Смекни!
smekni.com

по дисциплине: география рекреационных ресурсов на тему: «рекреационные ресурсы алжира» (стр. 4 из 4)

Линии мусульманской архитектуры беспокойны, нервны, избегают за­конченности образов. Центральная площадь - площадь Мучеников, где ко­гда-то продавали в рабство, крючковали, отрезали уши. Сюда в 1576 году приволокли Мигеля Сервантеса с ядром на ноге. Покупателя на него - ху­дого, однорукого - не нашлось, и 5 лет провел он на алжирской каторге - ба­ньо.

Море придает городу особый колорит. Тихое в закрытой гавани, оно чернеет во время штормов или знаменитого ветра, получившего название "майоркского плотника" (от острова Майорка) за то, что некогда превратил в щепки огромный флот Карла V. В какой переулок ни зайдешь, море следует за тобой по пятам. Чем дальше уходишь от него, - в условиях Алжира, чем выше поднимаешься над побережьем, - тем больше, шире, ярче видно море.
С моря видны издалека сверкающие на солнце купола Нотр-Дам дХАфрик. Огромная бронзовая статуя Девы Марии с 1840 года успела основательно по­темнеть, и многих шокирует мысль, что Богоматерь-то - негритянка. Му­сульмане называют ее "лалла Мариам" и тоже приходят к ней молиться.
Но все же если кто и отваживается посетить Алжир, то делают это большей частью, чтобы увидеть Касбу - старый город, единственный в своем роде из оставшихся на Земле. Полный темных тупиков и переулков, таинственный город, сердце Алжира. Чужим и нелюбопытным он показывает лишь глухие стены. Но, населенные и живые, эти старые кварталы сохранились неизмен­ными с XVI века. Это мир средних веков, мир, где на каждом шагу сталки­ваются ночь и день, тень и свет.

Каждый раз Касба воспринимается по-разному - в зависимости от на­строения. То она тиха и покорна, то заполнена лучами солнца и криками де­тей, и на улицах кипит жизнь - ремесленники ткут ковры, лудят медь, сби­вают сундуки. Прямо на улице варят кофе - "черный, как ночь, горячий, как огонь, сладкий, как поцелуй".

В Касбе нет и никогда не было площадей, нет зелени, жилища не только лепятся друг к другу вплотную, но и причудливыми сводами прорастают над переулками, закрывая небо. Единственно возможный здесь вид транспорта - ослики. Дома громоздятся по склонам холмов, большинство улиц, тянущихся от моря, представляют собой лестницы в 300-400 ступенек. Иногда ступенек нет, и ноги скользят по гладким, обточенным камням. Прямых улиц нет во­обще, все они под углом переходят одна в другую, извиваются, заводят в ту­пик.

Фотографировать колоритное местное население трудно: не тратя по­пусту слов, "население" поворачивается спиной. Удивляет это только профа­нов. Достаточно увидеть мусульманское захоронение - на могилах не ука­заны даты, имена и фамилии. Лишь черепки разбитого кувшина напоминают об утекших жизнях, от которых не должно остаться ни единого напоминания. При рождении человека покупается ЕГО кувшин. Время пошло. Кувшин жизни наполнен - его можно только разбить.

Вообще говоря, знание особенностей вероисповедания других народов помогает, как минимум, избежать неприятных ситуаций. Так, если в магазине вы окажетесь в тесном соседстве с личностью, чья далеко не благоухающая голова полна песка, то ваше неудовольствие будет воспринято окружаю­щими весьма недоброжелательно. К молитве приступать следует после омо­вения - ведь чистота, по Корану, - половина веры. Если воды рядом нет, ее функцию выполняет песок. И ваш сосед считается куда более чистым, чем вы, ибо он чист душой.

Также не следует экспериментировать с нарядами. Однажды я оказалась свидетелем сцены, когда дрожавшие от ярости алжирцы чуть не растерзали европейца, на чью одежду были нашиты монеты. Для них это оскорбление и святотатство. Ведь пророк Мухаммед был торговцем, и профессия эта в му­сульманском мире считается почетной и достойной, а деньги пользуются за­служенным уважением.

Приняв во внимание нюансы психологии народа, самые отчаянные пу­тешественники могут выехать за пределы столицы. Их любопытство возна­граждается сполна. Алжир дарит величие древнеримских городов, по утвер­ждению специалистов, представленных в Северной Африке полнее, чем в Италии: Гиппон, Тиддис, Куикуль Тимгад, Иоль, Типаза. Здесь когда-то ки­пела жизнь, после Третьей Пунической войны и падения Карфагена северо­африканские земли надолго стали житницей Рима. Сейчас из недр земли эти города вытащены практически целыми - с улицами, перекрестками, бассей­нами, театрами и термами. Идешь по аллее - и древний, мертвый город рас­ступается перед тобою. Лишь колонны вонзают в небо обломки своих разру­шенных капителей. Яркие тени падают от колонн и арок на белые камни мостовых, солнечные лучи переливаются на мраморе.

Трудно понять, где кончается камень и где начинается история. Альбер Камю очень любил Археологический парк Типазы, приезжал сюда раз в год на один день весной, чтобы заново испытать чувство обновления и восторга. "Весной в Типазе обитают боги, и боги беседуют друг с другом на языке солнца, полыни, моря, одетого в серебряную броню, чистого синего неба, утопающего в цветах, кипящего на грудах камней". А в Джамиле - Куикуле, грандиозный древнеримский театр, каменное полукружье которого рассчи­тано тысяч на пять зрителей. Если стоящий внизу человек чиркнет спичкой, до верхних ярусов звук добежит маленьким взрывом.

Еще одна жемчужина в ожерелье алжирских диковин - Константина, один из самых красивых и необычных городов мира. Расположен на северо-востоке страны, относительно недалеко от границы с Тунисом. Город вы­плывает и надвигается неожиданно, вдруг - из-за нагромождения скал, уще­лий и крутых обрывов. Некогда бурная река Руммель вырезала в скалах ост­ров. На острове возник город - Ксантис, река ушла, оставив вечным спутни­ком ему пустоту - справа и слева, сверху и снизу. Наше Ласточкино Гнездо очень отдаленно напоминает этот летящий над землей город. Одна из улиц так и называется: "Бульвар Бездны". А константинцы шутят: "Во всех горо­дах вороны гадят на людей, а в Константине - люди на ворон".

С давних времен люди знали цену этому месту - на нем легко было со­хранять самостоятельность и свободу. Но связь с миром была необходима, и через ущелья перекидывались мосты, которые уничтожались в случае опас­ности. Судя по бесчисленным их останкам, лежащим в пропасти, опасностей было много. Мы выходили из города пешком по мосту Сиди-МХСид, натя­нутом по воздуху над ущельем, как канат под куполом цирка.

В Константине строгие нравы. Совсем не чувствуется шумного юга. Ти­шина рано опускается на город. Здесь не увидишь на людях жизнерадостных светлых покрывал - хаиков. Женщины закутаны в черные широкие накидки - млийя. Зато в каком-нибудь незаметном ресторанчике желающие могут по­знакомиться с искусством танца местных красоток. Танец живота и прочие телодвижения они выполняют внутри железного обруча, прикрепленного к бедрам. Горящие на обруче свечи выхватывают из мрака блеск глаз.

Среди прочих достопримечательностей - целебный источник Хаммам Мескутин. Говорят, он излечивает от всех болезней (включая даже диабет). Вода в нем самая горячая после исландских гейзеров - 98 градусов. Туристам советуют брать с собой сырые яйца - закусить, сварив в источнике. Для неве­рующих, предварительно сунувших в источник руку или ногу, рядом имеется медпункт.

А ищущие себя, свои место и роль в мироздании, встречаются с Саха­рой, великой пустыней, "страной жажды и страха". Сахара - пустыня камени­стая, красноватая, суровая. Автобус быстро и почти бесшумно скользит по асфальтовым дорогам, ведущим вглубь Сахары, на юг, где лепестками рас­кинулись Эрги - песчаные участки - Большой Западный Эрг и Большой Вос­точный, Эрг-Шеш, Эрг-Игиди. Дрожит за окном расплавленный воздух, в сумках лежат пледы: днем +45, ночью ниже нуля, можно отморозить ноги.

Когда-то хозяевами Сахары были туареги. Ныне мусульмане, раньше они поклонялись царице Танит, в память о которой у них и сейчас щиты и мечи завершаются рукоятью в виде буквы "Т", а сами они остаются привер­женцами матриархата. Женщины вершат у них правосудие и сами выбирают себе мужей. До сих пор существует рабство: господа рождаются от потомков Танит, рабы - от потомков ее служанки. Соседние племена называют туаре­гов "синими людьми" - лица мужчин прикрыты тканью и от постоянного но­шения синий краситель въедается в кожу.

ЛЕГЕНДА АДЖИРА

Скрытое сияние Магриба

Арабы говорят: "Магриб - священная птица. Тело ее - Алжир, правое крыло - Тунис, левое - Марокко". Географы называют Магрибом страны, расположенные к западу от Египта. И если на "крыльях" священной птицы при желании можно побывать, то "тело" остается пока для мира недос­тупным - уж больно понравилось некоторым его обитателям отстреливать иностранцев. Что вызывает сожаление.

Ибо эта страна - перекресток арабского мира, Черной Африки и европейского Средиземноморья, где древнерим­ские го­рода сменяются тысячами мусульманских куполов. Страна, у которой два бога - море и пустыня. И настоя­щее уходит в прошлое под непрерывный аккомпанемент того или дру­гого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

- Ланда Р.Г. История алжирской революции. 1954–1962. М., 1983

- Малашенко А.В. Официальная идеология современного Алжира. М., 1983

- История Алжира в новое и новейшее время. М., 1992

- Алжир: Справочник. М., 1997