Смекни!
smekni.com

Основания применения условного осуждения и его содержание (стр. 4 из 17)

Таким образом, индивидуализация уголовной ответственности есть обусловленная ее дифференциацией конкретизация и детализация различных форм реализации уголовной ответственности. Она предполагает выбор правоприменителем конкретной меры и объема уголовной ответственности из числа всех мер уголовно-правового характера, дифференцированных законодателем в УК РФ. В настоящее время в российском уголовном законе имеются следующие меры уголовно-правового характера: наказание; принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные ст. 92 УК РФ; виды освобождения от наказания по нормам главы 12 УК РФ; условное осуждение.

Основным аргументом в пользу того, что условное осуждение является особым порядком индивидуализации уголовной ответственности, а не наказания, является утверждение о том, что индивидуализация наказания осуществляется на этапе как назначения, так и исполнения; она имеет в значительной степени уголовно-исполнительную природу. Индивидуализация же уголовной ответственности — это всегда этап назначения наказания или применения иной меры уголовно-правового характера, что регулируется исключительно I уголовным правом. Для подтверждения данного тезиса рассмотрим роль условного осуждения как средства индивидуализации как уголовной ответственности, так и наказания.

Индивидуализация (а также и дифференциация) уголовной ответственности и наказания осуществляются с применением определенных средств и методов. О том, что ими является, в науке нет единства мнений. По общему правилу средство дифференциации (индивидуализации) — это предусмотренное законом изменение размера, вида и характера мер уголовной ответственности и наказания в определенном направлении и объеме[28].

Индивидуализация уголовной ответственности (а также и индивидуализация наказания) проводится на этапе правоприменения в отличие от дифференциации, проводимой на уровне правотворчества. Применительно к индивидуализации уголовный закон устанавливает только общие, базовые принципы в соответствующих нормах. Правоприменитель на основе материалов конкретного уголовного дела, согласно проведенной законодателем дифференциации норм уголовной ответственности, индивидуализирует ее по отношению к каждому лицу, совершившему преступление: квалифицирует общественно опасное деяние, устанавливает виновность обвиняемого, смягчающие и отягчающие обстоятельства—квалифицирующие и привилегирующие признаки, характер и размер причиненного преступлением ущерба и т.д. Таким образом, если субъектом дифференциации уголовной ответственности является только законодатель, то субъектами индивидуализации уголовной ответственности могут быть суд, следователь, прокурор, дознаватель, т.е. все лица, осуществляющие предварительное расследование и судебное разбирательство.

Субъектом применения условного осуждения как средства индивидуализации уголовной ответственности является только суд. Назначая осужденному наказание, неприменяемое условно, суд конкретизирует нормы ст. 73 и 74 УК РФ применительно к данному лицу: определяет ему испытательный срок, возлагает обязанности с учетом его личности и т.д. Придя к выводу о применении условного осуждения, суд принимает решение, что уголовная ответственность, которую обязано понести данное лицо, будет полностью исчерпана применением к нему условного осуждения. Таким образом, именно посредством условного осуждения суд осуществляет реализацию уголовной ответственности.

В частности, многими авторами обосновывается утверждение о нежелательности применения к условному осуждению ст. 64 УК РФ[29]. Применение условного осуждения как уголовно-правовой меры, альтернативной наказанию, уже выступает ему смягчением. Назначение наказания, признаваемого условным, — это уже фактическое выполнение норм ст. 64 УК РФ, следовательно, дополнительное снижение срока наказания будет означать, фактически, повторное применение данной статьи.

Советским районным судом г. Самары Ю. признан виновным в том, что 07.01.2005 примерно в 3 час. 40 мин. на пересечении улиц 22 Партсъезда и Победы г. Самары, вступив в преступный сговор с неустановленным лицом на хищение чужого имущества, подошел к ранее незнакомой С. и представился работником милиции. Неустановленное лицо попросило у С. сотовый телефон, чтобы позвонить. После этого Ю. и неустановленное лицо, сознавая открытый характер своих действий, завладели телефоном стоимостью 11 930 руб. и скрылись с места преступления.

Он же 11.02.2005 примерно в 19 час. 15 мин., вступив в преступный сговор с неустановленным лицом на хищение чужого имущества, на остановке "Госпиталь ветеранов" на ул. 22 Партсъезда г. Самары подошли к ранее незнакомому Ц., представились сотрудниками милиции и попросили пройти с ними в отдел внутренних дел. После этого они прошли в арку дома 56 по ул. 22 Партсъезда, где нанесли Ц. удар по голове, отчего он упал и потерял сознание. Ю. и неустановленное лицо похитили у Ц. деньги в сумме 15 000 руб., после чего скрылись с места преступления.

Ю. осужден по ст. 161 ч. 2 п. "а" УК РФ к 2 годам 6 мес. лишения свободы без штрафа, по ст. 161 ч. 2 п. "а, г" УК РФ - к 3 годам лишения свободы без штрафа. На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ к 3 годам 6 мес. лишения свободы без штрафа. На основании ст. 73 УК РФ - условно, с испытательным сроком 3 года.

В кассационном представлении прокурор просил отменить приговор в связи с чрезмерной мягкостью назначенного Ю. наказания.

Судебная коллегия с доводами представления согласилась по следующим основаниям.

Назначая Ю. условную меру наказания, суд не в полной мере учел характер и степень общественной опасности совершенных преступлений.

В представлении обоснованно указано на дерзость совершенных преступлений, т.к. Ю. совершал преступления в форме работника милиции, представлялся сотрудником милиции, однако суд не учел это обстоятельство.

Оба преступления относятся к категории тяжких, совершены в короткий промежуток времени, что свидетельствует об опасности Ю. как лица, склонного к совершению тяжких преступлений.

Кроме того, Ю. не имеет регистрации в г. Самаре. Однако суд обязал его не менять постоянного места жительства и в то же время получить регистрацию в г. Самаре.

Судебной коллегией приговор отменен ввиду чрезмерной мягкости назначенного наказания, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе судей[30].

Таким образом, об условном осуждении справедливо вести речь как о средстве индивидуализации уголовной ответственности, а не наказания, что подтверждает правомерность сформулированного нами определения условного осуждения.

Проведенный нами анализ уголовных дел показал, что они расследуются в обычном порядке, не взирая на то, какая мера уголовно-правового характера будет предъявлена виновному, в том числе условное осуждение. К тому же в УК РФ и УПК РФ нет ни одного положения, которое бы обязывало следователя, дознавателя или прокурора устанавливать на стадии предварительного расследования какие-либо правовые обстоятельства, необходимые для применения именно условного осуждения. Это свидетельствует о том, что принятие решения об условном осуждении происходит на стадии судебного разбирательства, что именно здесь происходит в особом порядке индивидуализация уголовной ответственности.

Следующий признак условного осуждения — назначение осужденному конкретного вида наказания. С четом предназначения условного осуждения в качестве наказаний, которые суд постановляет считать условными, не могут применяться любые из указанных ст. 44 УК РФ. На это указывает множество ученых[31]. Какие именно из них следует назначать как условно исполняемые, будет рассматриваться во второй главе настоящего исследования. Здесь же можно указать признаки, присущие наказаниям, которые признаются условными:

- срочность;

- только основные наказания;

- достаточная для исправления условно осужденного строгость или суровость;

- их более реальное обеспечение оптимизации целей наказания.

Теперь рассмотрим такой признак условного осуждения, как сопутствующее назначению наказания освобождение от его реального отбывания на период испытательного срока.

Прежде всего, это фактическое состояние условно осужденного, а не специально установленный для него статус. Формулируя определение условного осуждения, мы утверждаем, что это особый порядок индивидуализации ответственности, а не условное освобождение от реального отбывания наказания. Последнее не является целью, а всего лишь констатируется. Смысл условного осуждения состоит в том, чтобы предоставить осужденному возможность достичь собственного исправления, не принуждая его к реальному отбыванию наказания. Речь идет именно об условном освобождении, ибо виновный реально привлечен к уголовной ответственности и считается судимым со всеми уголовно-правовыми последствиями судимости (рецидивом при совершении нового преступления (ст. 63 УК РФ); признанием состава нового преступления квалифицированным, или особо квалифицированным; назначением более строгого наказания при рецидиве преступлений, если первое и второе преступления умышленные, и др.), а также ее социальными последствиями (невозможностью устроиться на государственную работу, связанную с режимом секретности; обязанностью указывать сведения о судимости во всех официальных анкетах; негативным общественным отношением и т.п.).

Следующим признаком условного осуждения является то, что обеспечение условий освобождения осужденного от реального отбывания наказания осуществляется путем исполнения обязанностей, возложенных на него приговором суда. Автор исследования исходит из того, что суд обязан возлагать в каждом конкретном случае определенные обязанности на условно осужденного. Ряд обязанностей должен быть предусмотрен в самом УК РФ для всех без исключения условно осужденных, например, требование не менять постоянного места жительства, работы или учебы без разрешения специализированного государственного органа как необходимое условие осуществления контроля за условно осужденным. Иные обязанности должны возлагаться судом при вынесении приговора, а при необходимости — специализированным государственным органом в течение испытательного срока[32].