Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 5 (стр. 11 из 12)

щали срок полномочии

должностных лиц.

В годы гражданских неурядиц всё так перепуталось, что Цезарь (недаром его именем благодарные римляне назвали один из месяцев!), решив положить этой путанице конец и будучи Великим понтифи­ком, провёл реформу календаря. Он установил, что в году 365 с четвертью суток.

Продолжительность месяцев стала, таким образом, неодинаковой: в чётных было по 30 дней, а в нечётных по 31. Каждые четыре года к февралю прибавлялся один дополнительный день, который римляне считали неблагоприятным (от этого и весь февраль получил дурную славу). Когда же в кален­даре вместо квинтилия и секстипия появились июль и август, было решено почтить усопших полити­ческих деятелей (к тому же провозглашённых богами!) весьма неожиданным способом. У февраля «отобрали» два дня (отчего он стал самым коротким к вящему удовольствию римлян месяцем в году) и «поделили» их между июлем и августом.

Хорошо известная нам семидневная неделя ведёт происхождение с Востока. О ней говорится и в Библии, но долгое время в Риме таким счётом дней пользовались только христиане. Лишь император Константин Великий в 321 г. н. э. законо­дательно закрепил семидневную неделю. До этого времени римляне вели счёт дней по-другому. В каждом месяце было три постоянных числа. Первое число месяца называлось Календами (отсюда происходит слово «кален­дарь»). День, который делил месяц на две равные половины, римляне называли Идами (от глагола iduere «делить»). В январе, феврале, апреле, июне, августе, сентябре, ноябре и декабре они приходились на 13-е число, а в остальных месяцах на15-е. Девятый день до Ид назывался Нонами (букв. «девятые»). В марте, мае, июле и октябре они приходились на 7-е число, в других же месяцах на 5-е. Числа, предшествующие этим дням, римляне обозначали наречи­ем «накануне». Например, 31 дека­бря для них было днём накануне Январских Календ. Остальные дни месяца обозначались путём отсчёта дней в обратном направлении. Так, 2 января считалось четвёртым днём до Январских Нон (текущий день также включался в подсчёт).

Необычный день был в феврале високосного года. Раз в четыре года римляне дважды отмечали 24 февраля шестой день до Мартов­ских Календ. От «имени» дополни­тельного дня «дважды шестой» (no-латыни bissexfus) и произошло название «високосный».

*

Патриций.

Римлянка.

163

н. э. он был убит заговорщиками. Они наивно думали, что достаточно убить диктатора, чтобы восстановить власть сената и народа. Вместо этого Рим снова оказался ввергнутым в пучину гражданской войны. Ещё дол­гих восемь лет римляне с невероятным ожесточением уничтожали друг друга.

Конец гражданской войне в 29 г. до н. э. положил приёмный сын Цезаря Октавиан. Рим наконец получил долгождан­ный мир, о котором мечтали все и ради которого были готовы отказаться от рес­публиканских свобод и подчиниться воле единоличного правителя. Октавиан был блестящим политиком, очень точно улав­ливающим настроения различных слоёв общества. Он не стал раздражать римлян откровенной демонстрацией своего все­властия. Объявив себя лишь «первым среди равных», принцепсом, он провоз­гласил наступление всеобщего мира и «золотого века». Сенат наградил Октавиана за его заслуги почётным титулом Ав­густ — «возвеличенный богами». Наступ­ление «золотого века» означало, что Рим как бы достиг той цели, ради которой его создали боги: объединил под своей вла­стью весь «круг земли».

Действительно, первые два века, про­шедшие после утверждения в Риме поли­тической системы, получившей название «принципат», были временем наивысше­го расцвета Римской державы. Рим боль­ше не ведёт крупных завоевательных войн. Лишь император Траян (98— 117 гг. н. э.) совершает последние присо­единения новых территорий. Большинст­во же правителей занимаются внутренни­ми делами громадного государства. По всей империи возводятся многочисленные горо­да — уменьшенные копии Рима с цирками, амфи­театрами, термами (банями). Сам Рим из господствующей над завоёванными провинциями общины превращается в столицу единого средиземноморс­кого государства с огромным многонациональным населением. В этом государстве живут уже не граж­дане, а подданные императора. Все, от сенатора до простолюдина, зависят от его воли, ко­торая стала законом. Вместо равенства граждан возникают отношения личной зависимости, особенно тяжело отразив­шиеся на положении «маленьких лю­дей», которое всё больше приближается к рабскому.

Как уже было сказано, наступление «золотого века» означало конец пути, исполнение божественного предназначе­ния Рима. Но мысль о вечности и неиз­менности существующего порядка, осо­бенно если он далёк от провозглашённо­го идеала, угнетает душу человека. Жизнь начинает казаться бессмыслен­ной, и тогда он обращается к Богу. Ре­лигия давала ощущение свободы от внешнего мира, недоступного для совер­шенствования, и открывала безгранич­ные возможности для познания внутрен­него мира человека. Поэтому в I—II вв. н. э. повышается интерес к религии, ко всему необычному, чудесному. Посколь­ку традиционные, официальные формы религии были прочно связаны с устано­вившимися в Римской империи поряд­ками, начинают возникать новые рели­гиозные учения. Одним из них стало христианство. Связанное теснейшими узами с античной культурой, оно выра­ботало в то же время совершенно отлич­ный от греко-римского взгляд на мир, на человека и его предназначение. Приня­тие христианства большинством населения Римской империи в III—V вв. н. э. означа­ло, что наступает новая эра, открывается другая страница истории.

Гладиаторские шлемы.

ИМПЕРИЙ

Римляне называли империем высшую власть в государстве. Этот термин происходит от гла­гола imperare — «управлять, властвовать» и буквально означает «приказ», «приказание».

Первоначально империем распоряжался царь. Он руководил государством, был верховным глав­нокомандующим, верховным судьёй и верховным жрецом. Иначе говоря, в начале римской истории в понятие «империй» входило представление о выс­шей гражданской (исполнительной, законодатель­ной и судебной), военной и духовной власти, нераз­рывно соединённых в руках одного лица — главы общины.

С падением царской власти и установлением рес­публики в 510 г. до н. э. у римлян сложилось пред­ставление, что верховным носителем империя яв­ляется сам римский народ. Любопытно, что и в пре­делах собственного хозяйства любой гражданин Ри­ма обладал «домашним империем», т.е. абсолют­ной властью над всеми членами семьи.

В республиканскую эпоху различались три вида империя: большой, малый и полный. Полный им­перий имел диктатор, остальными наделялись выс­шие магистраты, избранные на народном собрании. То есть на народном собрании верховный носитель империя — народ — передавал право временного пользования им лицам, облечённым высшей вла­стью в государстве. Символом империя были лик­торы, сопровождавшие высших магистратов.

164

В более узком смысле в этот период понятие «им­перий» употреблялось для обозначения права ко­мандования римским войском, отсюда происходит термин «император», который первоначально обо­значал лишь верховного главнокомандующего. Привилегией императора было право праздновать триумф в случае победы над неприятелем, а также право наказывать подчинённых ему граждан, вы­носить приговоры в суде и вносить предложения на народном собрании.

Большой империй имели консулы. В это понятие входили высшая государственная власть и верхов­ное главнокомандование во время войны.

Малым, или, лучше сказать, младшим, империем распоряжались преторы — младшие коллеги консулов и их заместители.

Все остальные магистраты империем не распо­лагали: их полномочия рассматривались как potestas — «власть». Они могли лишь выражать своими высказываниями волю государства, обязательную для выполнения, добиваться повиновения своим распоряжениям, налагать штрафы и удерживать вещи до уплаты долга.

На территории Рима любой вид империя не был полным. Его действие ограничивалось народным собранием, поскольку именно оно являлось выс­шим государственным органом; сенатом (его распо­ряжения — сенатусконсульты — предписывали лю­бому магистрату, как действовать в том или ином случае); законами и моральными нормами. Любой римский гражданин имел право обратиться к на­родному собранию, если усматривал в действиях лиц, наделённых империем, произвол. Кроме то­го, высшие магистраты не могли издавать законов от своего имени: предложенный ими законопроект обязательно выносился для утверждения на народ­ном собрании.

За пределами Рима любой вид империя дейст­вовал в полном объёме.

В провинциях, которые были присоединены к Римскому государству, наместники пользовались империем. Именно поэтому они получали должнос­ти проконсула, т.е. «в ранге консула», и пропре­тора, т.е. «в ранге претора». Правда, империй лю­бого наместника действовал только в границах про­винции; за её пределами он выступал как частное лицо.

Долгое время римляне полагали, что империй может быть предоставлен только человеку, нахо­дящемуся на государственной должности. Однако многочисленные войны заставили изменить этот по­рядок. В 218 г. до н. э., когда во время Второй Пу­нической войны Ганнибал вторгся в Италию, впер­вые для отражения вражеского нашествия империй был предоставлен человеку, который не занимал никакой магистратуры, но обладал выдающимися полководческими способностями, — Публию Кор­нелию Сципиону. Надо ли говорить о том, что он успешно справился с возложенными на него обя­занностями главнокомандующего?