Смекни!
smekni.com

по основам безопасности жизнедеятельности на тему: «Терроризм: угроза миру» (стр. 4 из 7)

· 1994 год – в Германии (Мюнхен) задержана небольшая партия (363г) контрабандного плутония из России, пригодного для изготовления ядерной бомбы; в Литве криминальная группировка после вынесения судом смертельного приговора одному из её лидеров пригрозила взорвать Игналинскую АЭС;

· 1997 год – в России служащие ядерного объекта в Челябинске были пойманы при попытке кражи расщеплённого материала в количестве, достаточном для изготовления одного ядерного устройства; спецслужбы России предотвратили реализацию сделки по приобретению одной из пакистанских компаний (возможно, подконтрольных Усаме Бен Ладену) оружейного урана;

· 2000 год – в России на военно-морской базе Камчатского полуострова были арестованы 4 моряка, имевших тайник с радиоактивными материалами. Они были обвинены в краже этих материалов с субмарины, на которой проходили службу; в одной из самых закрытых зон научной лаборатории Лос-Уламоса (ядерного объекта №1 США), где трудятся разработчики атомного оружия, пропали два суперсекретных компьютерных диска. Дальнейшая их судьба неизвестна.

· 2001 год – в России пресечены две попытки проникновения террористов на объекты хранения ядерных боеприпасов.

Всего же, начиная с середины 1960-х годов в Европе и США произошло более 150 инцидентов, способствовавших повышению ядерной угрозы. А именно: взрывы в районе ядерных объектов, попытки проникновения на них, похищение и убийство ученых-ядерщиков, кража и контрабанда радиоактивных материалов. Несанкционированный доступ к ядерным материалам угрожает здоровью и безопасности населения и окружающей среде. Последствия ядерных бомбардировок Японии и катастрофа в Чернобыле не требует комментариев. Сегодня кража, контрабанда и несанкционированные поставки ядерных и радиоактивных материалов представляют серьёзную угрозу для многих стран и международной безопасности в целом. Попытки приобретения ядерных и радиоактивных материалов могут осуществлять несколько государств, террористические организации, религиозные экстремисты и криминальные группировки.

Условно акты ядерного терроризма можно классифицировать следующим образом:

- подрыв (угроза подрыва) ядерного взрывного устройства;

- диверсия на ядерных объектах как гражданского (АЭС и их инфраструктура), так и военного назначения (хранилища ядерных материалов и ядерных боеприпасов);

- заражение радиоактивными материалами.

Подрыв (угроза подрыва) ядерного взрывного устройства представляется сегодня маловероятной. Приняты соответствующие меры контроля за использованием, хранением и транспортировкой ядерных боеприпасов, поэтому доступ к ним маловероятен. Однако в мире за 60 лет атомной эры создано 130000 ядерных боеприпасов и исключать такую угрозу было бы всё-таки опрометчиво.

Диверсии на ядерных объектах. Наиболее зримыми объектами для осуществления терактов являются АЭС, научные и производственные центры.

Конечно, нападение относительно легковооруженного отряда террористов (со стрелковым оружием, взрывными устройствами обычных типов) или даже лишь угроза захвата атомной станции или другого ядерного объекта могут иметь сильнейший психологический эффект среди населения. Другими словами, террористы, не выполнив свою угрозу до конца (например, не причинив вреда АЭС), достигнут более ожидаемого для них эффекта — паники, истерии, незначительных человеческих и огромных материальных потерь.

Но не только сами АЭС являются источниками возможного серьёзного радиоактивного заражения в случае их разрушения, нельзя забывать и об инфраструктуре станций. В исследованиях американских учёных приводятся доказательства возможности разрушения, нельзя забывать об инфраструктуре станций. В исследованиях американских учёных приводятся доказательства возможности разрушения ядерных реакторов и выброса значительной массы радиоактивного топлива наружу путём боевого воздействия обычными боеприпасами по внешним элементам АЭС (линиям подачи силового питания на механизмы систем обеспечения безопасности, трубопроводам подачи воды в системах охлаждения реактора), Особую опасность представляют хранилища с радиоактивными отходами, в частности, при нарушении систем вентиляции и теплосъёма. События 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС и взрыв хранилища радиоактивных отходов в Муслюмово Челябинской области в 1957 году подтвердил справедливость выводов американских учёных.

Так что угроз ядерным объектам достаточно много. И степень вероятности использования уязвимости ядерных объектов при осуществлении диверсий со стороны террористов остаётся высокой. При этом они могут использовать также и имеющийся опыт других экстремистов при атаке на ядерные объекты. Только в США с 1978 по 2002 гг. АЗС более 30 раз подвергались нападениям на экстремистов, так и активистов экологических организаций. Однако достаточно серьёзных нападений на АХ не было.

Собственно система охраны АЭС обеспечивается системой инженерных барьеров, технических средств и персоналом станций. Задача технических систем периметра станций (включающих двойное ограждение, освещение, систему датчиков для обнаружения попытки проникновения и телекамеры) состоит в представлении полной и своевременной информации о нападении, на основе которой организуется оборона и вызывается подкрепление. Критическими факторами являются действия и выучка вооружений охраны, её обеспеченность оборонительными позициями и техническими средствами.

Сегодня многие российские и украинские объекты, где хранятся и используются радиоактивные материалы не надлежащим образом не охраняются; технические средства слежения и связи устарели или отсутствуют, ограждения, КПП и «парацикл» не рассчитан на нападение хорошо экипированных террористов. Жизнь свидетельствует о том, что теоретически осознавая угрозу ядерного терроризма, на практике люди, которые должны отвечать за безопасность объекта, к делу относятся недостаточно серьёзно. В начале 2003 года в ФСБ провели по закладке муляжа взрывного устройства рядом и внутри предприятий Минатома, в частности, в хранилище обработанного ядерного топлива на Железногорском горно-химическом комбинате рядом с Красноярском. И сделали это беспрепятственно, так «хорошо» на ядерных объектах России организована физическая охрана. Муляж пролежал на комбинате месяц, после чего уставшие от ожидания спецслужбы сами его забрали, а затем обнародовали результаты своего эксперимента.

Анализ статистических данных показывает, основным источником контрабандных материалов были страны СНГ, в первую очередь Россия; украденным материалом наиболее часто был высокообогащённый уран. Многие из похищенных радиоактивных материалов могут использоваться при проведении третьей разновидности ядерного терроризма – радиационного терроризма.

Заражение радиоактивными материалами (радиационный терроризм) может осуществляться посредством растворения плутония 239 в водоёмах, являющихся артериями крупных городов, взрывов контейнера с цезием – 137 в густонаселённой местности или распыления радиоактивных веществ в виде аэрозолей. Конечно, возникшее при этом радиационное заражение территории будет локальным и вряд ли повлечёт человеческие жертвы, сравнимые со взрывом «полноценной» бомбы, но психологический эффект будет колоссальным, не говоря о чудовищном экологическом уроне. В связи с этим можно вспомнить найденный в 1995-м контейнер с цезием 137, зарытый боевиками в Измайловском парке Москвы, и последовавшую ремарку Дудаева: «Это мизерная доля того, чем мы обладаем».

Борьба с незаконным снабжением ядерных и радиоактивных материалов является сложнейшим заданием правительств по многим направлениям, и правительства конкретных государств несут перед всем мировым сообществом ответственность за недопущение контрабанды и несанкционированного использования, владения и перемещения этих материалов через свою территорию и границы.

Национальная система предупреждения ядерного терроризма должна включать в себя выполнение международных договоров и конвенций, разработку, принятие и выполнение национального законодательства в сфере обращения с ядерным и радиоактивными материалами, введение систем учёта ядерных материалов, лицензирование и выдачу специальных разрешений на работу с источниками радиации; контроль над экспортно-импортными операциями; соответствующую работу правоохранительных органов, разведки; пограничный контроль. Также необходим комплекс мер по ограничению и ликвидации последствий возможных актов ядерного терроризма. Отдельно необходимо выделить вопросы физической защиты ядерных объектов, что наиболее важно для государств, имеющих атомные станции.

Биологический терроризм

Мир, в котором мы живём, постоянно испытывает человечество на прочность. Как представитель биологического вида человек подвергается, прежде всего, таким возможным угрозам, как: активация ячеек эндемических инфекций, обусловленная региональным и глобальным антропогенным влиянием (малярия, энцефалит, холера и т.д.); появление прежде неизвестных инфекционных заболеваний (СПИД, лихорадка Эбола, синдром токсического шока); эпидемическое распространение «старых», в том числе и побеждённых инфекций (туберкулёз, дифтерия) в новой экологической и социальной среде проживания человека; увеличение риска занесения экзотических и карантинных инфекций (желтая лихорадка) вследствие миграции населения; намеренное распространение биологических агентов с целью поражения людей, животных и растений (биологическое оружие и биологический терроризм).

События осени 2001 года в США, связанные с распространением спор сибирской язвы посредством почтовых отправлений, свидетельствует о том, что биотерроризм из гипотетической опасности постепенно превращается в опасность реальную. Хотя и масштаб, и результаты проведённых там терактов свидетельствуют, скорее всего, о психологической направленности этих акций, а не широкомасштабном применении биологического оружия против населения. Но тем не менее следует констатировать, что биотерроризм в XXI веке превратился в очень серьёзную проблему для человечества. Этому во многом будут способствовать условия жизни современного общества. Американские военные специалисты считают, что уже в ближайшем будущем, если перед террористами будет стоять задача на протяжении короткого времени уничтожить по возможности большее количество людей, они отдадут предпочтение простейшему его выполнению – с помощью биологических агентов.