Смекни!
smekni.com

занятий творческой лаборатории школьника по теме «овладение тайнами словесного мастерства. Проза» (стр. 3 из 3)

Примерный план характеристики особенностей языка художественного произведения.

1) Выявить в тексте тропы и фигуры; определить, насколько часто они встречаются, какие виды тропов преобладают.

2) Определить, какими языковыми средствами пользуется автор в создании словесных образов на лексическом, морфемном, морфологическом, синтаксическом, стилистическом уровнях.

3) Выявить ключевые слова текста, мотивировать их выбор.

Приложение 3

Примерный план анализа портрета в литературном произведении.

1) Общая информация, содержащаяся в портретных деталях:

- физические данные персонажа;

- его манера одеваться и манера держаться;

- социальное происхождение и положение персонажа;

- есть ли детали портрета с символическим значением;

- есть ли детали портрета, напоминающие о персонаже другого произведения или о реальном историческом лице.

2) Определите принцип построения портрета (эскизный или подробный).

3) Определите, какие языковые выражения (прямое или переносное значение, с объективным или субъективно-оценочным значением) преобладают в построении портрета; выделите наиболее яркие тропы.

Приложение 4

Примерный план анализа пейзажа в литературном произведении.

1) Выделить в произведении основные картины пейзажа: природа, город, сельская местность, космос, и т.д.

2) Установить порядок и закономерность смены пейзажных картин в художественном произведении, их связь с событиями.

3) Определить основные принципы создания пейзажа: обобщённый или детализированный, динамичный или статичный.

4) Определить авторскую оценку пейзажа и средства её выражения.

5) Определить художественные функции пейзажа:

- собственно изобразительная;

- средство создания образа героя и раскрытие его внутреннего мира;

- средство создания картины мира и выражения авторского отношения к нему.

6) Выделить средства создания словесных пейзажей (тропы, художественные детали).

Приложение 5

Примерный план анализа эпизода в литературном произведении.

1. Минисюжет.

2. Проблема (вопрос), решаемая автором в эпизоде.

3. Герои эпизода, их отношение к событию, проблеме, друг другу.

4. Портретная характеристика героев.

5. Пейзаж и его смысловая нагрузка.

6. Поведение действующих лиц, поступки или слова героев, через которые раскрывается характер, внутренний мир личности.

7. Авторское отношение к событию.

8. Авторское отношение к проблеме.

9. Психологическое мастерство автора.

10. Художественные приемы, используемые автором:

• изобразительные средства; • художественная деталь; • цвет, свет, звук.

11. Эпизод как часть целого:

• определить тип эпизода (идейно значимый, кульминационный, побочный);

• роль эпизода в произведении: как готовит нас эпизод к последующему ходу событий?

План анализа прозаического произведения

1. История создания произведения.

2. Жанр произведения.

3. Тематика и идея произведения. (Важно уяснить, что тем в произведении может быть много, но главная — только одна, основная).

4. Проблематика произведения. (Как правило, в русской литературе проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными многим произведениям).

а) Проблема поиска положительного героя;

б) Проблема смысла жизни (счастья);

в) Проблема чувства и долга (уже - проблема любви);

г) Проблема отцов и детей.

5. Образная система. Здесь нужно подробно разобраться, для чего нужен тот или иной персонаж, понять его функцию и роль.

6. Конфликт (какой, сколько конфликтов, как они показаны в произведении).

7. Художественные особенности.

а) Композиция (форма, построение произведения): экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

Если в произведении несколько сюжетных линий, то следует разобрать все композиционные части для каждой из них.

б) Художественные приёмы.

  • Портрет.
  • Интерьер.
  • Психологизм: изображение поступков героев, их переживаний (исповедь, монолог, диалог, авторская речь, комментарии, мнения других персонажей).
  • Роль художественных деталей для характеристики героя.
  • Приём антитезы.
  • Юмор, сатира, ирония, гротеск, фантастика.

8. Полемика вокруг произведения или точки зрения критиков и современников.

Естественно, что в анализе могут быть освещены не все аспекты, указанные выше, а лишь те, которые наиболее полно и точно раскрывают специфику произведения.

План рецензии на рассказ.

1. Несколько слов об авторе и о времени создания рассказа.

2. Сюжет.

3. Проблема, поставленная автором.

4. Характеристика героев рассказа:

o портрет;

o поступки или слова, через которые раскрывается характер;

o авторское отношение к герою (героям).

5. Роль пейзажа.

6. Психологическое мастерство автора.

7. Художественные приемы, используемые автором.

8. Основная мысль рассказа.

9. Ваше впeчатление от рассказа.

Список литературы для учителя и учащихся

1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Просвещение, 1975.

2. Богданов А.Н., Юдкевич Л.Г. Методика литературоведческого анализа. – М.: Просвещение, 1969, 125 стр.

3. Бореев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы. Энциклопедический словарь терминов. – М.: Просвещение, 2003, 400 стр.

4. Библиотека отечественной классической художественной литературы в 100 томах./Сост.

Л.С. Калюжная, Г.В. Иванова. – М.: Дрофа, Вече, 2003.

5. Дымарсий М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст.- СПб., 1999.

6. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М.: Наука, 2000,

250 стр.

7. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. – М.: Просвещение, 1988, 400 стр.

8. Программы образовательных учреждений. Литература. /Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2007.

9. Серия «Школа классики». Книга для ученика и учителя./Сост. Э.Л. Безносов. – М.: АСТ, Олимп, 1996.

10. Словарь устаревших слов. По произведениям школьной программы./Сост. Н.Г. Ткаченко и др. – М.: Айрис-пресс, 1997, 260 стр.

11. Слово. Образ. Смысл. Филологический анализ литературного произведения. Учебное пособие. /Под ред. В.Ф. Чертова. – М.: Дрофа, 2006, 445 стр.

12. Тодоров Л.В. Новая педагогия изящной словесности для грядущего.- М.: 2003, 433 стр.

13. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009, 96 стр.

14. Успенский Б.А. Поэтика композиции. – М.: Просвещение, 1970, 300 стр.

15. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 1997, 400 стр.

16. Энциклопедический словарь юного литературоведа./Сост. В.И.Новиков. – М.: Педагогика, 1988, 415 стр.

Список сайтов для учителя и учащихся

  1. http://www.rubricon.com/ информационно-энциклопедический проект «Рубрикон», содержащий электронные версии словарей и энциклопедий.
  2. http://www.I september.ru/ сайт издательского дома «Первое сентября»
  3. http://www.pereplet.ru/ Интернет-журнал «Русский переплёт».
  4. http://www.greenlamp.narod.ru/ учебный культурологический журнал «Зелёная лампа».
  5. http://magazines.russ.ru электронная библиотека современных литературных журналов Россию
  6. http://www.rvb.ru/ Русская виртуальная библиотека.
  7. http://www.klassica.ru/ электронная библиотека классической литературы.
  8. http://www.e-kniga.ru/ электронная библиотека художественной литературы.