Смекни!
smekni.com

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов всех форм обучения. (стр. 3 из 6)

Все контрольные работы выполняются от руки аккуратным и разборчивым подчерком. В случае предоставления работы в напечатанном виде нужно быть готовым к ее устной защите.

ПРИМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С.М.КИРОВА

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» (ЧАСТЬ 1)

ТЕМА № 16

СТУДЕНТА З/О ФАКУЛЬТЕТА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

3 КУРСА 7 ГРУППЫ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 0608

ПЕТРОВА ДМИТРИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА

ШИФР ЗАЧЕТНОЙ КНИЖКИ – 123456

ДОМАШНИЙ АДРЕС: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д.18, кв.3.

Тел.: 1234567.

Т Е М А Т И К А К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Х Р А Б О Т

темы Наименование темы

Часть 1

1. Место философии в системе знаний и ее значение в жизни человека и общества.

2. Мировоззрение, его структура и основные исторические типы.

3. Философия как мировоззрение и наука.

4. Античная философия: общая характеристика, этапы, школы, представители.

5. Основные школы натурфилософского этапа античной философии.

6. Поворот к проблеме человека в античной философии: софисты и Сократ.

7. Первые философские системы Античности – учения Платона и Аристотеля.

8. Решение этических проблем в эллинистическо-римской философии (школы киников, эпикурейцев, стоиков и др.)

9. Философия средних веков: принципы, основные этапы, проблемы, течения.

10. Номинализм и реализм как ведущие течения средневековой схоластики.

11. Философские идеи Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

12. Философия эпохи Возрождения: общая характеристика.

13. Гуманистические учения философии Ренессанса.

14. Натурфилософские идеи эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Б. Телезио, Дж. Бруно и др.)

15. Социально-философские учения Ренессанса: Н. Макиавелли, Т. Мор и др.

16. Западноевропейская философия ХVII века: историко-культурные основания, важнейшие проблемы, направления и представители.

17. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.

18. Философия Ф. Бэкона.

19. Дуалистическое учение Р. Декарта.

20. Философия Б. Спинозы.

21. Философские идеи сенсуализма XVII – XVIII веков (Дж. Беркли, Д. Юм и др.)

22. Основные черты философии эпохи Просвещения.

23. Немецкая классическая философия: основная проблематика, представители и ее значение для дальнейшего развития философской мысли.

24. Философия И. Канта.

25. Система «абсолютного идеализма» и диалектика Г. Гегеля.

26. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

27. Возникновение, основные идеи, эволюция и исторические судьбы марксистской философии.

28. Иррационалистическая философия XIX века (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор).

29. Русская философия XIX – первой половины XX веков.

30. Славянофильство и западничество как течения русской философии.

31. Материализм в русской философии XIX века (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский)

32. «Философия положительного всеединства» Вл. Соловьева.

33. Личность, свобода и творчество в философии Н. Бердяева.

34. Философия «русского космизма».

35. Западная философия ХХ века. Основные проблемы, течения, представители.

36. Философия позитивизма и ее эволюция.

37. Философия экзистенциализма и ее значение для культуры ХХ столетия.

38. Особенности понимания человека, культуры и общества в философии психоанализа.

39. «Философская антропология»: основные идеи и представители (М. Шелер, А. Гелен, Э. Ротхаккер и др.)

40. Новейшие философские течения 2-й половины ХХ столетия (структурализм, философская герменевтика, постмодернизм и др.)

Часть 2

41. Бытие и его виды. Проблема субстанции в философии.

42. Всеобщие формы существования реальности (движение, пространство, время, системность).

43. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.

44. Основные законы диалектики и их значение для теоретического и практического освоения мира.

45. Категории диалектики и их роль в научном и философском познании.

46. Философские проблемы антропосоциогенеза.

47. Философия сознания: сущность, структура и функции.

48. Структура процесса познания: субъект и объект познания.

49. Чувственное и рациональное в познании, их формы и взаимосвязь.

50. Проблема истины в философии: основные подходы.

51. Методы и формы научного познания.

52. Современная научная картина мира: основные черты.

53. Общество как объект философского исследования.

54. Общество как развивающаяся система.

55. Направленность и смысл истории как философская проблема.

56. Философия о взаимодействии общества и природы.

57. Человек как главный предмет философского осмысления.

58. Проблема личности в философии.

59. Отчуждение как актуальная проблема современности.

60. Принцип гуманизма, его эволюция и современные формы.

61. Ценности и их роль в жизни общества. Проблема общечеловеческих ценностей.

62. Философия культуры.

63. Смысл жизни как проблема философии.

64. Проблема соотношения свободы, необходимость и ответственности в деятельности человека.

65. Современные проблемы философии техники.

66. Человек в информационном обществе: проблемы и перспективы.

67. Философия хозяйственно-экономической деятельности человека в мире.

68. Современные проблемы политической философии.

69. Россия в диалоге культур Запада и Востока: прошлое, настоящее, будущее.

70. Духовная жизнь общества: понятие, структура, тенденции развития.

71. Феномен массового сознания и его роль в обществе.

72. Взаимосвязь поколений как философская проблема.

73. Религия как форма человеческой духовности: история и современность.

74. Искусство как форма духовности человека и человечества.

75. Нравственность как предпосылка общественного бытия человека.

76. Правовое сознание как фундамент цивилизованного общества.

77. Наука и ее роль в развитии общества.

78. Общественный прогресс как философская проблема.

79. Глобальные проблемы современности глазами философа.

80. Футурология о кризисе цивилизации и ее будущем.

Примеры возможных планов контрольных работ.

Часть 1.

ТЕМА 46.

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА

1. Основные теории возникновения человека и человеческого общества.

2. Роль природных (биологических, географических и др.) и формирующихся социальных (коллективная деятельность, языковое общение) факторов в процессе антропосоциогенеза.

3. Человек как «существо, само себя создающее»: роль интеллекта и нравственности на начальных этапах становления человека и социума.

Часть 2.

ТЕМА 55

НАПРАВЛЕННОСТЬ И СМЫСЛ ИСТОРИИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

1. Взгляды на историю на разных этапах развития философии (античность, средневековье, Возрождение, новое время, Просвещение, немецкие классики, марксизм и др.).

2. Философия рубежа XX – XXI веков об истории как многовариантном, открытом процессе с негарантированным результатом.

3. История как борьба человека за осмысленность своего бытия.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ КУРСА

- АГНОСТИЦИЗМ – философское учение, отрицающее познаваемость мира.

- АНИМИЗМ – одушевление всего существующего, черта древнего (архаического) сознания.

- АКСИОЛОГИЯ – раздел философии, изучающий ценности и ценностное отношение человека к миру.

- АНТРОПОМОРФИЗМ – свойственное архаическому сознанию наделение природных и надприродных (боги, духи) объектов человеческими чертами.

- АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ – процесс происхождения человека и общества.

- АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – философское мировоззрение, ставящее человека в центр мира и философских размышлений, основная черта ренессансного гуманизма.

- БЫТИЕ – философская категория, обозначающая: а) все существующее, в отличие от несуществующего (НЕБЫТИЯ); б) исходное начало и основание мира.

- ВОЛЮНТАРИЗМ – а) в онтологии – философская концепция, утверждающая в качестве первоосновы мира волевое начало; б) в социальной философии – теория, отрицающая общественные законы и абсолютизирующая роль человека в истории (противоположна ФАТАЛИЗМУ).

- ВРЕМЯ – философская категория, обозначающая отношения длительности, следования друг за другом процессов, событий.

- ГНОСЕОЛОГИЯ – раздел философии, изучающий процесс познания; (его синоним – ЭПИСТЕМОЛОГИЯ).

- ГУМАНИЗМ – философский принцип, утверждающий свободу и достоинство человека в качестве высшей ценности общества.

- ДВИЖЕНИЕ – философская категория для обозначения любого изменения чего-либо.

- ДЕИЗМ – философское учение, допускающее Бога как первопричину мира, но не признающее его влияние на развитие мира в дальнейшем.

- ДЕТЕРМИНИЗМ – философская концепция, утверждающая всеобщую закономерность и причинную обусловленность явлений природы и общества (ему противоположен ИНДЕТЕРМИНИЗМ).

- ДИАЛЕКТИКА – теория развития и всеобщей связи явлений и процессов, а также вытекающий из нее универсальный метод познания, требующий рассматривать любой объект в развитии и взаимосвязи с другими объектами.

- ДУАЛИЗМ – философская позиция, признающая наличие двух независящих первоначал мира (субстанций), как правило, материального и духовного.

- ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА – единство многообразия всех видов духовного освоения действительности, способ общественной жизнедеятельности, связанный с производством духовных ценностей и удовлетворением духовных потребностей людей.

- ИДЕАЛИЗМ – одно из главных направлений в философии, признающее первоначалом мира (его субстанцией): а) сознание (чувства, эмоции, духовность) отдельного человека – СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ; б) нечеловеческий духовный фактор (например: Абсолютная идея или мир идей) – ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ.