Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к остальным месяцам года вы найдёте на нашем сайте. Октябр ь (стр. 4 из 6)

- Сказки, нарисованные Татьяной Мавриной: Материал к книжной выставке // 78.38 В помощь эстетическому воспитанию школьников. - Мн., 1986. - с.29-30. С/б

13 кастрычніка – 75 гадоў з дня нараджэння Кобец-Філімонавай Алены (н. 1932), беларускай пісьменніцы

Кобец-Філімонава Алена (таксама Кобец Алена), нарадзілася 13.10.1932 г. у гарадскім пасёлку Круглае Магілеўскай вобласці у сям'і пісьменніка. Скончыла Мінскую музычную школу-дзесяцігодку (1952). З 1953 г. працавала выкладчыцай у музычных школах Мінска, Выбарга, Стаўрапаля. У 1954-1955 гг. вучылася ў Ленінградзе ў Музычнай навучальні. Некаторы час жыла ў Грэцыі (1964-1966), вучылася ў Афінскай кансерваторыі. Скончыла Беларускую дзяржаўную кансерваторыю па класу раяля (1969), Вышэйшыя літаратурныя курсы ў Маскве (1971). Працавала рэдактарам на кінастудыі «Беларусьфільм» (1971-1972), рэдактарам выдавецтва «Юнацтва» (1981-1983). Сябра СП СССР з 1965 г.

З першым літаратурным творам выступіла ў 1959 г. Піша на расейскай і беларускай мовах, пераважна для дзяцей. На беларускай мове выйшлі зборнікі вершаў для дзяцей «Казка пра месяц» (1963) і «Залаты ручнік» (1972), аповесці «Жаваранкі над Хатынню» (1977), (расейскае выданне Масква, 1973), «Блакітны экспрэс» (1981), «Агні за перавалам» (1985; гэтыя дзве аповесці перапрацаваны ў раман «Агні за перавалам», 1987), казкі «Вянок дзівосаў» (1986). На расейскай - зборнік казак «Читайка и гуляйка» (1963), «Семь художников» (1965), кніга нарысаў «В королевстве... но не сказочном» (1968), «Сказки старого Янниса» (1969). Па матывах аповесці «Блакітны экспрэс» у 1978 г. пастаўлены аднайменны спектакль. Аўтар сцэнарыя мультфільма «Вася Буслік і яго сябры» (зняты ў 1974).

Пераклала на беларускую мову з навагрэчаскай зборнік вершаў Я.Рыцаса «Макронісас» (1973).

Укладальнік зборніка беларускай паэзіі «Земля с лазурными очами» (Масква, 1979).

- Алена Кобец-Філімонава // Роднае слова. – 2002. - №10. – с.49.

14 октября – Всемирный день стандартизации.

Именно в этот день 1946 года в Лондоне в помещении Института гражданских инженеров открылась конференция национальных организаций по стандартизации. 25 стран, включая СССР, были представлены 65 делегатами. Результатом их работы стало учреждение новой Международной организации по стандартизации - ISO (от греческого слова isos - равный). В 1970-м Президент ИСО, которым в то время был г-н Фарук Сунтер (Турция), предложил 14 октября отмечать как Всемирный день стандартизации, чтобы еще раз подчеркнуть важность стандартизации для всей мировой экономики, активизировать ее роль как основного помощника не только промышленности, торговли, но и правительствам и потребителям всего мира, чтобы этот день сделать международным событием, знаком уважения к деятельности тысяч добровольцев со всего мира, развивающих стандартизацию.

В Республике Беларусь Всемирный день стандартизации отмечается ежегодно с 1992 года - года образования Госстандарта. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. 14 октября определен как профессиональный праздник - "День стандартизации". Созданная в республике система стандартизации базируется на правовых основах, установленных Законом Республики Беларусь "О стандартизации", принятым в 1995 году. Требования государственных стандартов, обеспечивающие: безопасность продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции, маркировку продукции, единство методов контроля - определены законом как обязательные для соблюдения. Иные требования государственных стандартов, касающиеся потребительских характеристик продукции, её эксплуатационных свойств, гарантийных сроков определены как добровольные. Более 20 тысяч действующих государственных стандартов устанавливают требования к качеству и безопасности продукции на всех стадиях ее жизненного цикла. За прошедшие годы уровень гармонизации отечественных стандартов с международными повысился до 30%. Национальный фонд стандартов, созданный за эти годы в республике, по объёму информации, автоматизации, номенклатуре представленных документов, сервисным возможностям не уступает аналогичным информационным центрам стандартов промышленно развитых стран. Сегодня обязательные требования стандартов практически используются в качестве меры государственного регулирования требований к продукции и услугам и компенсируют недостаток в республике технических законодательных актов Девиз Всемирного дня стандартизации 2002 года, предложенный тремя ведущими организациями в мире, которые разрабатывают и распространяют стандарты, - ИСО, МЭК и МСЭ: "Единый стандарт, одно испытание, признаваемые повсюду". Всемирный день стандартизации празднуется по-разному в Найроби, Вене, Каракасе, Минске и Москве, тем не менее этот праздник имеет общую цель. В этот день во всем мире проходят конференции, выставки, семинары, радио-, телеинтервью и другие мероприятия.

14 октября – 110 лет со дня рождения Ильфа Ильи (1897 - 1937), писателя

Ильф Илья (настоящее имя - Илья Арнольдович Файзильберг) родился 3 октября (15 н.с.) в Одессе в семье банковского служащего. В 1913 г., окончив техническую школу, начал трудовую деятельность, часто меняя место работы: чертёжное бюро, телефонная станция, авиационный завод. Работал статистиком, редактором юмористического журнала "Синдетикон", в котором публиковал свои стихи под женским псевдонимом, бухгалтером.

В 1923 г. становится профессиональным литератором. Переехав в Москву, постоянно работал в газете "Гудок", но печатает свои очерки и фельетоны в разных изданиях. Уже в обработке рабкоровских писем сказывалась склонность Ильфа к сатире. Результатом командировки в Среднюю Азию явилась серия очерков "Москва - Азия" (1925).

В 1925 г. происходит знакомство будущих соавторов (Ильфа с Евгением Петровым), но только через год начинается их совместная деятельность, так как Петров должен был отслужить в армии. Первой значительной совместной работой Ильфа и Петрова был роман "Двенадцать стульев", публиковавшийся в 1928 г. в журнале "30 дней", который сразу завоевал признание читателя, но критикой был встречен холодно. Книгу молодых писателей поддержал В.Маяковский.

В 1920-е гг. появляется ряд фельетонов и повестей, написанных совместно, в "Правде" и "Литературной газете". В 1931 г. публикуется второй роман Ильфа и Петрова - "Золотой телёнок", тепло встреченный критикой, получивший восторженные отзывы М.Горького, А.Зощенко, А.Барбюса.

В 1935 г. писатели совершили путешествие в США, позже написав книгу "Одноэтажная Америка" (1936). Болезнь Ильфа (туберкулез лёгких), обострившаяся во время путешествия, окончилась его смертью, последовавшей 13 апреля 1937 г.

- Мокроусова,Е.М. «Лёд тронулся…»: Театрализованное представление для старшеклассников: Ильф И.А. / Е.М.Мокроусова // Читаем. Учимся. Играем. - 1996. - №2. - с.77-80.

- 83.3Р7 Яновская,Л.М. Почему вы пишите смешно? Об И.Ильфе и Е.Петрове, их жизни и их юморе / Л.М.Яновская. – М.,1969. К

14 октября – 165 лет со дня рождения Верещагина Василия Васильевича (1842-1904), русского живописца

Василий Васильевич Верещагин родился 14 (26) октября 1842 г. в Череповце, умер 31 марта (13 апреля) 1904 г. в Порт-Артуре, ныне Далянь, Китай.

Выходец из семьи помещика, в 1850-1860 гг. учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине флотского гардемарина. Плавал в 1858-1859 гг. на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. Отказавшись от карьеры морского офицера, в 1860 г. поступил в петербургскую Академию художеств, но, неудовлетворённый консервативной системой преподавания, оставил ее в 1863 г. Жил в Париже некоторое время.

Верещагин ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды посетил Туркестан (1867-1868, 1869-1870). Участвовал в походах русских войск, дважды был в Индии (1874-1876, 1882). В 1877-1878 гг. участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 г. посетил Сирию и Палестину, в 1888-1889 гг.(а также 1902) США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Путевые впечатления легли в основу бесчисленных этюдов и картин, которые слагались обычно у Верещагина в большие циклы.

Известнейшее полотно серии, «Апофеоз войны» (1870-1871, Третьяковская галерея), с грудой черепов на фоне пустынных, безжизненных горизонтов, снабжено красноречивой надписью на раме: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

Вслед за путешествием по Индии Верещагин (в основном в 1876) создает «индийскую серию» с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. В 1878-1880 гг. пишется «балканская серия», посвящённая русско-турецкой войне. Симпатии к болгарскому народу, страдающему под игом Османской империи, не мешают художнику изображать поля сражений без всякого героико-патетического глянца, во всём их смертоносном ужасе. Особенно сильное впечатление на современников произвела картина «Побежденные. Панихида» (1878-1879, там же), где под пасмурным небом расстилается целое поле трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.

Из последующих серий художника наибольшей популярностью пользовался цикл «Наполеон в России» (1899-1900), на темы Отечественной войны 1812 года. В 1880-е гг. Верещагин не раз обращался к евангельским мотивам, трактуя и их с жестоким натурализмом, игнорирующим все привычные каноны (картины на тему Голгофы).

В 1870-1890-е гг. выставки Верещагина в России и за её пределами вызывают бурный общественный резонанс. На определенный период он становится самым популярным русским художником за рубежом, оказывая большое влияние на развитие международного пацифистского движения. Писатель В.М.Гаршин находит в его образах грозное пророчество, считая, что изображенные здесь ужасы «вспомянутся чрез много лет/ В день грозных бед!» («На первой выставке картин Верещагина», 1874).