Смекни!
smekni.com

Учебно-методический комплекс по курсу «философия» для студентов всех специальностей. (стр. 28 из 53)

37. Феноменология народного сознания: дух и душа народа.

38. Архетипы народного сознания.

39. Духовно-ментальные структуры как фактор детерминации исторических судеб народов.

40. Специфика духовно-ментальных структур восточнославянских народов.

Рекомендуемая литература

1. Аблеев, С.Р. Философский метод и проблема научного языка в исследованиях сознания / С.Р. Аблеев // Философия науки. – 2008. – № 4. – C. 16–30

2. Агафонов, А.Ю. Основы смысловой теории сознания / А.Ю. Агафонов. – СПб., 2003.

3. Бескова, И.А. Эволюция и сознание: новый взгляд / И.А. Бескова. – М., 2002.

4. Винник, Д.В. Сознание как проблема в современной философии и науке / Д.И. Винник // Философские науки. – 2002. – № 4.

5. Дубровский, Д.И. Еще раз о проблеме идеального / Д.И. Дубровский // Философия и общество. – 2002. – № 2.

6. Дубровский, Д.И. Информация, сознание, мозг / Д.И. Дубровский. – М., 1980.

7. Иванов, А.В. Сознание и мышление / А.В. Иванов. – М., 1994.

8. Ильенков, Э.В. Диалектика идеального / Э.В. Ильенков // Философия и культура. – М., 1991.

9. Кирвель, Ч.С. От рационального сознания к целостному духу / Ч.С. Кирвель // Образование в информационном обществе: пособие для студентов гуманитарных вузов. – Бийск, 2000.

10. Кирвель, Ч.С. От духовного вакуума к смыслообразующим ценностям / Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич // Беларуская думка. – 2000. – № 10.

11. Кулик, СП. Проблема сознания: парадоксы современных исследований / С.П. Кулик. – Минск, 2001.

12. Лебон, Г. Психология народов и масс – СПб, 1995.

13. Меркулов, И.Т. Информационная природа сознания / И.Т. Меркулов // Полигносис. – 2002. – № 4.

14. Мамардашвили, М.К. Сознание как философская проблема / М.К. Мамардашвили // Вопр. философии. – 1990. – № 10. – С. 3–19.

15. Михайлов, А.И. Современное философское мышление и проблема сознания / А.И. Михайлов // Философские науки. – 2003. – № 3.

16. Михайлов, Ф.Г. Сознание и самосознание / Ф.Г. Михайлов. – М., 1991.

17. Портнов, А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX–XX вв. / А.Н. Портнов. – Иваново, 1994.

18. Проблема сознания в западной философии. – М., 1989.

19. Проблема сознания в философии и науке. – М., 1996.

20. Райл, Г. Понятие сознания / Г. Райл. – М., 2000.

21. Серл, Дж. Открывая сознание заново / Дж. Серл. – М., 2002.

22. Серл, Дж. Новое открытие сознания/ Дж. Серл // Логос. – 2001. – № 4.

23. Сознание в социокультурном измерении. – М., 1990.

24. Терегулов, Ф.Ш. Материя и сознание / Ф.Ш. Лерегулов. – М., 2002.

25. Фрейд, 3. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1990.

26. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. – СПб., 2000.

27. Юнг, К. Коллективное бессознательное / К.Юнг. – М., 1995.

28. Янковский, В.И. Эмоционально-чувственный уровень массового сознания как объект социально-философского анализа / В.И. Янковский // Веснік ГрДУ імя Янкі Купалы. Сер. 1. Гісторыя. – 2007. – № 1. – C. 86–90.

Раздел 4 Теория познания и философия науки

Тема 12. Основные проблемы теории познания

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

1. Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения в истории философской мысли: гносеологический оптимизм и феномен скептицизма.

2. Структура и динамика познавательного процесса. Чувственное и рациональное познание, их основные формы.

3. Социокультурная обусловленность процесса познания. Роль практики в процессе познания. Индивидуальное и внеиндивидуальное в познании.

4. Проблема истины в теории познания. Истина и оценка истины и заблуждения. Истина и правда. Истина и вера. Критерии истины.

Ключевые понятия по теме

Абстракция, агностицизм, анализ, верификация, восприятие, гипотеза, гносеология, гносеологический оптимизм, гносеологический пессимизм, дедукция, догматизм, заблуждение, знание, идеализация, индукция, интеллигибельный, интуция, истина, конвенционализм, ложь, метод, наблюдение, наука, отражение, ощущение, парадигма, познание, понимание, понятие, практика, представление, проблема, релятивизм, синтез, скептицизм, суждение, теория, умозаключение, факт, фальсификация, формализация, эпистемология, эксперимент.

Методические пояснения к теме

При ответе на первый вопрос необходимо помнить, что человек как вид проявляется в том, что у него есть сознание – инструмент, с помощью которого он может получать знания об окружающем мире и реализовывать свое назначение в нем. Познание – как процесс приобретения, накопления и развития знания – является не просто одним из существенных признаков человека, а фундаментальной его характеристикой. Благодаря познанию, человек способен создавать условия своей среды, раскрывая тем самым специфику человеческого бытия: человек – это вид, который может существовать на сверхприродном уровне.

Данная способность пребывать «сверх» природных законов указывает на иерархичность организации самого человека. Наличия в нем низших, укорененных в биологическую природу и высших, устремленных к превосходящему телесность, трансцендентному начал. Таким образом, человеку, в отличие от животных, наряду с чувственными ощущениями даны и другие, бесконечно более утонченные и значительные источники опыта, которые расширяют его возможности взаимодействия с миром и указывают на многообразие форм и методов познания окружающей действительности.

Так, уже на ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, поставлявшее элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, общения, социальных связях и т.д. Основой данной формы познания был опыт повседневной жизни, практики людей. Полученные на этой базе знания носят довольно прочный характер, включая в себя такие элементы как стереотипы, следование традициям, преданиям, приметы, суеверия, предчувствия и т.п.

Важную роль, особенно на начальных этапах развития истории, играло мифологическое познание. Его специфика заключается в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой представлений о природе и обществе народной фантазией. Мифологическому мышлению свойственна слитность с эмоциональной сферой, неотчетливое разделение субъекта и объекта познания, предмета и знака, вещи и слова и т.д.

Однако в последнее время было выяснено, что мифологическое мышление – это не просто безудержная игра фантазии, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений. При этом современная наука отмечает, что мифы характерны не только для ранних этапов развития человечества. Некоторые современные исследователи полагают, что в наше время значение мифологического познания отнюдь не уменьшается. В существующем сегодня обществе наблюдается стремление к мифотворчеству. Это свойственно, в первую очередь, массовому сознанию. В ряде случаев правящая элита стремится поддерживать, а также создавать подобные мифы, если они способны помочь им в достижении различных целей (мифы о «врагах народа», о «рыночной панацее от экономических проблем», об «общепланетарном доме» и т.д.).

В рамках мифологии зародилась художественно-образная форма познания. Наиболее развитое выражение она получила в искусстве. Хотя искусство специально не решает познавательные задачи, но содержит в себе мощный гносеологический потенциал. Виды художественного освоения действительности различны – живопись, музыка, театр и т.д.

Результатом художественного освоения действительности является художественный образ. Художественный образ – всеобщая категория искусства, как средство и форма художественного освоения мира имеет большую методологическую ценность. Процесс создания художественного образа идет от «живого созерцания», ощущений, чувственно-конкретных представлений к обобщению и абстракции. Тем самым художественное познание является своеобразной ступенькой к логическому освоению действительности, которому оно сообщает некоторые свои формы и методы (метод аналогий, ассоциаций и т.д.).

Одной из древних форм познания, генетически связанных с мифологией, является философское познание. Предназначение данной формы познания – создание целостного мировоззрения, объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих действий в системе логических категорий. При этом философия оформляется, как правило, в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. Философии свойственен антропоцентризм. В ней также присутствует значительный ценностный компонент. Это означает, что она – сложное духовное образование, которое позволяет человеку рефлексировать над такими проблемами человеческого бытия как добро и зло, истина и ложь, справедливость и беззаконие.

Данная особенность сближает философию еще с одной формой познания – религиозной. Положительное значение данной формы познания состоит в том, что она, еще в большей степени, чем философия, обращает человека к высшим жизненным смыслам, актуализирует его «сверх» природную видовую специфику. Если сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, какие только возможно обрести в земном существовании, то религия идет дальше – она простирает сферу своих притязаний на область трансцендентного, бесконечного, вечного и Абсолютного и этими сверхземными мерками выверяет истинность или ложность человеческого существования.

Наконец, необходимо охарактеризовать наиболее значимую для современного общества форму познания – науку. Современный белорусский ученый Ю.А. Харин дает такое определение науки: