Смекни!
smekni.com

Учебно-методический комплекс по курсу «философия» для студентов всех специальностей. (стр. 50 из 53)

Работая над вопросом, необходимо обратить особое внимание на сущность и особенности таких форм духовности как мораль, искусство, религия. Умение видеть, ощущать прекрасное, заниматься художественным творчеством, способность преображаться под его воздействием не является врожденным свойством человека. Потенциальные способности к восприятию прекрасного требуют развития, совершенствования. Искусство как совокупность различных форм и видов художественного творчества возникло в глубокой древности, о чем свидетельствуют наскальные рисунки первобытных людей. К настоящему времени искусство существует как система различных типов и видов творчества. Следует выявить их, определить их специфику. Важно показать, как в основе искусства – художественном образе, происходит соединение объективного и субъективного, реального и воображаемого, общего и уникального. Художественный образ в литературе, живописи, музыке, других видах искусства может обладать большой художественной силой, вызывать острый эмоциональный отклик людей, воспринимающих его, влиять на их мировоззрение, прежде всего на смысложизненные ориентиры, систему ценностей. В связи с этим необходимо выявить функции и назначение подлинного искусства.

Мораль выступает как способ регуляции поведения людей. Возникнув в глубокой древности, мораль выполняла и выполняет в обществе важнейшие функции выработки неписаных правил человеческого общежития, влияния на поведенческие качества личности. Именно мораль выражает стороны социального опыта, обобщающие представления о добре и зле, добродетели и пороках, правильном и неправильном отношении человека, прежде всего, к другим людям, а также к различным явлениям окружающей действительности. Выявив сущность морали и ее значение, следует сопоставить понятие морали с понятием нравственности и нравственной культуры. Необходимо обратить внимание на структуру нравственной культуры и сложную диалектику ее составляющих (моральное сознание и реализация нравственных принципов и норм в поведении человека), основные категории морали (добро и зло, честь, долг, достоинство, моральный выбор, нравственный идеал) и средства ее поддержания (совесть, общественное мнение).

Не существует на Земле культуры, страны, народа, где не было бы религиозных верований, представлений, веры. Трудно привести пример иной составной части культуры, которая оказала столь же большое влияние на ход истории, судьбы миллионов людей, развитие духовной сферы в целом. Религия выступает как сложный феномен, имеющий свою сущность, специфику, историю и логику развития. Но и по ряду противоречий, возникающих в процессах философского осмысления этого явления, религия так же, пожалуй, не имеет себе равных. Для верующего человека религия, причем именно та, которую он исповедует, является основой его личного бытия, вечным воплощением духовной жизни, сама постановка вопроса о происхождении религии, о разновидностях религии может показаться для него бессмысленной. Но и философы, пытающиеся исследовать религию со светских позиций, приходили к различным суждениям по поводу ее оснований, сущности, предназначения. Рассматривая данную проблему, следует проанализировать наиболее распространенные варианты определения этого понятия. При этом следует иметь в виду, что многообразие религий, их особенности и специфика осложняют разработку универсального определения религии. Работая над вопросом, следует указать основные теории, объясняющие происхождение религии, проанализировать возможные определения этого феномена, предложенные в философском знании. Выявив структуру религии, важно рассмотреть связи между ее основными элементами, проследить основные тенденции в развитии религии (от первобытных верований к политеистическим религиям и далее к монотеизму), выделить типы религии по степени распространенности, охарактеризовать основные функции религии (мировоззренческую, компенсаторную, регулятивную, коммуникативную), показать возможные противоречия в роли религии в культуре, обществе и судьбе отдельного человека.

Изучая пятый вопрос, следует охарактеризовать условия, которые предопределяют глубокие изменения, происходящие в сфере духовности в современном мире, прежде всего, выявить, как влияет на духовность, понимаемую как единство Истины, Добра и Красоты, господство современной массовой культуры. Важно обратить внимание на факторы, которые стимулируют диффузию духовности в масштабах планеты, в частности, доминирование предпринимательской экономики, развитие СМИ и коммуникационных технологий. Важно показать, каким образом огромные массы людей удается сориентировать на удовлетворение примитивных эгоистических потребностей, продиктовать им упрощенные представления о целях жизни и самой жизни, как часть обычных человеческих потребностей утрачивает естественный и приобретает искусственный, раздутый характер: человек становится ненасытным в поисках удовольствий, развлечений, бесконечно алчным потребителем вещей и услуг. Необходимо проследить, какие превращения происходят под воздействием этих факторов в отдельных областях духовной культуры, чем подменяются стремления к мудрости, нравственности, пониманию прекрасного в современном мире, как культура соотносится с бескультурием, каковы перспективы дальнейшего наступления бездуховности. Необходимо установить основания, позволяющие человеку «быть собой», оставаться самостоятельным, сохранять духовные приоритеты в условиях агрессивной бездуховности.

Для изучения шестого вопроса необходимо охарактеризовать защитные механизмы культуры, препятствующие ее деградации и разрушению, – традиции, обычаи, менталитет. Менталитет, выступающий как интегральный элемент, соединяющий сознание и бессознательное в психике индивида, человека и общность, к которой он принадлежит, формирующий основные установки сознания, нерационализируемые особенности систем ценностей, опосредованные определенной культурой, не поддается целенаправленным манипуляциям. Цели социокультурного развития, поставленные без учета особенностей менталитета, реализовать невозможно. Следует показать, каковы факторы, обусловившие особенности менталитета восточных славян (коллективизм общинного типа, особые ожидания, возлагаемые на государство, установки равенства и справедливости и др.). Важно проанализировать соотношение специфики менталитета восточнославянских народов со стандартами западноевропейской рациональности, оценивая желаемые и действительные результаты реализации различных социальных и экономических проектов в историческом бытии восточнославянских народов. Следует охарактеризовать перспективы развития восточнославянских культур в соответствии с логикой современных «западников», «славянофилов» и «евразийцев», показать их возможные результаты.

Темы для докладов и дискуссий

1. Цивилизация как агония и смерть культуры?

2. Диалог культур: Восток и Запад.

3. Глобализация и проблема сохранения социокультурного многообразия человечества.

4. Глобализационный проект унификации мира: утопический замысел или реальная перспектива.

5. Проблема соотношения природного и культурного начал в человеке.

6. Космоцентризм городской культуры: драма противостояния.

Примеры многоуровневых творческих заданий

1. Человек немыслим вне и помимо культуры. Человеческое дитя, взращенное животными, в отличие от героя сказки Р. Киплинга «Маугли», не способно мыслить, говорить, по-настоящему адаптироваться к жизни в человеческом окружении с его нормами, ограничениями, запретами. Механизмы культуры, действующие в обществе, «включают», а затем шлифуют, развивают способность человека к членораздельной речи, абстрактному мышлению, труду, творчеству. В то же время в последнем столетии в западноевропейской культуре и культурах, на которые она оказала глубокое влияние, наблюдаются тенденции активного отказа от устоявшихся норм и правил, традиций и запретов…

Продолжите рассуждение, стараясь проанализировать перспективы указанных тенденций, их позитивные последствия и возможные опасности. В системе аргументов используйте знания по истории философии, к примеру, идеи концепции прогресса, сформировавшиеся в эпоху Просвещения, представления о структуре психики, разработанные в философии психоанализа, а также материал первоисточников, помещенный выше. Постарайтесь, в конечном счете, сформулировать собственное мнение по вопросу о значении традиций в жизни общества и отдельного человека. Подумайте, как сохранение запретов и норм культуры или, наоборот, отказ от них соотносится с тенденциями развития нашего общества в последние десятилетия; с обстоятельствами жизни близких вам людей; с вашим личным опытом. (4 балла)

3. Заполните таблицу основных философских концепций культуры:

название

автор

работы

основные положения

культурно-исторических типов

__________ ?

Россия и Европа

История человечества – есть смена вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, которые проходят стадии зарождения расцвета и гибели.

__________ ?

О. Шпенглер

__________ ?

Культура развивается как смена независимых друг от друга циклов, последний из которых – цивилизация является гибелью культуры

дионисийского и аполлонийского в культуре

_________ ?

Рождение трагедии из духа музыки

Противостояние двух начал отражают полноту жизни и источник культуры

___________ ?

Г. Зиммель

Конфликт современной культуры

Культура состоит из устойчивых общественных форм (религия, семья, мораль, общение и пр.) и развивается благодаря их эластичности, гибкости

символическая

__________ ?

Философия символических форм

Культура является синтезом различных символов (язык, искусство, религия),

___________ ?

П. Сорокин

Социокультурная динамика

Все явления культуры объединены в единую сверх (супер) систему благодаря единым принципам и ценностям

осевого времени

__________ ?

______________ ?

Различные очаги древних культур образовались и развиваются благодаря наличию религиозно-духовной «оси»

____________ ?

А. Тойнби

_____________ ?

Развитие цивилизации происходит благодаря достойному «Ответу» общества на «Вызов» истории

___________ ?

З. Фрейд

Психоанализ и культура

Бессознательное Оно противостоит Сверх-Я. В результате сублимации образуется культура.

коллективного бессознательного

________ ?

Метаморфозы и символы либидо

Культура образуется как форма архетипного изначального психического опыта, передаваемого биологически по наследству

__________ ?

________ ?

Человек играющий

Культура является продуктом «играющего человека» в ходе становления и развития общества

(3 балла)