Смекни!
smekni.com

Борьба крестьян за «чистую» волю (стр. 3 из 5)

Из просмотренных документов, я установила, что постоянным помощником Антона Петрова был из соседней деревни Кузнечиха Василий Михайлов, из сельца Катюшино Василия Павлова – Лохина [4]

Крестьяне называли во время допроса также Л.Я. Титова, Н. Никитского, А. Андреева, Л.Гаврилова… «Все более смущал нас, говорили крестьяне, Щербетский Николай: он был грамотный, выйдет, бывало к народу, что нам дана чистая воля» [7]

Не все крестьяне принимали участие в волнении. Те из крестьян, которые выступали против восставших, встречали решительный отпор со стороны масс. Староста с. Бездны Павел Михайлов показывал на суде, что «крестьяне прибили его за то, что не принимал участия в их деле, что избранные Антоном Петровым сотские ездили по деревням и запрещали ходить в церковь» [6].

Другой крестьянин Иван Исаев также заявлял суду, что крестьяне избили его за поддержку помещиков, и он болел до приезда Апраксина.

Меня всегда волновал вопрос, почему же крестьяне нашего села тоже не принимали участия в волнении Антона Петрова. Ни в одних документах не встречается об их участии. В селе Иж - Борискино жили чуваши. В нашем селе, никогда не было помещика. Жили общиной, общинное самоуправление, хотя и обязанностями были: рекрутские повинности, уплата налогов. Тяжело им жилось. Просто, что изучаемый период(1861-1866гг) реформа не была распространена на государственных крестьян.[3]

22 апреля крестьяне села Никольского показывали Апраксину, что « к неповиновению против начальства и своих владельцев и неисполнению господских работ» возмутили их односельчане: Михаил Ахаев, Дмитрий Борминский, Фадей Федотов, Григорий Петров, Сергей Старов и Григорий Кондратьев, « которые в продолжение нескольких дней неоднократно собирали на улицу обывателей, подстрекали их, чтобы все шли в село

Бездну, где крестьянин Антон Петров вычитывает волю, и чтобы никто из крестьян на господскую работу не ходил, и притом, они угрожали, что если, кто не пойдет в село Бездну, а будет заниматься господскими работами, то они не дадут там крестьянам земли, выгонят их из селения, а дома раскидают»[11]

Сотник, явившись в Бездну начал укорять Антона Петрова в неправильном толковании « Положения», на это безднинские и другие крестьяне, окружавшие проповедника, как писал Трубников, с угрозами начали порицать его стояние на господской стороне , по их выражению , и угрозы эти сделались до того настоятельны , что сотник почел за лучшее убраться домой и едва спасся от побоев, ибо его на расстоянии десяти верст преследовала толпа с криками и бранью». [8]

Официальные данные относительно сел и деревень, якобы не участвовавших в движении, не заслуживают полного доверия. Половцев – адъютант казанского губернатора, входивший в состав следственной комиссии, в своих воспоминаниях сообщает интересную подробность, проливающую свет истинное положение вещей относительно того, как был составлен этот список сел и деревень « не участвовавших в движении». [Приложение 1 ].

Половцев пишет: « Апраксин и в своем рапорте оговорил, что некоторые деревни участия в бунте не принимали вовсе. Думал ли Апраксин, что устранение некоторых деревень подкрепят его предположение о заранее задуманном бунте, или просто ничего не думал, а повторял болтовню Спасского исправника, но болтовня эта не прошла бесследно…, так как от министра внутренних дел губернатору последовало приказание о представлении именного списка деревень, не участвовавших в движении» [ Приложение 1 ]

«Высочайшее повеление» было напечатано в «Казанских Губернских Ведомостях» 12 июня 1861 г. В нем, говорилось: « Крестьянам Спасского уезда, не принимавшим участия в беспорядках, объявить мое благоволение». Дальше идет перечисление 24 населенных пунктов, вовсе, якобы не участвовавших в волнении и неповиновении в селе Бездна, и сюда включены два села по ошибке Муллино и Зеленовка. [6 ].

Губернатор поручил следственной комиссии собрать сельские сходы в перечисленных деревнях и « объявить, сколько можно торжественно высочайшую благодарность».

«Мы поехали. В первой же деревне, - писал Половцев, вышел конфуз чрезвычайный. Только что вышли мы к собранному сходу, как вся толпа крестьян разом повалилась на колени. К.П. Перцов – председатель следственной комиссии, принявший на себя возможно торжественный, опешил, как, почему случилось? «Покоряются, ваше превосходительство, сказал сельский староста, винятся в том, что по глупости в Бездну бегали». [ 8]

Помещики, жившие в Спасском уезде, сильно испугались. Многие из них бежали в Казань. Предводитель дворянства Молостов поспешно отправил свою семью в город.

Весть о восстании в селе Бездне крайне встревожила всех казанских помещиков.

Из приведенных материалов вытекают следующие выводы:

1.Волнение вспыхнуло и развивалось стихийно: центром движения стало село Бездна. Вожаком крестьян стал Антон Петров, но во время восстания из среды крестьян выдвинулись наиболее активные наши земляки из сел Фадеевка, Кузнечиха, хотя, крестьяне из нашего села не участвовали в этом движении, потому что реформа не коснулось государственных крестьян.

2.Крестьяне вышли из подчинения помещиков, управляющих, становых, не слушали священников.

РАЗДЕЛ III ПОДАВЛЕНИЕ БЕЗДНЕНСКГО ВОЛНЕНИЯ.

Генерал Апраксин, присланный из Петербурга на время проведения реформы в Казанскую губернию, решил лично выехать в Бездну.

9-го апреля Апраксин приехал в город Спасск, 10-го числа получил информацию от уездного предводителя дворянства Молостова и исправника Шишкина и, вызвав немедленно 2 роты солдат из Тетюш, решил действовать.

В своем донесении казанский губернатор Козлятинов П.Ф. министру внутренних дел Ланскому С.С., что « помещиков и чиновников не трогают, но Бездна окружена мужиками верхом, не пропускающимися в нее никого, в Бездне уже вчера более 2000народа, прибытие остальных войск задержано сбором в батальонные штабы, ужасной распутицей и трудными переправами через Волгу и Каму» . [8]

12 апреля Апраксин с воинским отрядом направились в село Бездну, имея целью учинить кровавую расправу над восставшими крестьянами.

Апраксин с отрядом расположился на площади против собравшейся многотысячной толпы крестьян.

Из рапорта жандармского полковника Ларионова шефу жандармов Долгорукову от 13 апреля, что « убито до 60 крестьян, голова взят, раскаяния нет , кругом волнения , работать не хотят» [ 9]

Говорил с восставшими священник и предводитель дворянства, но было напрасно. Апраксин приказал стрелять солдатам по восставшим. По толпе было дано несколько залпов. В промежутках между залпами крестьяне кричали: « Стойте крепко, пугают. Не выдадим Антона Петрова, мы одни за царя, будете стрелять в самого государя Александра Николаевича» . Сделано было пять или шесть залпов шеренгами , первые выстрелы солдаты стреляли не целясь, так что на 300 шагах валились 3 или 4 человека, но раздраженные упорством крестьян при 4 залпе били каждый пулей; бедный народ стоял , как стена , не трогаясь , и продолжал кричать : « Не выдадим, царская кровь течет, в царя стреляли», по последнему залпу дрогнули и побежали, тогда явился перед ротами Антон Петров, держа на лбу Положение, и взят» [ 5]

В настоящее время состоят под военным судом следующие крестьяне:

Села Юркуль

1. Помещика Умова дворовый человек Николай Михайлов.

2. Помещика Сахарова – Терентий Агапов

Села Базарных Юркуль

3. Государственный крестьянин – Матвей Павлов

Сельца Фадеевки

4. Помещика г. Аристова – Петр Федоров.

Села Саламан

5. Помещика Теренина – Иван Матвеев

Села Бездны

6. Помещика Мусина – Пушкина – Степан Ефремов

7. Гаврила Тарасов,

8. Николай Иванов

Села Болховки

9.Того же помещика – Лаврентий Матвеев

Деревни Тахталы

10. Казенный крестьянин – Сайфутдин Ерюшев [ 5]

Все вышепоименные 10 человек преданны военному делу суду за предательство крестьян к неповиновению и за участие в волнениях по селу Бездна. Вместе с Антоном Петровым были арестованы и также заключены в тюрьму его родные.

Судить « Антона Петрова велено было по полевому уголовному уложению, и привести приговор в исполнение немедленно» [2]

Также отправили « под полицейский надзор бывшего сотским села Кузнечиха помещика Дадиани – Василия Михайлова, немедленно представить за надлежащим конвоем в Казань для суждения их военным судом»[4].

Рапорт Спасского земского исправника Шишкина Р.В. казанскому военному губернатору Козлянинову П. Об «успокоении» крестьян большинства деревень Спасского уезда, кроме села Кузнечихи и Альметьего от 18 апреля 1861г «Не совершенно успокоившимися оказываются в селе Кузнечихе, где 970 душ, и деревни Альметьего, где 180 душ, куда уже идут в первую- две и вторую – одна роты, и нет сомнения, что по приходу их на места, порядок немедленно восстановится. [4]

По распоряжению казанского губернатора Козлянинов П. Ф. прислали из Казани особого врача с фельдшером

Восстание в Бездне было подавлено. Многих крестьян, искавших насто­ящую волю, расстреляли. По официальным данным было убито 51 и ранено 77, однако фактически от расстрела пало около 350 человек. Многие умерли от ран позднее, боясь обращаться к властям. Большое количество крестьян было наказано розгами и сослано.[8]

Воля царя была выполнена – Антон Петров был расстрелян 19 апреля. Есть несколько легенд об Антоне Петрове. Когда его, привели к месту казни и, когда все уже было подготовлено для расстрела, на том самом косогоре, откуда так хорошо видно село, будто бы показалась тройка лошадей, на которой везли царский указ о помиловании бунтаря. А в указе говорилось, что Антон Петров, оказывается, донес до крестьян правду о настоящей воле, скрываемую на местах помещиками и чиновниками. Только не успели якобы с тем указом. … А потом уже ночами боялись люди ходить околицей, потому что не раз видели ангела над его могилой. Люди, искренне верившие в «настоящую» волю, вкладывали в легенды особый смысл, выдавая желаемое [6] .Казанские помещики торжествовали победу.