занимается отражением, критикой, переустройством психической жизни.

2.2 Основные характерные черты современного художественного языка

Традиционная картина как окно в мир давно и безвозвратно умерла. Эта функция теперь прочно укрепилась за фотографией и видео и тиражируется всеми современными технологиями. Именно фотографии и видео подлежит сегодня первичная функция описания мира. От спонтанной и неосмысленной - до предельно ангажированной, потребительской и идеологической. По результатам этого первичного описания художник и может судить о мире и описывать его в его психических последствиях.

Художник создает не визуальные образы, но систему отношений между ними, организуя работу с изображением как с параллельным средством визуальной коммуникации. Это попытка выстроить новую систему отношений в условиях глобальной технической коммуникации. (Панасенко)

Картина сегодня - это, в первую очередь, альтернатива навязчивому динамизму визуальной информации. Застывшее изображение обладает своими собственными коммуникативными возможностями. Своеобразное немое кино как альтернатива тотальному языку видеоклипа.

Это современный вариант минимализма по отношению к новым барочным формам визуальной коммуникации, альтернатива современной мультимедийной эклектике. Сегодня это форма преодоления коллективной инерции однообразного движения. (Панасенко)

Современный художественный язык достиг задачи разрушения прежних эстетических категорий, прочно разрушив связи между ними, а какие-то и упразднил вовсе или передал в сферу компетенции других профессий. Современную картину, к примеру, уже невозможно судить и аттрибутировать, исходя из прежних представлений о художественном языке. Изображение, если оно фигуративное, уже давно невозможно назвать сюжетным. Тем не менее, основой современной картины является высказывание. Но высказывание не эстетическое, а психическое. Современная картина высказывается не образами, а психическими состояниями.

Благодаря этому и состоялся современный художественный язык как совокупность методов визуальной коммуникации. Или сумма изобразительных технологий. (Панасенко)

Прежние эстетические элементы будут существовать подобно вещам, дошедшим из прошлого, но утратившим свое непосредственное назначение. Может быть фон, перспектива, колорит, композиция и.т.д. - но все это утратило прежние связи между собой и существует по новым законам. И, скорее всего, будет как-то по-другому называться. Как и у любого другого языка, если есть потребность высказываться на нем, возникает постоянная необходимость обновлять его, тем самым, адаптируя его к новым условиям и задачам.

Картина никогда не была подлинным окном в мир и источником достоверной подлинной информации. Она всегда оспаривала эту роль, и, в первую очередь, оспаривала ее у зеркала. Современная картина - эрзац зеркала, вернее, его модель, которая не копирует устремления тела (в отличие от зеркала), а откликается на них свободными психическими изменениями. (Панасенко)

Сегодня картиной как формой коммуникации может быть все что угодно. Все, что не движется и находится в плоскости. Речь идет об эксперименте не с картиной как художественной формой и не с ее формальными качествами и особенностями, - а с изображением.

После многократных опытов по его устранению, изображение опять вернулось на плоскость картины, но в каком-то странном и измененном состоянии. И именно эти процессы, произошедшие с изображением представляют сегодня художественный интерес. Если 10-15 лет назад трансавангард реабилитировал картину как форму, при этом наделив ее свойствами художественного объекта, то сегодня речь идет о реабилитации изображения. (Панасенко)

2.3 Особенности художественного языка иконы

Икона – выдающееся произведение живописного искусства, в котором глубочайшее духовное содержание передается исключительно художественными средствами - композицией, цветом, линией, формой. (Бычков)

В иконной композиции нет конкретного пространства, ограничивающего место действия. Вокруг изображений разворачивается беспредельная сфера золотого фона, погружающая всякое единичное существо в бесконечность. Фигуры изображены фронтально или в застылых трёхчетвертных поворотах, в молитвенной сосредоточенности, все они священнодействуют. (Георгиева)

Композиции отчётливы и торжественны, в них всё пребывает в состоянии покоя, и не допускают ничто мелкое и суетное. Абстрактная симметричная расставленность фигур исключает их из сферы живых индивидуальных связей и обозначает их надмирное единство.

Объемному живописному изображению предпочитают плоский силуэт, парение лёгких, "полых" фигур, сохраняющих правильную округлую форму, но лишённых реальной тяжести и нормальной телесности. (Георгиева)

Исчезает живописная нюансировка, так как она могла бы напомнить о чувственной природе вещей, о земной красоте. Её заменяют твёрдые и гладкие цветовые поверхности, где сгущение цвета доведено до такой интенсивности, что как бы теряется его материальная природа. Икона пронизана светом, который не имеет конкретного локализованного источника. Главными носителями света являются золотые фоны и яркие, сияющие краски.

Цвет утрачивает свою природную мягкость, становится символом. Контурная отточенность силуэтов делает фигуры лёгкими, а при недостаточной освещённости силуэтов - призрачными. Линейная очерченность форм дематериализует их, делает сухими, маловещественными. (Георгиева)

Драпировки не облегают тело, а прячут его за сетью складок; переданные условными линиями, неорганичные, они делают фигур имматериальными. Само изображение, внепространственная и вневременная среда, в которой оно пребывает, лишены сил земного тяготения и озарены божественным светом. Всё индивидуальное заменено типическим.

Символичность и намеренная иррациональность художественных средств создают впечатление, что настоящая жизнь всякого образа и всякой формы протекают по ту сторону правильности и красоты видимого мира. Художественный язык теряет непосредственность и обретает многозначительность. За каждой его чертой, за каждой индивидуальной формой и единичным образом скрывается понятие. Система художественных средств иконы призвана символически воссоздать образ трансцендентного мира. (Георгиева)

В иконе в художественной форме живет церковное Предание, главным носителем которого выступает иконописный канон. В нем, как в специфической внутренней норме творческого процесса, хранятся обретенные в результате многовековой духовно-художественной практики Православия основные принципы, приемы и особенности художественного языка иконописи. (Бычков)

Заключение

Уровень развития человека и общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях, называется культурой. Рассматривая культуру с семиотических позиций, можно весь набор образующих ее материальных и духовных ценностей трактовать как некий текст, отражающий, с одной стороны, результаты общественно-практической деятельности, а с другой – отношение общества к этим результатам.

Иначе говоря, культуру можно понимать как произведение, текстом которого является результат отражения общественным сознанием социальной информации, полученной как в процессе материального производства, так и средствами всех существующих знаковых систем. Контекстом данного произведения является само общественное сознание во всех формах его проявления (наука, право, мораль, этика, искусство, религия и т.д.). На уровне индивидуального сознания каждое произведение также существует в диалектическом единстве текста и контекста, но в этом случае последний отражает отношение лишь самого индивидуума к окружающему миру. (Агеев, с.101)

В ходе общественного развития сформировались такие основные социальные знаковые системы, как, например, фольклор, словесность, музыка, танец, изобразительное искусство, литература. Сюда можно отнести и возникшие сравнительно недавно коммуникационные системы: радио, фотография, кино, телевидение. (Агеев, с.101)

Многие из этих систем построены на чисто образных системах знаков. Характерным для них является то, что создаваемые с их помощью «тексты» произведений обладают свойством протяженности, непрерывности либо во времени (музыка), либо в пространстве (изобразительное искусство), либо во времени и в пространстве (танец). Невозможно исчерпывающе описать словами изображение (фотографию, картину) и звуки (пение соловья), также невозможно и отразить все нюансы сложного музыкального произведения нотами. (Агеев, с.103)

Создавая художественное произведение, автор выражает в знаковой форме свое понимание действительности, свой внутренний мир или мир своего сознания. Отображая явления действительности в условной форме, в форме художественного образа, автор осуществляет художественную рефлексию своего внутреннего мира, отражает этот мир, используя доступные ему выразительные средства. Зритель, «читая» художественное произведение, воспринимает его содержание на основе своего опыта и знаний, «строит» в своем сознании художественный образ в соответствии со своим пониманием окружающей действительности. (Агеев, с.110)