Смекни!
smekni.com

Органы судейского самоуправления в зарубежных странах. Национальная автономия в Китае (стр. 1 из 3)

1.Порядок формирования и компетенция органов судейского самоуправления (Высший совет магистратуры. Генеральный Совет судебной власти, Высший судебный совет) в зарубежных странах

Во второй половине XX в. во многих странах министерства юстиции утратили былую ведущую роль в области управления юстицией. Отчетливо проявилась тенденция передачи соответствующих функций в особые органы судейского самоуправления, которые предусмотрены многими новейшими конституциями, в том числе конституциями постсоциалистических стран, включая бывшие республики в составе СССР.

Эти органы носят различные наименования: во Франции, Румынии, Португалии, Алжире, Италии, Молдове - Высший Совет магистратуры; в Испании - Генеральный Совет судебной власти; в Болгарии и Казахстане- Высший судебный Совет; в Польше - Всепольский Судебный Совет (Krajowa Rada Sądownictwa),; в Армении - Совет правосудия, в Колумбии – Высший совет судейского корпуса (Judicatura), в Венгрии - Всевенгерский совет юстиции, в Украине – Высший Совет Юстиции.

Задача этих органов заключается в представительстве и защите интересов судейского сообщества, в решении или участии в решении кадровых вопросов. Все вышеперечисленные органы имеют одинаковые функции. Основное их назначение - участие в формировании судейского корпуса. Поэтому в компетенцию практически всех советов входит решение вопросов по назначению, введению в должность, переводу и продвижению по службе судей в той или иной мере (в Италии, Португалии, Болгарии, Македонии, Франции и др.). В Италии и Португалии судьи не могут быть уволены или отстранены от должности, назначены на другие судебные или иные должности иначе как на основании решения Высшего совета магистратуры.

Что касается назначения судей на должности, то в основном советы вносят предложения об их назначении в уполномоченный орган (высший законодательный орган или главе государства). Также к компетенции всех советов относится применение дисциплинарных мер в отношении к судьям. Они применяют дисциплинарные взыскания в отношении судей самостоятельно, либо дают рекомендации об их применении (Словения).

В компетенцию многих советов входит участие в назначении работников прокуратуры и применении в их отношении мер дисциплинарной ответственности. Совет правосудия Республики Армения помимо этого даёт заключения о кандидатурах заместителей Генерального прокурора и прокуроров, возглавляющих структурные подразделения прокуратуры; представляет предложения о присвоении квалификационных классов прокурорам.

Такие органы в перечисленных странах являются конституционными, причем в некоторых из них конституции регулируют их статус довольно подробно (например, во Франции, в Италии). Насколько значим этот орган, можно судить по его составу.

Так, согласно ст. 130 Конституции Республики Болгарии 1991 года Высший судебный совет (ВСС) состоит из 25 членов. Председатель Верховного кассационного суда, председатель Верховного административного суда и главный прокурор являются его членами по праву. В качестве остальных его членов избираются юристы с высокими профессиональными и нравственными качествами, имеющие не менее 15 лет юридического стажа. Половина из них избирается Народным собранием, а другая половина – органами судебной власти на пять лет без права на немедленное переизбрание. На заседаниях ВСС председательствует министр юстиции, который, однако, не участвует в голосованиях. Решения ВСС о назначении, повышении, понижении, перемещении и освобождении от должности судей, прокуроров и следователей, а также решения о предложении кандидатур председателей обоих верховных судов и главного прокурора, представляемых Президенту для назначения (при повторном представлении Президент не может отказать в назначении), принимаются тайным голосованием (ч. 1 и 2 ст. 129,ст.131).

В Италии, Согласно статье 104 конституции магистратура образует автономное и независимое от всякой власти сословие. В магистратуру входят судьи и прокуроры. Высшим конституционным органом в судебной иерархии является Высший совет магистратуры, деятельность которого регулируется основным законом (ст. 104-108) и законом об этом органе от 24 марта 1958 г., а также рядом других актов. Высший совет магистратуры включает 24 человека, из коих трое входят в него по должности - Президент республики в качестве председателя, председатель и генеральный прокурор Кассационного суда.

Остальные члены Совета избираются: 14 - магистратами из числа лиц, принадлежащих к различным категориям магистратуры, 7 - парламентом на совместном заседании палат из числа штатных профессоров права университетов и адвокатов с 15-летним стажем. Из 14-ти магистратов 6 избираются из числа магистратов Кассационного суда, двое - из которых должны занимать руководящие посты, 4 - из числа магистратов апелляционных судов и 4 из числа магистратов трибуналов со стажем работы после повышения в эту должность не менее четырех лет.

В компетенцию Высшего совета магистратуры входит: прием в состав магистратуры, переводы, повышения и другие меры, связанные со статусом магистратов; назначение и отзыв почетных вице-преторов, мировых судей и их заместителей, а также членов специализированных отделений, не являющихся магистратами; наложение дисциплинарных санкций на магистратов» представление за выдающиеся заслуги профессоров и адвокатов к назначению кассационными магистратами; предоставлен, в пределах бюджетных ассигнований компенсаций и субсидии магистратам или их семьям, и некоторые другие функции.

Примерно такой же состав Высшего Совета магистратуры во Франции.

Высший совет магистратуры - высший административный орган по делам французских судей и прокуроров. В качестве основной задачи имеет обеспечение независимости судебной власти. Он включает две палаты: одна компетентна в отношении судей, вторая - в отношении прокуроров. Обе палаты включают Президента республики и министра юстиции, а также других членов.

Председатель - Президент Республики, вице-председатель - министр юстиции, шесть судей, шесть прокуроров, три юриста, назначаемые соответственно Президентом Республики, Председателем Национального Собрания и Председателем Сената. Поскольку прокуроры имеют статус магистрата, они оказываются также и в компетенции Высшего Совета магистратуры.

Палата Высшего совета магистратуры, компетентная в отношении судей, делает предложения о назначении судей Кассационного суда, первых председателей апелляционных судов и назначении председателей судов большой инстанции. Другие судьи назначаются по получении соответствующего заключения этой палаты. В качестве дисциплинарного совета палата выносит решения в отношении судей. В этом случае в ней председательствует первый председатель Кассационного суда.

Палата Высшего совета магистратуры, компетентная в отношении прокуроров, дает заключения при их назначениях, за исключением лиц, назначаемых на должность Советом министров. Палата в равной мере даетсвое заключение о наложении дисциплинарных санкций в отношении прокуроров. В этом случае в Палате председательствует генеральный прокурор при Кассационном суде.

Высший совет магистратуры, согласно ст.65 Конституции, помимо участия в назначении судей, рассматривает дела об их дисциплинарных проступках, но уже в отсутствие президента Республики и министра юстиции.

23 июля 2008 г. по инициативе Н.Саркози была проведена самая масштабная реформа Конституции 1958 г. (было изменено или дополнено 47 статей из 89).Она проходила под лозунгом «модернизации модернизации институтов V Республики».Затронула реформа институтов Республики и институт Президента Республики: Президент больше не будет возглавлять Высший совет магистратуры (высший орган судейского сообщества во Франции).

Основное предназначение такого рода органов Конституция Польши 1997 г. определила так: "Всепольский Судебный Совет стоит на страже независимости судов и независимости судей" (ст. 186). В отличие от органов исполнительной власти - министерств юстиции советы судей отнесены конституциями в число органов, представляющих судебную власть, хотя собственно судебных функций (рассмотрение дел) они не осуществляют.

Несколько иначе определяет роль Генерального совета судебной власти (ГССВ) Испанская конституция. Согласно ч. 2 и 3 ст. 122 ГССВ – орган управления судебной власти.

Он включает председателя Верховного трибунала, который председательствует в ГССВ, и 20 членов, назначенных Королем на пять лет. Из них 12 назначаются из числа судей и магистратов всех судебных категорий в соответствии с установленными органическим законом условиями, четверо – по предложению Конгресса депутатов и еще четверо – по предложению Сената, причем палаты избирают своих кандидатов большинством 3/5 своих членов из числа адвокатов и других юристов с признанной компетентностью и стажем работы по профессии более 15 лет.

Согласно Органическому закону о судебной власти, который называет членов ГССВ гласными (Vocales), те 12 из них, кои назначаются из действующих судей и магистратов, также предлагаются палатами (по шесть). Не могут быть вновь назначены гласные, состоящие в уходящем ГССВ, а также не могут быть назначены сотрудники аппарата ГССВ. Королевский декрет о назначении контрассигнуется министром юстиции. Членам (гласным) ГССВ не разрешается никакое совмещение занятий, кроме простого управления своим личным или семейным имуществом. Они обладают иммунитетами, присущими магистратам Верховного трибунала.

Структура ГССВ включает председателя, вице-председателя, пленум, постоянную комиссию, дисциплинарную комиссию и квалификационную комиссию. Председатель Верховного трибунала и ГССВ назначается из числа профессиональных судей (miembros de la Carrera Judicial) или юристов с признанной компетентностью, работающих более 15 лет по юридической профессии, по предложению 3/5 членов ГССВ, принятому на его организационном заседании. Назначение оформляется королевским декретом, контрассигнованным Председателем Правительства, причем повторное назначение возможно, только один раз. Кандидатура вице-председателя определяется в таком же порядке.