Смекни!
smekni.com

Естественно-правовая теория по Джону Локку (стр. 1 из 3)

ГОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Реферат

Естественно-правовая теория по Джону Локку

автор: ученик 9 класса «Б»

Зайцев Кирилл

Руководитель: Молев А.И.

Москва

2012

Оглавление

Введение……………………………….…………………………………………….…….3

Глава 1

Жизнь Джона Локка..………………………………………………………….…………..4

Глава 2

Рассуждение Джона Локка о естественном праве………………………………………...……………………………………………...7

Глава 3

Влияние работ Локка…………………………………………………………………......10

Заключение……..…………………………………………………………………………12

Список используемой литературы…………...……………………………………………………………………13

Введение

Данный реферат посвящен проблеме происхождения теории естественных прав человека. Объектом моего исследования выступают труды Дж. Локка, а именно «Второй трактат о правлении».

Истоки естественно-правовых взглядов лежат в Древней Греции. Еще Платон и Аристотель пытались выявить нравственные начала в праве, заложенные природой человека. Завершенную форму эта концепция получила в социально-философском учении Дж. Локка.

Естественно-правовая теория происхождения государства и права, или, как ее нередко называют в научной литературе, теория естественного права, является одной из старейших и в то же время одной из наиболее распространенных правовых доктрин. О вопросе естественного права и его теории философы и ученые спорят с самого момента его появления. Таким же, в значительной мере, этот вопрос остается и поныне. Временем расцвета естественного права и его теории в философской, научной и юридической литературе считаются XVII-XVIII века. Многие великие мыслители того времени занимались теорией естественного права: голландцы Гуго Гроций и Спиноза из Голландии, англичане Томас Гоббс и Джон Локк, французы Жан Жак Руссо и Поль Гольбах.

Целью моего реферата является анализ теории естественных прав человека, изложенной в сочинении Джона Локка «Второй трактат о правлении».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

1. Дать общую характеристику эпохи, в которую жил и творил Дж. Локк, с тем, чтобы проследить путь его становления как философа и определить факторы, повлиявшие на его мировоззрение.

2. Выделить сущностные характеристики естественных прав человека, составляющие основу теории Дж. Локка.

3. Рассмотреть влияние творчества Дж. Локка на развитие европейского общественно-политического движения и мировой философской мысли.

В своем исследовании я опирался на работу английского мыслителя Джона Локка «Два трактата о правлении», а именно на «Второй трактат». Учебник, «Теория государства и права» М.Н. Марченко, я использовал для того, чтобы проследить появление и развитие естественно-правовой теории. Для изучения биографии Джона Локка, я использовал учебное пособие для вузов «Хрестоматия по истории филосфии».

Жизнь Джона Локка

Эпоха Просвещения – период европейской истории, находящийся между «славной революцией» в Англии (1688-1689) и Великой французской революцией (1789-1795). Основным явлением культурной и идеологической жизни XVIII в. являлось движение Просвещение. Оно включало в себя идеи прогресса, свободы, религиозной терпимости, развития научного знания. Просветители считали, что, совершенствуя общественные формы жизни, осмысленно изменяя их, возможно преобразовать к лучшему каждого человека. Если посмотреть с другой стороны, то человек, который обладает разумом, способен к нравственному совершенствованию, понимая, что образование и воспитание каждого человека улучшит общество. Так, в Просвещении главной идеей является воспитание человека. Джон Локк утверждал, что человек рождается «чистым листом», на котором пишутся нравственные и социальные «письмена», главное при этом руководствоваться разумом.

Джон Локк (John Locke, 1632–1704) - английский философ, иногда называемый первым философом эпохи Просвещения. Локк широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества.

Джон Локк родился 29 августа 1632 в Рингтоне, в семье судейского чиновника. Благодаря победе парламента в гражданской войне, на которой его отец сражался в чине капитана кавалерии, Локк был принят в возрасте 15 лет в Вестминстерскую школу – в то время, ведущее учебное заведение страны. В 1652 Локк поступил в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета. Локк закончил богословский факультет, но отказался принять сан, как этого требовал университетский устав для преподавателей, поэтому ему разрешили преподавать только греческий язык и риторику. Несколько позже ему было дозволенно чтение моральной философии. Локк поступил на медицинский факультет, но по окончанию курса в выдачи диплома ему было отказано. Точные причины отказа неизвестно, но скорее всего это было связано с образом атеиста, который закрепился за Локком после публикации его первых трудов. Отказ не остановил Локка, философ продолжал заниматься медициной. Вскоре он знакомится с известным физиком Робертом Бойлем и помогает ему в исследованиях. За успехи Локка избирают членом Лондонского королевского общества. Через некоторое время он начинает заниматься политикой. Связано это со знакомством с графом Шефтсбери, известным государственным деятелем, который предложил ему стать наставником его детей и личным секретарем. Локк становится его ближайшим советником и получает возможность влиять на процессы политики. Со временем Локк все больше углубляться в политику и благодаря своему таланту становится одним из деятелей партии средней и крупной буржуазии, стремившийся закрепить завоевания английской буржуазной революции, партии вигов. Благодаря поддержке, Локк становится видным государственным деятелем, но вскоре его успешно начатая политическая карьера прерывается. Кабинет Шефстбери пал, а самого графа арестовали. Локк бежит в Голландию, которая в те времена являлась прибежищем для иммигрантов. Волей случая Джон Локк знакомится с правителем Голландской республики Вильгельмом III Оранским, который видит его блестящий ум и политический опыт. После свержения Якова II Стюарта Вильгельмом III, имевшим неоспоримые права на английский престол. Локк возвращается в Англию, где, впоследствии своих политический действий, занимает пост комиссара по делам колоний и торговли, возглавляет комитет по денежной реформе. Одновременно он занимается научной деятельностью, пишет экономический, политические трактаты. В 1700 году из-за болезни оставляет свои посты и переселяется вне Лондона, в поместье лорда Мешэма, где обучает его внука. 28 октября 1704 г. Локк умер. После философа остался большой архив, наглядно свидетельствовавший о значительном кругозоре Локка: среди большого числа рукописей здесь были два черновых наброска «Опыта о человеческом разуме». Второй вариант «Опыта» был опубликован в 1931 г. английским историком философии В. Рэндом. В 1936 г. профессор Уэльского университета Р. Аарон издал текст первого варианта книги. Эти публикации позволили установить, насколько значительным было влияние на Локка идей гассендизма. В архиве философа, кроме того, было обнаружено сочинение «Несколько мыслей об употреблении разума при поисках истины», представляющее собой дополнение к «Опыту», дневники, разнообразные заметки и свыше 2500 писем. С 1747 г. архив Локка принадлежит Бодлеенской библиотеке университета Оксфорда.

В число трудов Джона Локка входят: «Два трактата о государственном правлении», «Опыт о человеческом разумении», «Опыт о веротерпимости», «Некоторые мысли о воспитании», «Элементы натуральной философии», а также множество документов, статей, записей и писем, в которых рассматриваются вопросы политики, экономики, религии, этики и воспитания. Джон Локк часто писал под псевдонимами. Он боялся, что его может постичь судьба вига Олжернона Сиднея, который был повешен во время правления Карла II, за статью, в которой рассматривалась теория общественного договора.

Джона Локка принято считать отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную, которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. В отличие от Томаса Гоббса, трактовавшего "естественное состояние" общества как "войну всех против всех", Локк считал таковым состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что одно из главных естественных прав людей - право на собственность - должно быть закреплено с помощью разумных законов, чтобы «удерживать всех людей от посягательств на права других и от нанесения ущерба друг другу»[1]. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии и практики американской и Великой французской революций.

Итак, Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в европейской истории, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на жизнь европейских стран. Джон Локк широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Его философские и социально-политические идеи оказали огромное влияние на развитие политической философии.