Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к остальным месяцам года вы найдёте на нашем сайте. Октябр ь (стр. 3 из 6)

10 октября - 120 лет со дня рождения Клюева Николая Алексеевича (1887- 1937), русского поэта

Клюев Николай Алексеевич (1884, д. Коштуги, под Вытегрой, Олонецкой губ. - 1937, Томск). Из крестьян-сектантов. Мать была сказительницей. В юности жил в Соловецком монастыре, ездил по поручению секты хлыстов в Индию, Персию. Блок, с которым Клюев вступил в переписку в 1907 г., помог публикации его первых стихов. Первая книга "Сосен перезвон" вышла с предисловием Брюсова (1912). Подружился с Есениным, который затем считал его одним из своих учителей. Сблизился с неонароднической группой "Скифы" (Иванов-Разумник, Орешин, Белый, Клычков), которая ждала спасения крестьянства революцией и революции - крестьянством, однако в этих надеждах он вскоре разочаровался. После самоубийства Есенина написал "Плач о Сергее Есенине" (1926), который был вскоре изъят из обращения. На Клюеве выжгли клеймо "кулацкий поэт", перестали печатать. В поэме "Погорельщина" он оплакал уже не Есенина, а всю крестьянскую Русь. В 1933 году был арестован, сослан в Нарым, переведен по ходатайству Горького в Томск, но затем снова арестован. А вскоре был расстрелян. Двадцать лет, до посмертной реабилитации в 1957 году, его имя не упоминалось в СССР, а первая посмертная книга вышла в 1982 году. Во время гласности наконец опубликованы и другие считавшиеся утерянными произведения, в частности поэма "Погорельщина", переданная когда-то самим Клюевым итальянскому слависту Ло Гатто и изданная в 1950-х годах за границей. Эта поэма стала своего рода былиной об уничтожении крестьянства в России. Клюев пишет из ссылки своему другу С. Клычкову: "Я сгорел на своей "Погорельщине", как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на костре пустозерском. Кровь моя волей-неволей связует две эпохи - озарённую смолистыми кострами и запалами самосожжений эпоху царя Федора Алексеевича и нашу, такую юную и потому многого не знающую. Я сослан в Нарым, в поселок Колпашев на верную и мучительную смерть". В 1934-м на допросе он показал: "Осуществляемое при диктатуре пролетариата строительство социализма в СССР окончательно разрушило мою мечту о Древней Руси". Наверняка они заставляли его "закладывать" самого себя. Но в данном случае он был искренен. По иронии судьбы именно в архивах КГБ сохранилась "главная", хотя и неоконченная поэма Клюева - "Песнь о Великой Матери", которую и поэт, и современники считали безвозвратно утерянной.

Е.Евтушенко

  • 83.3Р7 Азадовский К.М. Николай Клюев: Путь поэта / К.М. Азадовский. – Л., 1990. К
  • Базанов, В.Г. О поэтике Николая Клюева / В.Г.Базанов // Литература в школе. - 2004. - N12. - С.14-18.

11 октября – 125 лет со дня рождения Житкова Бориса Степановича (1882-1938), писателя

Житков Борис Степанович родился 30 августа (11 сентября) 1882 в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Детство провёл в Одессе (его школьным другом был К.И.Чуковский), в 1905 г. принимал участие в революционных событиях. Окончил естественное отделение Новороссийского университета (1906) и кораблестроительное – Петербургского политехнического института (1916). Был штурманом парусника, капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища. Много путешествовал.

Печатался с 1924 г. – сначала адресуясь к взрослой, затем все чаще к детской аудитории, которую он находил, в частности, как постоянный автор детских журналов и газет «Новый Робинзон», «Чиж», «Ёж», «Юный натуралист», «Пионер», «Ленинские искры» и др.

Богатство жизненных наблюдений и высокая познавательная ценность, чёткость в определении полюсов добра и зла, неистощимая сюжетная изобретательность, динамизм повествования, острота и необычность нравственных коллизий, возникающих в повседневной жизни и раскрывающих истинную суть человека, романтическая вера в торжество добра и справедливости обеспечили произведениям Житкова почётное место в русской детской литературе 20 в., а внешне сдержанная, но искренняя и трогательная любовь к этому миру, ко всему живому и требующему защиты, умение удивляться красоте бытия, будить сострадание к слабым, в т.ч. к «братьям нашим меньшим», и интерес к загадкам природы, ясный, лаконичный и серьезный «детский» язык сделали творчество Житкова любимым чтением юных читателей вплоть до сего дня.

Вершина творчества Житкова – повесть-энциклопедия «Что я видел» (опубл. в 1938 г., посмертно), ставшая настольной книгой многих поколений детей, где писатель в жанре путешествия четырехлетнего мальчика Алеши-«Почемучки», от лица которого написана книга, отвечает на разнообразные вопросы, возникающие у малыша при первом столкновении с «чудом» железной дороги, новыми людьми, предметами и животными.

Психологизм Житкова, не лишённый социальной тенденциозности в рассказах о взрослых (добрый и храбрый матрос и жадный хозяин в рассказе «На воде», нищий матрос и корыстолюбивый капитан в рассказе «Погибель», благородные революционеры и злые полицейские, черносотенцы и бандиты в рассказах «Вата», «Компас», «Пекарня»), доброжелательно-назидательный – в обрисовке образов детей (которые, взрослея, непременно становятся лучше), особенно точен в повествованиях о животных, которые показаны со всеми своими видовыми поведенческими признаками, и в то же время с конкретной ситуативной характеристикой (слон, который спасает хозяина от тигра), как создания, в которых писатель мудро выделяет достойные качества (преданность волка, трудолюбие и доброту слона, храбрость обезьянки и т.п.).

Житков был организатором теневого театра и специальной серии книг для малограмотных, автором незаконченной книги «История корабля», цикла «Рассказы о технике», адресованного молодёжи, романа для взрослых «Виктор Вавич» (кн. 1–2, 1929–1937), рассказывающем, не без автобиографических реминисценций, о периоде революции 1905.

Творчество Житкова, классика отечественной детской и анималистической (в продолжение традиций Л.Н.Толстого и А.П.Чехова) словесности, которого можно, наряду с В.В.Бианки и Е.И.Чарушиным, считать также основоположником научно-художественного жанра в детской литературе, оказало существенное влияние на многих детских писателей.

Умер Житков в Москве 19 октября 1938.

- Михайлова,С.Ю. Зрелый талант, молодой задор: О жизни и творчестве Б.С.Житкова / С.Ю.Михайлова // Начальная школа. -1999. - №1. - с.3-7.

- Люди труда и подвига: О книгах Б.Житкова // 83.8 Разумневич В. С книгой по жизни. - М.,1986. -

с.68-78.

12 октября – 105 лет со дня рождения Мавриной Татьяны Алексеевны (1902-1996), художницы, графика

Маврина (Лебедева) Татьяна Алексеевна, российский график, заслуженный художник России (1981). Красочные, празднично-декоративные, близкие к русскому народному искусству пейзажи, иллюстрации к детским книгам, эстампы. Государственная премия СССР (1975).

Неповторимый "мавринский стиль" основан на принципах и формах произведений народного искусства: силуэтное решение композиции, яркий колорит, многоярусное развертывание сюжета и др.

Легкость, свобода и непринужденность рисунка, изящество линий, богатство колорита, тонкость цветовых отношений, строгий отбор средств, кажущаяся детскость изображения присущи брызжущим веселостью и энергией иллюстрациям Т.А.Мавриной.

Колорит книг Т.А.Мавриной тесно связан с выведенными веками цветовыми формулами народного искусства. Цветовой фон её листов плотно заселен пятнами разной величины и формы, изображение не читается на этом фоне, но вырастает из него. Цветовая гармония её книг звучит многоголосой перекличкой сходных цветовых мотивов ("Выбирай коня любого") или строится по принципу смелых цветовых контрастов ("Сказочные звери"). Художница смело обобщает форму, стремится к яркому, мажорному звучанию произведений.

Одной из первых книг, которую иллюстрировала Т.А.Маврина, была "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Увлечение А.С.Пушкиным осталось на всю жизнь. Изящные буквы, заставки, украшения, естественно сочетающиеся с сюжетными иллюстрациями, придают оформлению книги цельность и стилевое единство, отвечающее поэтической цельности сказок А.С.Пушкина.

Большое значение в творчестве Т.А.Мавриной - иллюстратора сказок имеет и внимательное изучение ею старинной русской архитектуры. Изображая ансамбли Сергиева-Посада, Переславля- Залесского, Москвы, Ростова Великого и других городов, художница в каждом листе находит особый цветовой ключ, передает общенациональные черты богатой, узорчатой, строго гармоничной древнерусской архитектуры.

Важнейшая особенность искусства Т.А.Мавриной - связь поэзии сказки и пластической красоты разных видов народного декоративно-прикладного искусства. В нарядной красочности иллюстраций можно увидеть обаяние народной глиняной игрушки, русского лубка, бытовой керамики, пряников, изразцов, старинных костюмов. Творчество Т.А.Мавриной помогает раскрыть неисчерпаемое богатство народной эстетики, ощутить национальную основу фольклора.