Смекни!
smekni.com

занятий творческой лаборатории школьника по теме «овладение тайнами словесного мастерства. Проза» (стр. 2 из 3)

Содержание программы творческой лаборатории школьника

«Овладение тайнами словесного мастерства. Проза»

(34 часа в год, 1 час в неделю)

Тема 1. Художественное произведение как эстетический объект (2 часа)

Различные формы освоения мира: понятийно-логическая, религиозная, философская, чувственно-образная. Диалог между читателем и автором. Талант читателя.

Практическая часть.

Анализ содержания рассказа И.С. Тургенева «Свидание» (цикл «Записки охотника») и миниатюры «Надпись на валуне» из книги К.Г. Паустовского «Золотая роза».

Организация беседы-дискуссии по теме: «Чтение с интересом?!»

Тема 2. Композиция художественного произведения. (4 часа)

Архитектоника текста:

- пролог, эпилог, членение текста на главы, части;

- приложения, примечания, комментарии автора;

- включение эпиграфов, посвящений;

- вставные тексты, лирические, исторические, философские отступления.

Композиция образного строя (центральные и второстепенные (эпизодические) образы, основные образные подсистемы и их взаимодействие).

Композиция фабулы (количество фабульных линий, их содержание, своеобразие завязки, кульминации, развязки в основной фабульной линии).

Типы композиций.

Практическая часть.

Анализ рассказа А.С. Пушкина «Выстрел» из цикла «Повести Белкина»

Выполнение дифференцированных заданий к теме «Сюжет и композиция»*.

Тема 3. Автор и повествователь в художественном произведении. (2 часа)

Образ повествователя. Образ рассказчика. Точка зрения в литературном произведении. Полифония. Открытый финал художественного произведения.

Герменевтика. А.А. Потебня об интерпретации художественного произведения. Мнение М.М. Бахтина о диалоге между автором и читателем.

Практическая часть.

Опыт самостоятельного анализа художественного произведения: Б. Екимов «Ночь исцеления».

Составление презентации по теме: «То, что вечно, - человечно».

* Предложенные в Приложении 1 дифференцированные задания к теме «Сюжет и композиция» примерны и зависят от желания педагога и уровня подготовки учащихся.

Тема 4. Художественная речь литературного произведения. Средства выразительности в языке произведения. (5 часов)

Эстетическая функция языка художественной литературы. Понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы».

Простейшие формы языковой игры: балагурство, острословие.

Специальные средства словесной образности: тропы (метафора, олицетворение, метонимия, гипербола, литота, гротеск, эпитет, ирония) и фигуры (сравнение, антитеза, оксюморон, параллелизм, повтор, инверсия, градация, риторический вопрос).

Лексический уровень речи (тематические поля; «эмоциональная», «цветовая лексика»; синонимические ряды и антонимические пары; лексика ограниченного употребления; слова в авторском значении; ключевые слова для текста).

Морфемный уровень речи.

Морфологический уровень речи. Синтаксический уровень речи.

Стилистический уровень речи (средства каких стилей речи присутствуют в тексте; средства с высокой и сниженной стилистической окраской, их роль; есть ли нарушения норм словообразования, сочетаемости слов, какой эффект это вызывает).

Практическая часть.

Анализ эпизодов из книги М. Пришвина «Незабудки».

Исследование художественного текста: Л.Н. Андреев «Друг», стихотворения в прозе

И.С. Тургенева (по выбору учителя и учащихся) **.

Тема 5. Содержание художественного произведения. (4 часа)

Тематика эпического текста как смысловое поле (осмысление автором национально-, социально-, исторически- и биографически-конкретного материала).

Жизненная правда и художественный вымысел в произведении.

Проблема художественного произведения. Типология проблем:

- историческая проблематика;

- психологическая проблематика;

- нравственная проблематика;

- философская проблематика;

- национальная проблематика.

Конфликт художественного произведения (открытое и скрытое противостояние).

Идея художественного произведения.

Практическая часть.

Определение типологии проблем в рассказах К.Г. Паустовского «Пачка папирос»,

Е. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро».

** Примерный план характеристики особенностей языка художественного произведения см. в Приложении 2.

Тема 6. Предмет и герой в художественном произведении. (4 часа)

Понятие «герой» (основной участник художественного действия). Понятие «персонаж» (участник отдельных эпизодов художественного действия). Отношения между персонажем и автором.

Идеальный герой. «Вечные образы» в художественной литературе.

Художественная деталь. Основные группы деталей: сюжетные, описательные, психологические (литературовед А.Б. Есин). Подробность текста.

Предметный мир произведения.

Предмет как средство создания образа человека.

Предмет как самостоятельный персонаж.

Предмет как символ.

Практическая часть.

Автор и персонажи в повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая».

Деталь в рассказах А.П. Чехова (по выбору учителя и учащихся).

Реализация гуманитарного проекта «Современные притчи».

Тема 7. Портрет в художественном произведении. (3 часа)

Изобразительные и характерологические функции портрета. Портрет как средство выражения авторской оценки героя. Типы литературного портрета: статический, динамический, подробный, эскизный.

Практическая часть.

Анализ портрета в литературном произведении: отдельные главы из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души», рассказы А.П. Чехова, И.С. Тургенева (по выбору учителя и учащихся)*.

Литературная игра «Портрет интересной Личности».

Тема 8. Пейзаж и интерьер в художественном произведении. (4 часа)

Пейзаж и интерьер как частные случаи образа пространства в произведении.

Основные функции пейзажа в произведении:

- играет роль декорации;

- средство определения существенных свойств окружающего мира;

- средство выражения авторской позиции в произведении;

- средство создания образа персонажа.

Художественное мастерство авторов при создании словесных пейзажных зарисовок: подробные, тонкие пейзажи И.С. Тургенева, гротескные и символичные пейзажи Н.В. Гоголя, избегающие избыточных тропов, превращающие в поэзию привычные виды пейзажи А.С. Пушкина.

* Примерные вопросы для анализа портрета литературного героя см. в Приложении 3.

Основные принципы построение пейзажа*.

Понятие «художественный интерьер». Роль художественной детали при описании пространства жилища.

Практическая часть.

Анализ отрывков из повести И.С. Шмелёва «Лето Господне», отдельных глав из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Тема 9. Эпизод в художественном произведении. (4 часов)

Понятие «эпизод». Место эпизода в фабуле произведения. Причинно-следственная (концентрический сюжет) и временная (хронологический сюжет) связь эпизодов в художественном произведении.

Выделение идейно значимых, «переходных» (А.М. Антипова), вводных эпизодов.

Роль эпизода в приближении героя и автора к читателю.

Практическая часть.

Анализ эпизода из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» по плану*.

Анализ эпизода из повести В. Железникова «Чучело».

Обмен творческими идеями: «Вкус книги».

Тема 10. Итоговая читательская конференция «Человек в мире литературы». (2 час)

Обмен творческими идеями: отзыв о любимой (самостоятельно прочитанной) книге.

Практическая часть.

Интерпретация самостоятельно прочитанного произведения, составление презентации.

* Примерный план анализа пейзажа см. в Приложении 4.

** Примерные вопросы для анализа эпизода и художественного произведения см. в Приложении 5.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

«ОВЛАДЕНИЕ ТАЙНАМИ СЛОВЕСНОГО МАСТЕРСТВА. ПРОЗА»

Приложение 1

Дифференцированные задания к теме «Сюжет и композиция»

Вариант I

1. Назовите известные вам композиционные приемы. В чем состоит их сущность и художественный смысл?

2. Определите, какой композиционный прием использует автор и как это помогает раскрыть авторскую идею?

Б. Пастернак

Снег идет, снег идет. Потому что жизнь не ждет

К белым звездочкам в буране Не оглянешься – и святки.

Тянутся цветы герани Только промежуток краткий

За оконный переплет. Смотришь, там и Новый год.

Снег идет, и все в смятенье, Снег идет, густой-густой.

Все пускается в полет, – В ногу с ним, стопами теми,

Черной лестницы ступени, В том же темпе, с ленью той

Перекрестка поворот. Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Снег идет, снег идет, Может быть, за годом год

Словно падают не хлопья, Следуют, как год идет,

А в заплатанном салопе Или как слова в поэме?

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака, Снег идет, снег идет.

С верхней лестничной площадки, Снег идет, и все в смятенье:

Крадучись, играя в прятки, Убеленный пешеход,

Сходит небо с чердака. Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

Вариант II

1. Что такое композиция? Каковы ее основные функции?

2. Определите тип внесюжетных элементов и их роль в литературном произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (отрывок, текст прилагается)

От слов «… Я находился в том состоянии чувств души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях…» до слов «… Ужас и недоумение овладели мною…»

Приложение 2