Смекни!
smekni.com

Методика семейного приема. Игра в кегли (стр. 13 из 68)

Страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловленный; острый (в том числе пароксизмальный) и хронический (постоянный); инстинктивный и социально опосредованный; боязнь и тревожность как состояния, соответствующие страху и тревоге; реальный (при конкретной угрозе) и воображаемый (на уровне представлений).

По степени выраженности страх делится на ужас, испуг, собственно страх, тревогу, опасения, беспокойство и волнение.

Возрастные и клинические проявления страха дают основание для соответствующего разделения. Клинически страх может быть навязчивым и сверхценным; невротическим и психотическим.

Страх и тревога - два понятия, объединяемые одними и разделяемыми другими авторами. На наш взгляд, в страхе и тревоге есть общий компонент в виде чувства беспокойства. В обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Если продолжить общую линию, то тревогу можно сравнить с глубоко запрятанным страхом диффузного характера.

Тревога как предчувствие опасности, неопределенное чувство беспокойства наиболее часто проявляется в ожидании какого-либо события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями. Тревога имеет своим мотивом антиципацию (предвосхищение) неприятности и в своей рациональной основе содержит опасения по поводу возможности ее появления. Как показывают наблюдения, тревога в большей мере присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, ответственности и долга, к тому же повышенно чувствительным к своему положению и признанию среди окружающих. В связи с этим тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь и благополучие себя и близких лиц.

Условно различия между тревогой и страхом можно представить следующим образом: 1) тревога - сигнал опасности, а страх - ответ на нее; 2) тревога - скорее предчувствие, а страх - чувство опасности; 3) тревога обладает в большей степени возбуждающим, а страх - тормозящим воздействием на психику. Тревога более характерна для лиц с холерическим, страх - флегматическим темпераментом; 4) стимулы тревоги имеют более общий, неопределенный и абстрактный характер, страх - более определенный и конкретный, образуя психологически замкнутое пространство; 5) тревога как ожидание опасности проецирована в будущее, страх как воспоминание об опасности имеет своим источником главным образом прошлый травмирующий опыт; 6) несмотря на свою неопределенность, тревога в большей степени рациональный (когнитивный), а страх - эмоциональный, иррациональный феномен. Соответственно, тревога скорее левополушарный, а страх - правополушарный феномен; 7) тревога - социально, а страх - инстинктивно обусловленные формы психического реагирования при наличии угрозы.

Представленные различия отражают два гипотетических полюса тревоги и страха и не учитывают переходных состояний. При изложении дальнейшего материала мы будем придерживаться точки зрения об относительно ведущей роли тревоги или страха, помня о том, что они имеют одну и ту же основу в виде чувства беспокойства. Последнее в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта и обстоятельств может приобретать значение как тревоги, так и страха.

Значение страха. Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу страх позволяет избежать встречи с ней, играя таким образом защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Страх - это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней. Страх таким образом может выполнять определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности. Представления об образующих страх источниках опасности являются известным коммуникативным или жизненным опытом.

Страх может быть и выражением веры эмоционально чувствительных и впечатлительных детей в наличие тех опасностей, которые олицетворяют сказочные образы или образы страха, внушенные взрослыми. Подобный страх ослабевает и сходит на нет по мере накопления реального жизненного опыта и развития самосознания. В некотором роде страх - способ отграничения "я" от чужеродного, неприемлемого влияния извне, т. е. страх - это демаркационная линия личного, безопасного пространства, в котором сохраняется единство "я" и уверенность в себе. Страх даже может известным образом мобилизовать "я" перед лицом внешней опасности, способствуя интеграции внутренних психических ресурсов. Возрастные страхи, т. е. страхи, присущие определенному возрасту, в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится остаться один, без поддержки близкого лица (в 7 мес), опасается посторонних, неизвестных ему лиц (в 8 мес). Далее он боится боли, высоты, гигантских (в его представлении) животных. Временами он преисполнен суеверного ужаса перед Бабой Ягой и Кощеем как символами зла и жестокости. Далее он боится темноты, огня и пожара, стихии, всего того, что было развито у первобытных людей, одухотворяющих многие неизвестные и опасные для них явления природы. Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами, передаваемыми из поколения в поколение и составляющими часть его жизненного опыта. В отличие от так называемых естественных, или природных, страхов социальные страхи приобретаются путем научения в процессе формирования личности, выражая определенные ценности, принятые в той или иной общественной среде.

При большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом характере возникает состояние психического напряжения, скованности, аффективно заостренного стремления к поиску опоры, чрезмерной зависимости от внешнего поля. Поведение становится все более пассивным, атрофируются любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную своими последствиями ситуацию общения. Вместо непосредственности и открытости развиваются настороженность и аффективная замкнутость (отгороженность), уход в себя и свои проблемы. Усиливается несвойственная детям ориентация на травмирующее прошлое, которая все более предопределяет настоящее, исключает из психического репертуара положительные эмоции, оптимизм и жизнеутверждающую активность. Тогда неумение радоваться пропорционально умению тревожиться, беспокоиться, быть озадаченным. Во всех этих случаях страх теряет свои приспособительные функции, указывая на неспособность справиться с угрозой, переживание бессилия, потерю веры в себя, в свои силы и возможности.

Диагностика. В опросе на предмет выявления возрастных страхов участвовали 2135 детей и подростков от 3 до 16 лет, из них 1078 мальчиков и 1057 девочек. В опрошенную группу входили все дети без исключения, в том числе с наличием и отсутствием нервности. Задавался вопрос: "Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься", и далее шло перечисление страхов: 1) когда остаешься один; 2) нападения, бандитов; 3) заболеть, заразиться; 4) умереть; 5) того, что умрут твои родители; 6) каких-то людей; 7) маму или папу; 8) того, что они тебя накажут; 9) Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ (у школьников к чудовищам добавляются невидимки, скелеты, Черная рука и Пиковая дама (страхи сказочных персонажей); 10) опоздать в детский сад (школу); 11) перед тем, как заснуть; 12) страшных снов; 13) темноты; 14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных); 15) машин, поездов, самолетов (страх транспорта); 16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии); 17) когда очень высоко (страх высоты); 18) когда очень глубоко (страх глубины); 19) в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете (страх замкнутого пространства); 20) воды; 21) огня; 22) пожара; 23) войны; 24) больших площадей; 25) врачей (кроме зубных); 26) крови; 27) уколов; 28) боли; 29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет).

Распространенность страхов. В качестве единицы отсчета используется среднее число (индекс) страхов от деления суммы всех страхов в том или ином возрасте на число опрошенных детей.

Среднее число страхов достоверно выше у девочек (9,6), чем у мальчиков (7,3 - р<0,001), что подтверждает данные о преобладающем числе страхов или большей чувствительности к ним у лиц женского пола (Bamber J., 1979).

В дошкольном возрасте у 346 мальчиков среднее число страхов составляет 8,2; у 352 девочек - 10,3. В школьном возрасте у 732 мальчиков среднее число страхов - 6,9; у 705 девочек - 9,2. Из этих данных следует, что в дошкольном возрасте страхов достоверно больше, чем в школьном, как у мальчиков, так и у девочек. Среднее число страхов по годам отражено в табл. 1.

Таблица 1. Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)

Возраст Число страхов Возраст Число страхов в годах Мальчики Девочки в годах Мальчики Девочки - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --

3 9 7 9 7 10

4 7 9 10 7 10

5 8 11 11 8 11

6 9 11 12 7 8

7* 9 12 13 8 9

7** 6 9 14 6 9

8 6 9 15 6 7

* Дошкольники. ** Школьники.

Из табл. 1 видно, что у детей наибольшая чувствительность к страхам проявляется в 7 лет (у детей, еще не посещающих школу). В немалой степени это объясняется выраженным к этому возрасту страхом смерти и большим количеством связанных с ним страхов. Достоверно значимое уменьшение числа страхов у детей 7 лет, посещающих школу, по сравнению с детьми 7 лет - дошкольниками, - указывает на активирующую роль новой, социальной позиции школьника. Меньше всего страхов в 15 лет, т. е. к началу юношеского возраста.