Смекни!
smekni.com

Развитие теоретического знания в изучении межэтнических браков (стр. 2 из 3)

«Самая древняя форма всех обществ и единственная естественная — это семья, — писал, например, Жан-Жак Руссо. —... Если угодно, семья является первым образцом политического общества: отец — прообраз вождя; дети — прообраз народа...» [3]. «Общество, состоящее из семьи, — подчеркивал Ж.А. Кондорсэ, — естественно, возникает у людей... Семья, осевшая на почве, доставлявшей легко средства существования, могла затем размножаться и стать племенем». И эта первоначальная семья мыслилась Кондорсэ как патриархальная. Женщина, по его мнению, была в то время рабой мужчины [4].

Идея Просвещения была крайне необходима людям после «мрачного средневековья». Она несла знания и свет. Пусть у этой эпохи были свои недостатки, хоть и весомые, но она сыграла большую роль в развитии брака семьи. После многовекового простоя у лучших умов человечества накопился импульс, который выразился в Просвещении. Когда эта эпоха закончилась, изучение брака не прекратилось.

Не углубляясь в теорию происхождения брака и семьи, философы этого времени решали проблемы института семьи, который существовал в их время.

Основатель позитивной философии О. Конт видел в обществе не продукт сознательного творчества людей, а естественное явление. При этом он склонен был считать, что общество можно трактовать по аналогии с живым организмом, и что уместно говорить о закономерностях общественного развития. По своей природе социальные явления историчны. Он и семью понимал как историческую и изменяющуюся категорию. Семья — это основной элемент, главная «клеточка» социального организма. Она является посредствующим звеном между индивидом и обществом. Она является естественным источником морального воспитания и выступает как база политической организации. Конт считал, что в рамках семьи существует «семейная связь совсем иной природы, нежели социальная», и «истинное единство» в отличие от самого общества, которое выступает как «внешняя», принудительная сила [2].

Таким образом, семейные отношения Конт понимает как нравственно-эмоциональный союз, основанный на привязанности и взаимной симпатии. Роль семьи состоит в том, что она выполняет посредническую функцию в обществе между индивидом и родом, воспитывает альтруизм, учит преодолевать врожденный человеческий эгоизм.

Э. Дюркгейм отмечает, что в семье есть два типа отношений: между полами и между поколениями. Семья состоит из двух различных союзов. Первый союз — это супружеская пара, которая образуется путём выбора и соглашения, соединяет двух представителей одного и того же поколения, а другой союз — это семейная группа в собственном смысле этого слова, т.е. явление природы, кровное родство, соединяет предыдущее поколение со следующим. Другой союз также древен, как и само человечество, а первый принял организованную форму в относительно позднюю эпоху. Такое разделение позволяет рассмотреть семью не только как брачный союз, но и как социальную группу, к которой принадлежит индивид. Дюркгейм обращал внимание на изменения, которые происходят с семьей:

под влиянием урбанизации и других глобальных социальных процессов семья теряет свои важные функции;

с уменьшением количества членов семьи снижается уровень ее солидарности;

семья становится менее прочной в силу того, что происходит замена брака по договоренности родителей добровольным браком вступающих в него [2].

Шотландский юрист Дж. Мак-Ленна- на (1827-1881) в работе «Первобытный брак. Исследование о происхождении обряда похищения в свадебных церемониях» пришел к выводу, что исходным пунктом в развитии брачных отношений был промискуитет и что отцовскому счету родства у всех народов предшествовал счет происхождения по матери. Он указал — и в этом его несомненная заслуга перед наукой — на широкое распространение и большое значение явления, названного им экзогамией (от греческих экзо — «вне» и гамос — «брак») [5].

Один из ведущих социоантропологов Британии Эдвард Вестермарк в своей фундаментальной работе «История брака» всесторонне изучал различные виды браков, в том числе и браки между разными племенами. «Много брачных запретов распространяются на лиц одной и той же общины, принадлежащих к разным классам и кастам... Религия со своей стороны создала целый ряд препятствий для заключения тех или иных браков. Ни одна магометанка не в праве выходить замуж за христианина, в то время, как магометанин, если он не может найти жену среди единоверцев, может жениться на христианке или еврейке, если сильно полюбит. В средних веках запрещались у христиан брак с иудеями. Современная культура все больше и больше уничтожает преграды между расами, нациями, классами и религиями» [4].

В России, во второй половине XIX в. регулировала семейно-брачные отношения книга Свода законов гражданских «О правах и обязанностях семейных» [11]. Устанавливался брачный возраст для мужчин — в 18 лет, а для женщин — в 16 лет. Также были установлены возрастные ограничения: лицам старше 80 лет вступать в брак запрещалось. Заключение брака зависело не только от согласия вступающих в брак, но и от согласия их родителей, опекунов или попечителей. Запрещались браки с не- христианами. Законным браком считался лишь церковный.

Нормы церковного права регулировали вопросы условий, способа и формы заключения брака. За образец принимались определения, содержащиеся в официальном сборнике церковного права — Кормчей Книге. В учебнике церковного права 1913 г. так описывался брак: «Брак, как образ таинственного союза Христа и Его церковью, есть таинство, соединяющее мужа и жену для полого неделимого общения жизни и низводящее на них дары Божией благодати». Из этого определения следовала обязательная регистрация брака православным священником.

Свод Законов Российской империи начала ХХ в. усложнил законодательство о браке. Церковно-государственное право давало следующее понятие брака: брак основывался на устройстве природы человеческой, данной Творцом первозданной чете, по которому человек инстинктивно ищет восполнения себе в особе другого пола. Это восполнение состоит не в плотском союзе, а кроме него еще и в совокупном удовлетворении всех потребностей человеческой природы и, наконец, в религиозном взаимообщении.

Таким образом, в период с середины до конца XIX столетия сложилась прочная основа в изучении важнейшей и самой интимной сферы человеческой жизни — брачно-семейной. К началу ХХ в. в изучении брака и семьи имелись разнообразные идеи о социальной значимости и исторической изменчивости семьи и брака, определенные теоретические наработки и некоторая эмпирическая база. Межэтнические браки были обычным явлением, но научного изучения таких браков не было.

Питирим Сорокин рассматривает состояние семьи как основной индикатор общественной жизни. Его работы, посвященные семье, не носят фундаментального характера. Однако те факты, которые он изучал, и те выводы, которые он делал на основе анализа семейной жизни, заслуживают самого серьезного внимания. В статье «Кризис современной семьи ( социологический очерк)», пишет о том, что семья, как и все общественные установления, на протяжении своей истории испытала ряд изменений. Она продолжает изменяться и сейчас, развитие ее форм не остановилось. Эти изменения связаны с трансформацией всей остальной социальной жизни, основ современного общества. Основанием союза супругов является брак, который признан государством и заключен в определённой юридической форме, а следовательно, влечет за собой определенные личные и имущественные юридические последствия [2].

В Российской империи в начале XX в. межэтнические браки были мало распространены. Это объясняется преобладанием сельского населения, мало дисперсного в этническом отношении, над городским, что не способствовало возможностям широкого взаимодействия этносов. Однако, демографическое состояние населения дореволюционной России говорит о том, что распространение браков между людьми разных национальностей не зависело впрямую от этнической смешанности населения, диспропорции полов и других демографических характеристик. Основным фактором, влияющим на редкость смешанных браков, были религиозные запреты на браки с иноверцами и глубокие социо-культурные различия между этносами, населяющими Россию. Поэтому в литературе нет упоминания об изучении этого явления.

После революции 1917 г. число межэтнических браков начинает расти. Значительную роль сыграли ослабленное положение религии в стране и утеря ее регламентирующей роли в сфере межличностных отношений людей с разной этической принадлежностью, распространение грамотности и признание Советской властью правового равноправия представителей различных национальностей.

Особый интерес представляют 19201930-е гг., когда было разрушено множество законодательных, политических, религиозных барьеров, препятствующих межэтническому взаимодействию, а интенсивные социальные экономические процессы вывели эти взаимодействия на новый, качественный уровень. Межэтнические браки являются важнейшим индикатором измерения интенсивности межнационального общения.

Однако межэтнические браки в 1930-е гг. в отечественной литературе слабо изучены. Брак и семья, особенно этнические аспекты их формирования, находились в фокусе внимания различных наук, а проблема межнациональных браков и смешанных в этническом отношении семей получила освещение со стороны демографов, этнологов, социологов и отчасти психологов. Среди наиболее интересных как в теоретическом аспекте, так и с точки зрения фактического материала можно отметить работы Л.В. Чуйко «Браки и разводы»(1975), В. И. Козлова «Национальности СССР. Этнодемографический обзор» (1982), А. Сусоколова «Межнациональные браки в СССР» (1997), А.Г. Волкова «Этнически смешанные семьи в СССР: динамика и состав» (1989) и «Этнически смешанные семьи и межнациональные браки» (1991). Существует также достаточно большое количество работ, посвященных смешанным бракам отдельных национальностей в определенных регионах России, начиная с 1950-х гг. [5].