Смекни!
smekni.com

по основам безопасности жизнедеятельности на тему: «Терроризм: угроза миру» (стр. 3 из 7)

Наземный терроризм. Первые террористические акты по среде протекания связаны с нашей Землей, основной средой обитания человека. И основные объекты террористической деятельности также находятся на земле: правительственные здания, аэропорты, железнодорожные вокзалы, автомобили, трубопроводы, торговые центры. Абсолютное большинство террористических актов осуществляется на земле, но в связи с освоением других сред обитания появляются такие его разновидности, как морской, воздушный, космический.

Морской терроризм имеет ряд особенностей по сравнению с наземным. Одной из них является субъект террористической деятельности. Экипировка и вооружение морских террористов более сложные и дорогостоящие, чем у лиц, совершающих террористические акты на суше. Им нужно судно, причём достаточно совершенное, чтобы настигнуть другое судно, намеченное в качестве объекта нападения, или для совершения нападений на береговые объекты и для спасения от преследований быстроходных военных кораблей или судов береговой охраны. Необходимо иметь опытный экипаж, члены которого, как и сами террористы, должны не только обладать мастерством, но и разделять их идеи. В качестве членов экипажа могут быть использованы наёмники, в частности пираты, но прибегать к их услугам морские террористы избегают точно так же, как и террористы, действующие на суше, не желают прибегать к услугам уголовных элементов. Наконец, морские террористы нуждаются в средствах, необходимых для террористической деятельности дальнобойном орудии, размещаемом в портах и на судах, взрывных устройствах, минах, закладываемых в водах, находящихся под юрисдикцией правительств, против которых террористы ведут борьбу, чтобы пресечь их сношения с иностранными государствами. Такая деятельность предполагает, что морские террористы не могут действовать в одиночку, а составляют группировки, пользующиеся поддержкой заинтересованных в их деятельности правительств либо состоятельных людей и даже организаций. Достаточно часто они имеют хорошо налаженные контакты со спецслужбами.

Морской терроризм не имеет тех масштабов, что наземный, но тем не менее ежегодно совершается сотни терактов и на море. В 1999 году нападению подверглось большое количество морских судов и яхт в различных участках мира: в акватории Индонезии таких случаев зафиксировано 113, в Болгарии – 23, Малайзии – 18, Индии – 14, Сингапуре – 13, Сомали и Нигерии – по 11.

Воздушный терроризм, как и терроризм вообще, интернационален. Основной его целью до 11 сентября 2001 года был захват воздушного судна и превращение его в смертельное оружие для тысяч человеческих жизней на земле, а это потребовало соответствующей лётной подготовки у будущих террористов. Как считают специалисты, «летчики Апокалипсиса» вели «Боинг» на редкость профессионально. Во-первых, они сразу же отключили радиоприборы, посылающие сигналы о местонахождении самолёта, его скорости. Во-вторых, мастерски проводили манёвры и опускались на низкую высоту с целью выхода за пределы радиолокационного поля (в тот момент они пропадали с экранов радаров). В-третьих, они с ювелирной точностью вели самолёты на цели на высокой скорости, врезались в небоскрёбы на планируемой высоте, а в здание Пентагона – в то крыло, где размещалось управление планирования? Операций сухопутных войск. Всё это свидетельствует о качественно новом этапе воздушного терроризма, который в нынешних условиях может повлечь за собой тысячи человеческих жертв и многомиллиардный ущерб.

Космический терроризм представляется отдалённой перспективой, но увеличивающееся количество спутников на орбите и становящиеся реальным создание космических аппаратов странами третьего мира приближает то время, когда космический терроризм станет также реален, как захват самолёта.

Можно выделить также зарождающийся новый вид терроризма – компьютерный терроризм (кибертерроризм), который осуществляется в инфросреде. Теракты 11 сентября 2001 года в США сопровождались сильной компьютерной атакой.

Что день грядущий нам готовит?

Терроризм как социально-политическое явление в XXI веке, несмотря на войну, которая после 11 сентября 2001 года стала с ним вестись, не только выживет, но и наберёт новую силу. Террористические группировки станут менее многочисленными, а следовательно, трудно обнаруживаемыми, а средства осуществления терактов станут более совершенными. Широкомасштабное распространение писем со спорами сибирской язвы свело на нет самоуспокоительные прогнозы руководителей антитеррористических служб некоторых стран с малой вероятностью масштабного применения террористами оружия массового поражения (ОМУ).

Проблема терроризма с применением ОМУ особенно обострилась в 1990-е годы вследствие ряда обстоятельств: во-первых, в результате развития информационных технологий, а именно Интернета, огромное количество людей из разных стран мира получили доступ к научно-технической информации об изготовлении ОМУ; во-вторых, распался СССР, что ослабило контроль над ОМУ всех типов (ядерного, химического и биологического); в-третьих, образовавшийся монополярный во главе с США расслабился, что выразилось в деградации многих разведок мира; в-четвёртых, впервые в 1995 г. в токийском метро террористами из секты «Аум сенрикё» было применено боевое отравляющее вещество «зарин», что показало возможность доступа, изготовления и практического применения ОМУ.

С точки зрения специалистов существуют две основные причины, по которым террористы могут прибегнуть к использованию ОМУ: для нанесения тяжёлых потерь противоборствующей стороне или для шантажа. Для успешного применения ОМУ в целях уничтожения как можно большего числа людей террористы должны приобрести это оружие, мало того, важным компонентом в деятельности террористов является их психологическая готовность лишить тысяч жизни людей. Когда ОМУ используется в качестве угрозы, применяется традиционный принцип сдерживания (сдерживание есть достоверность угрозы, умноженная на возможности её существования). Если отсутствует один из элементов этой формулы, то угроза будет малоэффективной. Поэтому террористам необходимо убедить общественность в наличии у них ОМУ и готовности его использования. Наличие ОМУ является необходимым элементом массового террористического акта.

Мотивация террористической группы использовать ОМУ тесно связана с целями этой организации. Националистические и сепаратистские образования имеют политические цели и социальную базу в рамках определённой территории. Их цель – привлечь внимание общественности к своему делу и получить место за столом переговоров. Поэтому они вряд ли прибегнут к ОМУ, поскольку массовые жертвы были бы непродуктивны для их целей. Они привлекли бы к себе внимание, но общественное мнение, скорее всего, отвернулось бы от них, а пострадавшие государства дали бы жесткий отпор террористам вместо того, чтобы прислушаться к ним. Наиболее продуктивным для политических террористов этого типа, похоже, стали бы крупномасштабные акты насилия, а более уверенные действия. Религиозные группы, по всей видимости, способны прибегнуть к использованию ОМУ. По крайней мере на эту мысль наводят действия исламистских террористов в условиях нового тысячелетия. Террористы этого толка обычно не заинтересованы в переговорах. Их непримиримые взгляды помогают им создать абсолютно бесчеловечный образ врага, что является важным шагом на пути к организации массовой гибели людей. В случаях с исламистскими фундаменталистами институт мученичества лишь укрепляет веру тех, кто готов жертвовать своими жизнями, не боясь быть схваченным или получить ответный удар.

Как отмечает американская газета International Herald Tribune, «по данным официальных представителей американских разведывательных ведомств, глобальная террористическая сеть под руководством Усамы Бен Ладена в течение некоторого времени предпринимает попытки приобрести материалы, необходимые для производства химического, биологического и даже ядерного оружия, и, быть может, уже имеет в своём распоряжении средства для осуществления примитивного нападения с использованием химических средств или биологических агентов».

Ядерный терроризм

Террористические акты в США в сентябре 2001 г положили начало новой эпохе терроризма. Пока не было случая применения ядерного оружия, но значит ли это, что такое оружие не может быть применено международными террористами завтра? Поэтому осмысление проблем ядерного терроризма сегодня выходит на одно из первых мест.

Под ядерным терроризмом следует понимать умышленное применение (либо угрозу применения) отдельными лицами, террористическими группами или организациями подрыва ядерного оружия, разрушение ядерных объектов, радиационного заражения с помощью различных ядерных и радиоактивных материалов с целью нанесения значительных людских и материальных потерь стране, навязывания определённой линии поведения в решении внутренних и внешних споров.

Уровень риска ядерного терроризма может быть предварительно оценен по угрозам совершения актов ядерного терроризма и кражам ядерных материалов. На сегодняшний день не существует надежных и полных данных о нелегальном перемещении ядерных и радиоактивных материалов, только две трети были из них были подтверждены странами-участницами. Количество всех перехваченных материалов было недостаточным для изготовления даже одного ядерного взрывного устройства. Тем не менее – проблема очень серьёзна. Вот некоторые данные, связанные с угрозой совершения террористических актов, а также наиболее опасные случаи похищения ядерных материалов:

· 1990-1992гг. – в России директора Смоленской и Курской АЭС получили письма с угрозами взорвать или захватить АЭС; аппаратчик НПО «Луч» (город Подольск Московской области) в 1991-1992 гг. систематически похищал капсулы с И-235 для продажи, всего он украл 1,5 кг ядерных веществ;