Смекни!
smekni.com

по дисциплине: география рекреационных ресурсов на тему: «рекреационные ресурсы алжира» (стр. 2 из 4)

Французское правление.

Высадка французских войск в Алжире в 1830 ознаменовала возобновле­ние французской экспансии в Северной Африке, прерванной в конце периода правления Наполеона. Агрессия разворачивалась на фоне обострения давних конфликтов из-за задержки Францией платежей за приобретенное в начале 19 в. алжирское зерно. Ситуация усугублялась тем обстоятельством, что во время публичной аудиенции 29 апреля 1827 разъяренный дей слегка ударил нагло державшегося французского консула Деваля опахалом. Этот инцидент послужил поводом для дальнейшей эскалации конфликта между странами. Французское правительство Карла X опасалось потери торговых факторий в Ла-Кале, Аннабе и Колло и намеревалось укрепить свои позиции с помощью военной силы. Ликвидация власти дея была представлена внешнему миру как желание положить конец пиратству алжирских моряков, что не могло не вы­звать положительной реакции со стороны европейских держав. 14 июня 1830 французские войска под командованием генерала де Бурмона высадились в местечке Сиди-Фарруш в 21 км к западу от Алжира и быстро разгромили ар­мию дея. 5 июля дей объявил о капитуляции.

Французские войска постепенно заняли все прибрежные районы вблизи Алжира, Беджаии, Аннабы, Мостаганема, Арзева и Орана, во внутренних об­ластях страны образовалось независимое племенное государство во главе с эмиром Абд аль-Кадиром, которое развернуло ожесточенное сопротивление французской оккупации. В 1834 статус нового владения был признан по до­говору Демишеля, а позднее, в мае 1837, уточнен в соответствии с догово­ром, подписанном в Тафне. Тем не менее, когда в том же 1837 французы за­хватили Константину и стало ясно, что они намереваются установить кон­троль над центральными и восточными районами страны, противоборство государства Абд аль-Кадира и французской колониальной армии вспыхнуло с новой силой.

Французское правительство одобрило план захвата территории всего Алжира, и на протяжении следующих семи лет французские войска под ко­мандованием генерала Бюжо вели вооруженные действия против отрядов Абд аль-Кадира. В 1844 Абд аль-Кадир обратился за помощью к султану Ма­рокко Мулай Абд-ар-Рахману, и марроканские войска двинулись к границе с Алжиром. В августе 1844 в битве у р.Исли вблизи г.Уджды марроканцы по­терпели сокрушительное поражение от французов. 10 сентября султан Ма­рокко был принужден подписать Танжерский договор, по которому обязы­вался не оказывать поддержку Абд аль-Кадиру. В 1847 эмир был вынужден сдаться, но потребовался еще не один поход французских войск, чтобы за­воевать Кабилию и районы крайнего юга, где в период 1849–1850 были уничтожены два оазиса – Зааджа и Нара.

В 1848 Алжир был объявлен французской территорией, три его провин­ции превратились в департаменты во главе с префектами, осуществлявшими административные функции. В 1858–1860 Алжир находился под прямым управлением министра по делам колоний в Париже, затем был передан в ве­дение военной администрации. В 1870 алжирские мусульмане были объяв­лены французскими «подданными», но не получили политических прав. В том же году было восстановлено гражданское управление, и в период 1881–1896 отдельные административные службы курировались соответствующими министерствами из Парижа. После 1896 была восстановлена должность гене­рал-губернатора.

Национальное движение.

Алжирское национальное движение зародилось в период после оконча­ния Первой мировой войны. Первая политическая партия в Алжире была создана в 1923 Мессали Хаджем. Национально-революционное движение «Североафриканская звезда» ставило своей целью борьбу за улучшение ус­ловий труда рабочих во всей Северной Африке. Затем оно стало называться Партией алжирского народа, а несколько позже было переименовано в Дви­жение за торжество демократических свобод (МТЛД).

Фархат Аббас, фармацевт из Сетифа, на первых порах выступал за пол­ную ассимиляцию мусульман и распространение на них прав в области обра­зования и политических прав в целом, которыми до тех пор пользовались в стране лишь европейцы. Этому политическому деятелю принадлежит ини­циатива создания партии, известной под названием Демократический союз Алжирского манифеста (УДМА). В 1956 Фархат Аббас вступил в ряды Фронта национального освобождения (ФНО), а позже стал первым премьер-министром временного правительства Алжирской Республики (ВПАР).

Третьим политическим объединением, ставившим цели национального освобождения, была Ассоциация алжирских улемов-реформаторов, создан­ная ок. 1935, во главе которой стоял шейх Абд аль-Хамид Бен Бадис. Объе­динение выступало за очищение ислама и освобождение его от администра­тивной зависимости от французских властей, ратовало за создание школ с преподаванием только на арабском языке.

Во время Второй мировой войны в результате призывов союзнических войск к самоопределению, разгрома Франции, подъема арабского национа­лизма в целом, присутствия на территории страны английских и американ­ских войск накал национальных чувств усилился. В мае 1945 все эти фак­торы, а также голод и нищета военного времени, спровоцировали стихийные народные выступления в Сетифе, в ходе которых были убиты 88 французов. В ответ последовали репрессии со стороны властей, в результате которых французскими солдатами и европейскими поселенцами были убиты 8 тыс. алжирских мусульман.

В 1947 французское правительство, отказавшись обсуждать предложе­ния Ферхата Аббаса относительно федерации, навязало Алжиру Органиче­ский статут, в соответствии с которым Алжир объявлялся группой департа­ментов с собственным гражданством и финансовой автономией. Статут пре­дусматривал создание Алжирского собрания в количестве 120 членов, при этом в нем должны были участвовать представители европейцев и мусуль­ман; предоставление полного французского гражданства 30 тыс. мусульман, отвечающим определенным образовательным и гражданским требованиям, а также удовлетворение многих серьезных претензий мусульманской общины.

В 1954 в руководимом Мессали Хаджем МТЛД произошел раскол на три фракции. Одна из них во главе с Мессали выступала за отказ от любого со­трудничества с Францией, вторая была готова сотрудничать с французами в муниципальных и других органах, третья призывала к вооруженной борьбе и созданию нового союза. В ночь на 1 ноября 1954 в районе Батны и более чем в 30 населенных пунктах в департаменте Константина члены третьей груп­пировки реализовали идею вооруженного сопротивления, начав с нападений на полицейские посты, почтовые отделения и т.п. К весне 1956 движение во­влекло в свои ряды почти всех политических лидеров Алжира, кроме Мес­сали Хаджа, а также немалую часть молодежи, что обеспечило ему широкую поддержку среди населения. Под контролем восставших находились обшир­ные сельские районы, население создавало особые фонды для поддержки борцов за свободу.

13 мая 1958 военная верхушка французской армии в Алжире совместно с европейскими поселенцами подняла мятеж, опасаясь, что новый премьер-министр пойдет на переговоры с ФНО. Их объединенные усилия привели к ликвидации Четвертой республики и возвращению к власти генерала Шарля де Голля.

В 1959 Париж сделал новые шаги в своей алжирской политике: лидерам национального движения было предложено определиться по вопросу о воз­можном статусе страны. Речь шла либо об интеграции с Францией, либо об автономии, либо об отделении; в последнем случае предусматривалось со­хранение французского контроля над пустыней Сахарой и разделение ос­тальной части Алжира по этническому принципу.

Тем временем ФНО при поддержке правительств Марокко и Туниса об­разовал в эмиграции временное правительство Алжирской Республики (ВПАР). Новое правительство поддержало принцип самоопределения и зая­вило о готовности обсудить условия прекращения огня при условии, что бу­дут выработаны соответствующие гарантии для подлинно свободного народ­ного волеизъявления.

В 1954–1961 Алжир был отрезан как от Марокко, так и от Туниса двой­ным рядом проволочных заграждений вдоль каждой границы с запретной зо­ной между рядами, тщательно контролируемой французскими сторожевыми нарядами. Линия средиземноморского побережья патрулировалась француз­скими военными кораблями, а территория Сахары контролировалась с воз­духа. Около 150 тыс. мусульман служило во вспомогательных частях фран­цузской армии и в отрядах сельской самообороны.

К началу 1960 в ходе боевых действий было убито по крайней мере 100 тыс. бойцов алжирского сопротивления и ок. 10 тыс. французских военно­служащих. В лагерях беженцев на территории Марокко и Туниса находилось 150 тыс. алжирцев, приблизительно 1,1 млн. человек лишились крова.

Лишь с середины 1961 стали появляться надежды на мирное решение алжирского вопроса. Ряд взаимных уступок в ходе состоявшихся 18 марта 1962 во французском городе Эвиан-ле-Бене переговоров между ФНО и Францией привел к прекращению военных действий. Эвианские соглашения предусматривали создание временного исполнительного органа, состоящего из алжирцев и французов и верховного комиссара Франции, проведение ре­ферендума по вопросу о самоопределении Алжира, выборы правительства страны и вывод в течение трех лет французских войск; сохранение француз­ского гражданства для уроженцев Франции, которые в течение трех лет бу­дут иметь двойное гражданство и пропорциональное представительство во всех алжирских законодательных органах; участие Алжира в зоне франка, преференции в торговле с Францией при условии, что они не будут ограни­чивать независимость Алжира, и совместное, под суверенитетом Алжира, использование пустыни Сахары; право Франции на аренду военных баз сро­ком на 15 лет и проведение ядерных испытаний в Сахаре сроком на 5 лет.

Период независимого развития.

Эвианские соглашения положили конец ожесточенной вооруженной борьбе, продолжавшейся на протяжении семи с половиной лет. После их подписания Секретная военная организация (ОАС), созданная экстремистски настроенными поселенцами и недовольными военнослужащими, предпри­няла последнюю попытку сорвать предоставление независимости Алжиру, но потерпела неудачу. В ходе состоявшегося 1 июля 1962 референдума по во­просу о самоопределении 91% алжирцев высказались за независимость. 3 июля 1962 Алжир стал независимым государством.