Смекни!
smekni.com

Советско –еврейский вопрос в довоенное время (стр. 15 из 20)

В общественно-политической жизни западных стран рели­гия всегда играла важную роль. И естественно, что повыше­ние с началом войны роли церкви в жизни народов Советс­кого, Союза создавало благоприятные условия для расшире­ния связей между народами СССР и стран антифашистской Ориентации.

Вступление США в войну имело важное военное и большое политическое значение — начался быстрый процесс формирования антигитлеровской коалиции. В рамках этой коалиции объединились страны-антиподы. С одной стороны социалистическое государство — Советский Союз, с другой -капиталистические страны. Такой необычный конгломерат; создавал свои серьезные проблемы в отношениях между со­юзниками, это в свою очередь порождало большие трудности в советской пропагандистской работе на эти страны.

Первые успехи Красной Армии в 1941 году продемонстрировали не только силу и волю к победе советского народа. Они сопровождались и мощным движением солидарности с СССР демократических сил стран антифашистской ориентации. Однако, было бы настоящим примитивизмом считать, что в этот период как по мановению волшебной палочки этих государствах произошло качественное изменение политики в отношении Советского Союза, а враждебность СССР сменилась дружбой, солидарностью и сотрудничеством по всем направлениям.

подобного не произошло и не могло произойти, антисоветизма и антикоммунизма продолжала действовать в демократических странах и после того, как Совет Союз вступил в смертельную схватку с фашизмом. Союзные СССР государства были загипнотизированы своей советской, антикоммунистической пропагандой. Следствием этого явилось то, что не только Гитлер, но и многие среди союзников СССР считали, что Советский Союз колосс на глиняных ногах и он вскоре рухнет под страшным натиском огромной военной машины Германии.

Все эти реалии необходимо было учитывать в работе Ан­тифашистских комитетов в СССР, для того чтобы они не работали на холостом ходу, чтобы их деятельность давала максимальный эффект. В странах антигитлеровской коалиции не было единства мнений по вопросу о том, как отно­сится к СССР. Разброс во мнениях был огромен — от полного непризнания Советского Союза до требования установить с ним честные союзнические отношения. Все это осложняло работу Антифашистских комитетов в СССР.

На всех антифашистских митингах особый акцент был сделан на то, что впервые в истории фашистская Германия открыто выступила с самых крайних расистских позиций, и стало очевидно, что «новый порядок» на практике означал физическое уничтожение целых народов.

Этой расистской теории и практике фашизма Антифашис­тские комитеты в СССР противопоставили интернациональ­ную политику, направленную на сплочение широких кругов общественности, антифашистских, демократических госу­дарств во имя общей цели — военно-политического разгрома блока фашистских государств.

Каждое ключевое событие на военных и дипломатических .фронтах второй мировой войны создавало многочисленные проблемы для советской внешнеполитической пропаганды, ставило перед ней новые сложные задачи. Представляется .целесообразным проследить эти новые аспекты в пропагандистском обеспечении Великой Отечественной войны, которые

возникали на каждом крутом повороте военного лихолетья.

ЕАК И МИРОВОЕ ЕВРЕЙСТВО

Советская зарубежная пропаганда, уделявшая в годы войны боль­шое внимание евреям, особенно американским, представляла Рос­сию как главного противника Гитлера и спасительницу евреев. Для привлечения симпатий и налаживания материальной поддержки СССР использовались левые, прежде всего прокоммунистические, еврейские организации и просоветски настроенные общественные деятели на Западе. Кроме того, применялись тактика и лозунги анти­фашистского единства. Самыми влиятельными еврейскими просовет­скими организациями были: в США — Еврейский совет военной помощи России (ЕСВПР) и Американский комитет еврейских писа­телей, артистов и ученых (АКЕПАУ), известный также как Комитет писателей; в Англии — Еврейский фонд для Советской России; в Палестине — Лига «V» (Лига за победу советской России). Вполне естественно, что советские власти нацеливали ЕАК на налаживание контактов в первую очередь с этими и подобными им организациями.

За годы войны ЕСВПР собрал свыше 10 млн. долларов, что со­ставляло значительную часть от общей суммы, пожертвованной в США на военную помощь России. Комитет писателей успешно мо­билизовал еврейское общественное мнение и видных еврейских де­ятелей на поддержку советских усилий в войне. В состав АКЕПАУ входили евреи-коммунисты Поль Новик, редактор газеты «Морнинг фрайхайт», и Реувен Зальцман из левого профсоюза «Международ­ный рабочий орден». Движущей силой Комитета писателей был по­пулярный еврейский журналист Бен-Цион (Б.-Ц.) Гольдберг. В 1917 году он женился на младшей дочери Шолом-Алейхема, и, возможно, что в первых контактах с Советским Союзом ему помогли особые отношения между семьей Шолом-Алейхема и советским руководст­вом. Автор популярной рубрики в газете «Дер Тог», сочувствовавший большевистской России, но формально не связанный с комму­низмом, Гольдберг как никто другой подходил на роль общественно­го деятеля, ненавязчиво рекламирующего советский политический курс. Он не только возглавлял Комитет писателей, но и играл веду­щую роль в ряде других просоветских организаций, а также поддер­живал тесные контакты с советскими дипломатами. Самым блиста­тельным в списке членов АКЕПАУ было имя его почетного председателя Альберта Эйнштейна. На его отношение к Советскому Союзу повлияли как ненависть, которую он испытывал к фашизму и нацизму, так и сочувствие к страданиям России, а также желание помочь ее военным усилиям. Эйнштейн поддержал попытки устано­вить контакты с советскими евреями, что и было сделано через Ев­рейский антифашистский комитет.

Апогеем новых отношений между советским и мировым еврейст­вом явилась зарубежная поездка Михоэлса и Фефера. Она состоя­лась во второй половине 1943 г., длилась несколько месяцев и про­ходила в основном по городам США. Эта первая за многие годы встреча представителей советских евреев с общинами соплеменни­ков на Западе произвела глубокое впечатление на обе стороны. Целью поездки было укрепить просоветские настроения на Западе и побудить американских евреев к оказанию СССР материальной по­мощи. Время для этого было выбрано и с учетом необходимости ослабить нараставшую критику в связи с делом Эрлиха — Альтера. Тем более, что, когда в феврале 1943 г. факт казни Эрлиха и Альтера был официально признан СССР, это еще больше усилило антисовет­ский настрой в кругах еврейских и нееврейских социалистов в США и Англии.

Вопрос о возможности приезда делегации ЕАК в США впервые поставил Альберт Эйнштейн перед послом М.М Литвиновым, кото­рый в связи с этим посоветовался с Москвой. Первоначально ЕАК предложил включить в состав делегации шесть своих членов. В ЦК утвердили только Михоэлса и Фефера. Перед отъездом Берия, по-видимому, приглашал Михоэлса для обсуждения целей поездки.

Официальное приглашение было получено ЕАК от ЕСВПР и Комитета писателей, которые образовали совместный комитет по приему советской делегации. Много усилий к подготовке поездки и обеспечению ее успеха приложил один из руководителей Всемирно­го еврейского конгресса (ВЕК) д-р Нахум Гольдман. Он рассматри­вал поездку Михоэлса и Фефера как многообещающее начало новой эры в международных связях еврейства и сионистском движении в СССР. Гольдман настоятельно рекомендовал госдепартаменту США «снять с повестки дня» обсуждение убийства Эрлиха и Альтера, поскольку Наркоминдел и советские дипломаты в США также вклю­чились в подготовку поездки. Заведующий отделом американских стран в Наркоминделе Г.Н.Зарубин в мае 1943 г. сообщил в Совинформбюро о желательности участия американских сионистских организаций в приеме Михоэлса и Фефера, мотивируя это тем, что просоветские еврейские организации в США рекомендуют сотруд­ничество с сионистами для изоляции местных антисоветских эле­ментов. По-видимому, наряду с официальными организациями и отдельными лицами к подготовке поездки Михоэлса и Фефера в США был также привлечен Г.М.Хейфец, советский дипломат и разведчик в Сан-Франциско.

Можно предположить, что, будь на то воля Михоэлса, он для такой необычной и сложной миссии наверняка выбрал бы себе в спутники не Фефера, с которым он вряд ли дружил, хотя обстоятель­ства военного времени и свели их вместе в руководстве ЕАК. Михоэлс так и не вступил в партию, тогда как Фефер был фанатично преданным партии культуртрегером, всегда готовым осудить еврейс­ких деятелей культуры за «националистическую истерию». Некото­рые из встречавшихся с ними за границей в 1943 г. догадывались, что Фефер является соглядатаем. Вновь опубликованные свидетельства подтверждают это. В ходе процесса по «делу ЕАК» Фе­фер показал, что сразу же по приезде в США его вызвал к себе генерал В. М.Зарубин, которому он потом стал представлять свои доклады. До 1944 г. Зарубин под прикрытием своего дипломатичес­кого поста (секретарь советского посольства в Вашингтоне) выпол­нял функции резидента советской разведки в США.

Перед отъездом из Москвы Михоэлс и Фефер встретились с Лозовским и Щербаковым и получили подробные инструкции отно­сительно своей поездки. Их предостерегли против участия в каких-либо незапланированных встречах и дискуссиях без санкции советских дипломатов.

Михоэлс и Фефер прибыли в США в середине июня 1943 г. и сразу же начались их публичные выступления. Самой внушительной пропагандистской акцией во время поездки Михоэлса и Фефера по США был массовый митинг в Нью-Йорке на стадионе «ПолоГрунд», где собралось около 50 тыс. человек. Наряду с посланцами советских евреев о необходимости безотлагательно поддержать Со­ветский Союз говорили Вайз, Гольдман, Аш, Гольдберг и другие американские еврейские деятели. Поль Робсон пел по-русски и на идиш. И местные организаторы, и советские представители расцени­ли митинг как крупный успех. В «Правде» появилась весьма благоп­риятная публикация о нем. В американских городах по пути следо­вания Михоэлса и Фефера их приветствовали толпы евреев, они встречались со многими общественными деятелями, писателями и артистами, в том числе с физиком Альбертом Эйнштейном и прези­дентом Всемирной сионистской организации Хаимом Вейцманом.