Смекни!
smekni.com

Развитие теоретического знания в изучении межэтнических браков (стр. 3 из 3)

В изученной литературе этого периода термин «межэтнические браки» заменяется другими — «межнациональные браки», «национально-смешанные семьи». Таким образом, можно сказать, что в исследованиях, посвященных изучению межэтнических браков и межэтнической семьи не уделялось особого значения интерпретации этого термина.

В период Великой Отечественной войны межэтнические браки приобрели массовый характер, и на фоне резкого снижения общего количества заключаемых браков доля межэтнических браков по отношению ко всем бракам в этот период возросла. Мощные изменения в структуре межэтнической брачности населения бывшего Советского Союза определены целым рядом факторов, в числе которых наиболее значимы следующие:

снижение с конца 1988-1989-х гг. естественного прироста русских в ряде союзных республик;

рост миграционной активности населения страны с конца 80-х гг.;

проводимая в республиках бывшего СССР этноизбирательная политика.

Это позволяет сделать вывод о том, что установки на смешанный брак детерминируются множеством факторов, среди которых важное значение имеет состояние межэтнических отношений в том или ином регионе, что, в свою очередь, выступает показателем толерантных отношений [10].

Возникнув среди более обеспеченных слоев населения, этот тип семьи с приходом индустриализации стал в значительной степени универсальным для западных стран. Выбор супруга начал зависеть от желания поддерживать с ним отношения, основанные на любви и привязанности. Брак и семья западного типа приобрели тот облик, который в общих чертах сохранился до наших дней».

Особый интерес ученых вызвало изучение динамики межнациональных браков как неотъемлемой черты советского образа жизни. При этом практически все исследователи вплоть до конца существования СССР отмечали неуклонный рост числа межнациональных семей, указывая их важную роль в процессе интернационализации межнациональных отношений.

По результатам исследования научных школ, специализирующихся на социологии и социальной философии этнических взаимоотношений, созданы банки исследований, проведенных по сопоставимым программам этнологии в Татарстане, Эстонии, Грузии, Узбекистане, Молдавии, в ряде других областных центров РСФСР под руководством Ю.В. Арутюняна, О.И. Шкаратана, Л.М. Дробижевой, Д. М. Исхакова, Р.Н. Мусиной и других исследователей. Выполнены работы по научному осмыслению и изучению социального состава народа, населения республик. Этносоцио- логи стремились осуществить комплексный подход и учитывать не только социальнополитические условия в стране, но и конкретную обстановку в республиках.

Л.М. Дробижева [2] отмечает, что разнонациональные браки, с одной стороны, обуславливают этническую ассимиляцию, с другой стороны — объединяют людей, в культурном отношении уже ассимилированных. По мнению В. И. Козлова [5], С. И. Брука, полиэтнические браки в первую очередь способствуют взаимодействию этносов.

В современной литературе выделяют прагматическую, конструктивистскую и онтологическую концепцию возникновения межэтнического брака.

Прагматическая концепция межэтнического брака предполагает, что объяснение его возникновения кроется в оценке качества супруга, принадлежащего к иной этнической группе. Данная концепция опирается на тот факт, что все женихи и невесты строго упорядочены по шкале «качества», в которой учитываются все основные их характеристики ( доход, образование, религиозная принадлежность и т.д.). Выбор по сходству является наиболее оптимальным, когда признаки являются взаи- мозаменяющими [2].

Конструктивистская концепция возникновения межэтнического брака пытается объяснить его социально-психологической интеграцией этнических групп в полиэтническом регионе. Типология Дж. Берри в настоящее время наиболее популярна, и множество исследований выполняются в рамках его теоретической модели. Дж. Берри рассматривает интеграцию в качестве одной из стратегий аккультурации, когда каждая из взаимодействующих групп и их представители сохраняют свою культуру, но одновременно устанавливают тесные контакты между собой, что лежит в основе межэтнического брака. Чем комфортнее межнациональное общение и чем терпимее отношение людей на состояние межнациональных отношений в полиэтническом государстве, тем больше в нем людей, одобряющих и заключающих межэтнические браки [9].

Онтологическая концепция, объясняющая возникновение межэтнических браков, исходит из межличностной аттракции, в основе которой лежит влечение к представителю другого этноса. Ю.В. Арутюнян отмечает: «Суть онтологического подхода такова: основная функция этноса в современном мире состоит в «информационной защите» от нестабильности и неопределенности жизни; такая информационная защита нужна человеку вследствие ограниченности информационных возможностей. Свою функцию этнос выполняет путем поддержания культурной традиции, т.е. путем воспроизводства в новых поколениях тех ценностей, символов, правил поведения, которые он выработал за многие столетия адаптации к природной и социальной среде» [2]. Ослабление влияния традиционных родственных и соседских связей как один из основных факторов роста межэтнических браков отмечалось во многих работах.

Таким образом, изучение межэтнических браков приобретает все большую популярность. Однако необходимо отметить, что приведенная классификация знаний носит условный характер. Это объясняется тем, что практически невозможно отразить все оттенки взглядов и позиций, трудно найти один универсальный принцип, который можно было положить в основу. Поэтому каждый из авторов, работающий над систематизацией подходов и школ, делает акцент на те, или иные свойства изучаемого процесса или явления.

Список литературы

Аристотель. Соч. т. 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru/POEEAST/ ARISTOTEL/nikomah.txt. Загл. с экрана.

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоко- лов А.А. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1999. 271 с.

Бурова С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии. Минск: Право и экономика, 2010. 444 с.

Вестермарк Э. Половые вопросы / Пер. и пред. О. Норвежского. Изд. 2-е. М.: Книжный дом, 2011 С. 38.

Голод С.И. Личная жизнь, любовь, отношения полов. СПб., 1990.

Лафито Ж.Ф. Нравы американских дикарей, сравнительно с нравами первобытных времен. 1724.

Мартин Лютин. История жизни и творчества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=1148 Загл. с экрана.

Платон. Филеб. Государство. Тимей. М.: Мысль, 1999, С. 350.

Соколовский С.В. Подходы к изучению этнической идентификации // СОЦИС. 2003. № 3. С. 23-28.

Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России: сб. науч. ст. / Под ред. Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко. М.: РУДН, 2009. 420 с.