Смекни!
smekni.com

Освобождение от уголовной ответственности (стр. 18 из 22)

В Особенной части УК РФ предусмотрено еще 19 специальных случаев освобождения от уголовной ответственности, а именно в примечаниях к статьям: 122, 126, 1271, 204, 205, 205', 206, 208, 210, 222, 223, 228, 275, 276, 278, 2821, 2822, 291, 307. В каждой такой норме законодателем указаны конкретные позитивные действия, являющиеся специальными видами деятельного раскаяния, которые должно выполнить лицо, совершившее соответствующее преступление, а в некоторых случаях (примечания к ст.204, 291 УК) указаны и объективные обстоятельства, при которых лицо, совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, что по сути отражает их иную юридическую природу.

По смыслу рассматриваемых норм (примечаний к указанным статьям) ясно, что освобождение от уголовной ответственности в данных случаях носит не факультативный (диспозитивный), т.е. возможный, а обязательный (императивный) характер. То есть правоприменитель обязан освободить от уголовной ответственности лицо, выполнившее требования, указанные в данных нормах, независимо от других обстоятельств. Как отмечает А.И. Рарог, «это делается с учетом как специфики самих преступлений, так и форм поведения лица после совершения преступлений, чтобы стимулировать отказ от продолжения преступной деятельности на стадии оконченного преступления и стремление нейтрализовать или смягчить негативные последствия совершенного преступления»[115].

Однако вновь встает вопрос — почему в ст. 75 УК РФ, которая является общим правилом применения освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, в обеих частях употреблено одно и то же словосочетание «может быть освобождено»! В соответствии с положениями норм-примечаний Особенной части УК РФ следовало бы в ч.2 ст.75 УК РФ закрепить обязательный характер освобождения от уголовной ответственности в данных случаях.

Далее, ч.2 ст.75 УК РФ указывает, что лицо, совершившее преступление иной категории, может быть освобождено от уголовной ответственности только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Кодекса, лишь при наличии условий, предусмотренных ч.1 данной статьи. Из этого правила следует, что для освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием лиц, совершивших преступления иной категории (кроме указанных в ч.1 ст.75 УК), требования, изложенные в примечаниях в статьям Особенной части УК РФ, должны дополняться условиями, перечисленными в ч.1 ст.75 УК РФ, то есть добровольной явкой с повинной, способствованием раскрытию преступления, возмещением причиненного ущерба или иным заглаживанием вреда, причиненного преступлением, а также совершением преступления впервые.

В тексте большинства норм Особенной части УК, где предусмотрены специальные случаи деятельного раскаяния, не отмечено, что данное лицо освобождается от ответственности, если оно впервые совершило данное преступление. И это правильно, если считать требования ч.2 ст.75 УК РФ общим правилом применения соответствующих норм. Однако, например, в примечании 1 к ст.1271 УК РФ говорится, что «лицо, впервые совершившее деяние, предусмотренное частью первой или пунктом «а» части второй настоящей статьи, добровольно освободившее потерпевшего и способствовавшее раскрытию совершенного преступления, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления».

Возникает следующий вопрос — если наличие такого условия как совершение лицом преступления впервые, является обязательным и в специальных случаях деятельного раскаяния (как нам на то указывает ч.2 ст.75 УК), то для чего потребовалось в отдельных рассматриваемых нормах Особенной части Кодекса особо выделять это обстоятельство? Если же субъектом остальных специальных случаев деятельного раскаяния, предусмотренных нормами Особенной части УК, может быть любое лицо, то совершенно не ясно, зачем в тексте ч.2 ст.75 УК законодательно закреплена фраза «...при наличии условий, предусмотренных ч.1 данной статьи...».

Далее, в некоторых нормах Особенной части УК РФ (в примечаниях к ст.228, ст.1271, ст.222) помимо специальных видов деятельного раскаяния законодатель указывает и позитивные постпреступные действия, которые являются общими видами деятельного раскаяния, предусмотренными ч.1 ст.75 УК РФ (речь идет о способствовании в раскрытии преступления). При этом и те, и другие действия должны быть выполнены лицом, совершившим указанное преступление, в совокупности, т.е. невыполнение хотя бы одного из них не может влечь за собой освобождения от уголовной ответственности. В остальных же нормах-примечаниях законодатель указывает лишь отдельные конкретные позитивные постпреступные действия (специальные виды деятельного раскаяния, например: сообщение о даче взятки или подкупе, освобождение похищенного человека и т. п.), не называя каких-либо действий, указанных в ч.1 ст.75 УК, и тем самым не определяя их необходимую совокупность.

Таким образом, если понимать положения ч.2 ст.75 УК РФ буквально, то получается, что законодатель в некоторых примечаниях дублирует указания на те или иные условия, предусмотренные ч.1 данной нормы. Из изложенного следует вывод о том, что если в соответствующей поощрительной норме-примечании законодатель указывает лишь одно из условий применения данной нормы, то наличие других также необязательно.

Такая позиция поддерживается Пленумом Верховного Суда РФ. Так, в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»[116], а также от 10 февраля 2000г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»[117] нет рекомендаций установления и доказывания каких-либо дополнительных условий, кроме названных в соответствующих нормах-примечаниях.

Поэтому, применительно к большинству поощрительных норм Особенной части УК, фраза «...при наличии условий, предусмотренных ч.1 данной статьи...» в тексте ч.2 ст. 75 УК, на наш взгляд, представляется излишней. Это требование не согласуется с теми, что имеется в примечаниях самих специальных статей. В последних описание позитивного поведения дается как уже достаточное и независимое от других условий для принятия решения об освобождении от уголовной ответственности[118].

Таким образом, 19 норм Особенной части УК РФ, где определены ситуации обязательного освобождения от уголовной ответственности, составляют особую группу оснований освобождения от уголовной ответственности, но общего правила их применения в уголовном законе по-прежнему не указано. Норма, содержащаяся в ч.2 ст.75 УК РФ, фактически не играет никакой роли в правоприменительной практике.

Следует отметить, что в литературе существует мнение о целесообразности расширения перечня специальных случаев деятельного раскаяния[119]. Авторы, исследуя институт деятельного раскаяния, предлагают и далее совершенствовать уголовное законодательство путем увеличения соответствующих норм-примечаний Особенной части Уголовного кодекса, предлагая данное уголовно-правовое поощрение применить к ряду иных норм. Так, P.M. Мелтонян предлагает предусмотреть примечание к ст.127 УК РФ, указав в нем «что лицо, добровольно освободившее незаконно лишенного свободы, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление, если в его действиях не содержится иного состава преступления»[120], а также примечание к ч.1 ст.290 УК РФ — «лицо, получившее взятку, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно своевременно и добровольно сообщило об этом органу, имеющему право возбудить уголовное дело о получении взятки»[121]. А.Р. Гильмутдинов предлагает предусмотреть возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием лиц, совершивших преступление, предусмотренное ст. 186 УК РФ, если они сотрудничали с правоохранительными органами с целью выявления и раскрытия данного преступления, а также «сгладили или устранили ущерб от деяния. А.В. Савкин разработал проекты соответствующих норм-примечаний к ст.171, 175, 186, 190, 209, 210, 211, 234, 261 УК РФ[122]. И Козаченко, И. Симакова предлагают действие поощрительной нормы, предусмотренной в примечании к ст.228 УК РФ, распространить и на иные преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов[123].

Возможность освобождения от уголовной ответственности по нормам Особенной части УК РФ следует предусмотреть в отдельной статье, а не в статье о деятельном раскаянии, поскольку, как уже отмечалось, в основе некоторых специальных случаев освобождения от уголовной ответственности лежит наличие обстоятельств, отличных от данного вида позитивного постпреступного поведения, что определяет иных иную юридическую природу. Либо наряду с объективным условиями применения рассматриваемых поощрительных норм в них нужно указать необходимость совершения позитивных постпрестпуных действий лицом, совершившим данное преступление, что будет свидетельствовать о его деятельном раскаянии и снижении его общественной опасности.