Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению курса «Отечественная история» (стр. 2 из 14)

При князе Данииле произошло усиление Московского княжества, присоединение к Москве Коломны, Переславля, Можайска. Иван Калита ускорил процесс объединения русских земель: перехватил у великих князей «ярлык» на великое княжение, получил у Орды право сбора дани с русских земель, укрепил и отстроил столицу княжества – Москву, а в период его княжения митрополит переехал из Владимира в Москву.

При великом князе Дмитрии Донском произошли важные события в объединительном процессе. Москва стала крупным экономическим и политическим центром. Московский князь имел в своем распоряжении хорошо вооруженное войско. Усиление Москвы позволило Дмитрию Донскому вступить в открытую борьбу с монголо-татарами. Наибольшее значение для формирования единого русского государства имела его победа на Куликовом поле в 1380 г. В военно-политическом отношении Куликовская битва показала, что русская армия может сражаться на равных и побеждать такого сильного противника. Духовно-нравственный смысл победы – возрождение чувства национальной гордости и национального достоинства, единение русских земель на основе православной веры.

Завершающая фаза в объединительном процессе связана с деятельностью Ивана III (1462–1505).

В этот период к московскому княжеству были присоединены Ростов (1474), Великий Новгород (1478), Тверь (1485). Наиболее крупным достижением Ивана III было окончательное свержение татаро-монгольского ига в 1480 г.

Свержение монголо-татарского ига обеспечило Руси условия для интенсивного экономического, политического и культурного развития. Возрос авторитет московского княжества как на Востоке, так и на Западе. С этого времени Русь вновь стала существовать как независимое государство восточной Европы, появляется наименование государства «Россия» и российский герб – двуглавый орел. В 1457 г. был принят Судебник первого кодекса законов единой России, где было закреплено единое устройство и управление, введено единое московское войско, закреплен Юрьев день, положивший начало крепостному праву.

Таким образом, в целом централизованное Московское государство было создано, но оно значительно отличалось от европейских: в политическом устройстве, уровне развития экономических отношений, социальной структуре, религии. В московском государстве ярко преобладают черты восточной цивилизации. Это проявилось в том, что объем и авторитет княжеской власти возрастает, княжеский аппарат подминает под себя институты народного самоуправления – вече, были уничтожены городские вольности и привилегии. Отток денег в Золотую Орду препятствовал появлению «третьего сословия», опоры городской самостоятельности в странах Западной Европы.

Войны с монголо-татарами привели к тому что, в ходе их была уничтожена большая часть дружинников-феодалов. Теперь князья раздают земли не советникам и боевым товарищам, а своим слугам и управителям. Все они находились в личной зависимости от князя. Став феодалами, они не переставали быть его подчиненными.

Т.к. объединительные процессы в Московском государстве проходили в экстремальных условиях, это оказало влияние и на характер властных отношений. Процесс присоединения в Московском государстве в основном шел насильственно, феодалы присоединенных территорий становились слугами московского правителя.

Уже во времена правления Ивана III в русском государстве складывается система авторитарной власти, схожая с восточными деспотиями. «государь всея Руси» обладал объемом власти и авторитетом гораздо большим, чем у европейских монархов. Все население страны – от высшего боярства до последнего смерда были подданными царя.

Экономической основой подданнических отношений явилось преобладание государственной собственности на землю.

Однако российскую государственность нельзя в полной мере отнести к восточному деспотизму. В ней в течение длительного времени функционировали такие органы общественного представительства как Боярская дума, земское самоуправление и Земские соборы (XV–XVIII вв.). боярская дума являлась как законодательным органом государства, так и высшим исполнительным органом.

Тема № 2. «Россия в XVIXVII вв.»

План

1. Россия и мир в период XVI в. – XVII в.

2. смутное время (1598–1613).

3. деятельность первых Романовых по преодолению Смуты (1613–1682).

1. в Европе еще в XV в., начали происходить качественные изменения в историческом развитии, переход к новому типу цивилизационного развития, который получил название «западного». В XVI–XVII вв. эти явления проявились особенно ярко. Идет формирование нового буржуазного уклада в экономике, процесс первоначального накопления капитала. Его источником стали внутренняя и международная торговля, ограбление колоний, ростовщичество, эксплуатация крестьянства, мелких городских и сельских ремесленников.

товарно-денежные отношения в европейских странах перерастают в рыночную систему хозяйствования. Они проникают во все сферы экономики, выходят за рамки местных, национальных границ, а с развитием морского судоходства и Великими географическими открытиями создают базу для формирования мирового рынка.

Глубокие экономические сдвиги повлекли за собой изменения в социальной структуре общества. Рушатся феодальные перегородки, большую роль начинает играть буржуазия, которые использовали труд наемных работников.

В борьбе против феодальной аристократии, за объединение страны абсолютная монархия опиралась на формирующийся класс буржуазии. произошла революция в мировоззрении людей, начал формироваться новый тип общественных отношений – капиталистических. Формируется одна из главных ценностных установок западной цивилизации, утверждающая особую ценность разума, прогресса, науки и техники.

Становлению нового типа цивилизации способствовали 2 явления: Ренессанс (Возрождение) и Реформация.

Термин «Возрождение» зародился в Италии во II пол. XIV в. и к XVI в. охватил все страны Европы. Ведущие деятели культуры заявляли о своем стремлении преодолеть наследие средневековья и возродить ценности и идеалы античности. на первый план выдвигаются идеи гуманизма, они становятся достоянием деятелей культуры и искусства, включает в свои ряды купечество, чиновников и даже религиозных деятелей. На этой основе складывается новая светская интеллигенция. они приносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам.

Эпоха Возрождения позволила европейцам освоить опыт, накопленный античной цивилизацией, освободиться от оков средневековых ценностей и идеалов, сделать шаг в формировании новых цивилизационных ориентиров и ценностей: 1) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; 2) индивидуализм, установка на автономию личности; 3) динамизм, ориентированный на новизну; 4) терпимость к иным взглядам.

Огромную роль в истории европейского общества сыграла также Реформация – широкое социально-политическое и идеологическое движение борьбы против католической церкви, охватившее в XVI в. большинство стран Западной и центральной Европы.

В результате Реформации возникло новое крупное направление в христианстве – протестантизм. Было разрушено представление о незыблемости духовной власти церкви, о ее роли как посредницы между Богом и человеком. Под влиянием протестантизма сформировался новый тип личности, с новой системой ценностей, с новой трудовой этикой, с более дешевой организацией религиозной жизни. И это также способствовало развитию буржуазных отношений.

Если на Западе в XVI–XVII вв. наблюдался технический прогресс, формировался новый тип экономики и социальных отношений, то на Востоке происходит замедление социально-экономического развития. Социально-политическая структура и духовно-психологическая атмосфера в восточных странах не только не благоприятствовала созданию нового типа экономики, но и постоянно блокировала импульсы нового развития, что замедляло общественное разделение труда и технический прогресс. Восточное общество в силу полной подконтрольности бюрократии, заинтересованной только в своем собственном воспроизводстве, не смогло создать независимых от центральной власти новых социальных слоев.

Но восточные регионы были чрезвычайно специфичны. На Ближнем и среднем востоке это была Османская империя с достаточно развитой цивилизацией, которая контролировала Южное и Северное Причерноморье. В XVI в. на восточных и южных границах Московского государства находились Сибирское, Казанское, Астраханское, Крымское ханства, которые совершали постоянные набеги на нашу территорию. Для того, чтобы сохранить московское государство, был необходим этот внешнеполитический вызов. с территории западных стран (Польша и Литва) также исходила постоянная угроза. Сложными были и внутриполитические проблемы: молодое государство без сильной центральной власти легко могло развалиться на отдельные части. Решать такие сложные задачи предстояло Ивану IV (Грозному), принявшему в 1547 г. титул царя.

Общая тенденция к централизации страны и государственного аппарата повлекли за собой издание нового Судебника 1550 г. в Судебнике впервые в России закон был провозглашен единственным источником права. он усилил роль государственных судебных органов. Население страны было обязано нести тяглу – комплекс натуральных и денежных повинностей. Московский рубль стал основной платежной единицей в государстве. право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Проводилась коренная реформа управления.

В 1555–1556 гг. была ликвидирована система кормлений. Власть наместников полностью заменялась властью выборных земских органов (губные и земские старосты).

Помимо системы местного самоуправления влиятельным институтом демократии в России XVI–XIII вв. были земские соборы. Они создавались по инициативе государя для обсуждения важнейших проблем внутренней и внешней политики. Первый Земский собор был созван 27 февраля 1549 года как собрание «всякого чина людей в Московском государстве» для обсуждения вопроса как строить местное самоуправление, где взять деньги для ведения войны с Литвой. В состав Земского собора входили члены Боярской Думы, деятели церкви, воеводы, дети боярские, представители дворянства, люди посадские. Официальных документов, определяющих принципы отбора участников собора не было. Чаще всего высшие слои государственной иерархии входили туда по должности, а низшие по определенным квотам избирались на местных собраниях. Юридических прав Земские соборы не имели.