Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 5 (стр. 9 из 12)

навсегда отменена. Всякий, кто пытался её восста­новить, объявлялся врагом римского народа и под­лежал смертной казни. Событие это, как считают древнеримские писатели, произошло в 510 г. до н. э.

Вместо царей в Риме стали ежегодно избирать двух должностных лиц — консулов. Консулы, т.е. совещающиеся вместе, получили империй — выс­шую неделимую власть, которой раньше обладали цари. Но поскольку этой властью в равной мере наделялись оба должностных лица и время пребы­вания их в должности ограничивалось сроком в один год, консулы оказывались под сильным конт­ролем сената, членство в котором было пожизнен­ным. Именно сенат с этого времени располагает всей полнотой политической власти в общине. По­степенно число должностных лиц увеличилось, а в случае большой военной опасности стали назначать диктатора — единоличного правителя — сроком на полгода (см. ст. «Диктатура»).

В ранней римской республике (V—IV вв. до н. э.) помимо деления граждан на пять имущественных классов существовало ещё деление на два сословия: патрициев и плебеев. Патрициями в это время на­зывали римских аристократов, из среды которых избирались магистраты — лица, занимавшие выс­шие должности. Плебеи — масса, народ — были свободным, но не полноправным населением Рима. Многих плебеев за долги обращали в рабов. Они не принимали участия в управлении государством. Уже с самого начала V в. до н. э. между патрициями и плебеями разгорелась острая борьба. Плебеи бо­ролись за уничтожение кабального долгового раб­ства и утверждение гражданского равноправия. Эта борьба растянулась на два столетия.

Рим с самого начала своей истории вёл постоян­ные войны с соседями либо за сохранение своей не­зависимости, либо за захват чужой земли. Эти вой­ны требовали напряжения сил всего народа, поэто­му патриции были вынуждены делать некоторые

156

Интерьер атриума (помещение, где принимали гостей).

1. Территория Римской республики к 49 г. до н. э.

2. Направление важнейших походов войск Цезаря

3. Места и годы важнейших сражений войск Цезаря.

4. Место победы Антония и Октавиана над республиканцами в 42 г. до н. э.

5. Движения флота:

— Октавиана:
— Антония.

6. Место победы флота Октавиана над флотом Антония в 31 г. до н. э.

уступки плебеям. Первой их победой было получе­ние права избирать народных трибунов, которые должны были защищать плебс от произвола патри­циев. С помощью народных трибунов плебеи смогли усилить давление на патрицианскую знать. В 451— 450 гг. до н. э. была произведена запись законов, получивших название «Законы XII таблиц». Они не уничтожили кабального рабства, но ограничили произвол патрицианских магистратов и положили начало римскому гражданскому праву.

Как уже было сказано, борьба патрициев и пле­беев шла одновременно с борьбой Рима сначала за укрепление своего положения среди латинских пле­мён в Лациуме, затем с италийскими племенами Средней Италии, греческими полисами Южной Италии и этрусскими городами. Войны эти были тяжёлыми, и не всегда римляне одерживали побе­ды. В 390 г. до н. э. Рим был захвачен галлами — племенами, пришедшими в Италию с севера и обо­сновавшимися в долине реки По. Галлы разрушили и сожгли город, и только небольшой отряд римской молодёжи во главе с Марком Манлием сумел укрепиться на Капитолии. Галлы не смогли захватить его и долго осаждали. По преданию, когда галлы попытались ночью прорваться на Капитолий, свя­щенные гуси храма Юноны разбудили спящую стражу и спасли Рим (см. ст. «Галлы»). Галлы, удо­влетворившись большим выкупом, ушли на север Италии.

Во время одной из войн с союзом самнитских племён в Средней Италии римляне попали в засаду в узком лесистом Кавдинском ущелье. Консулы, возглавлявшие армию, были вынуждены принять все условия, продиктованные самнитами, и, сверх того, вся римская армия была подвергнута тяжко­му унижению. Сдав оружие, полураздетые воины по одному прошли под игом — сооружением из трёх копий в виде буквы П.

Но поражения не останавливали римлян. Соб­равшись с силами, учтя свои ошибки, они вновь бросались в наступление. Война давала большую добычу и, главное, землю, которой всегда не хва­тало крестьянам. Выгоды от завоеваний ощущали все члены общины, и это объединяло их. К 60-м гг.

158

Жизнь города.

Римские осадные орудия.

III в. до н. э. почти вся Италия была завоёвана рим­лянами. Завоёванные города и общины объявля­лись союзниками Рима и, сохраняя права внутрен­него самоуправления, должны были поставлять в римскую армию вспомогательные воинские отря­ды. Некоторые самые привилегированные общины получали права муниципий — их жители, переселив­шись в Рим, имели права римского гражданства.

Превращение Рима из маленькой, никому не из­вестной крестьянской общины в властелина всей Италии не только поразило его современников, но заставило и самих римлян задуматься над причина­ми своих побед. Римляне объясняли их идеальным политическим строем своего государства и превос­ходством своих нравов и обычаев над обычаями дру­гих народов. Они были уверены, что их город спе­циально создан богами для того, чтобы, завоевав другие народы, установить во всём мире свой поря­док. Высшими добродетелями римляне считали храбрость, выносливость, трудолюбие, непреклон­ную честность и справедливость. Образцом этих добродетелей был такой герой, как Луций Квинкций Цинциннат, назначенный во время тяжёлой войны с италийскими племенами эквов и сабинов в 458 г. до н. э. диктатором. Римский историк Тит Ливий рассказывает, что, когда послы сената при­шли к Цинциннату, он работал на своём небольшом наделе земли. Отёрши пыль и пот и надев тогу, он

выслушал послов и немедленно отправился в Рим. Разбив врагов и сложив диктаторские полномочия, Цинциннат снова вернулся на своё поле (см. ст. «Диктатура»).

Маний Курий Дентат, герой третьей самнитской войны и победитель царя Пирра Эпирского (275 г. до н. э.), якобы сам варил себе репу и говорил, что предпочитает побеждать тех, кто имеет золото, а не иметь его самому.

Во время великих завоеваний у римлян, очевид­но, были некоторые основания для чувства превос­ходства над другими народами. Ведь им приходи­лось бороться либо с племенами, уступавшими Ри­му в своём развитии, либо с народами, значительно дальше Рима ушедшими по пути цивилизации, — греками и этрусками. Слабость последних перед на­тиском Рима была обусловлена тем, что они сопро­тивлялись ему поодиночке. Кроме того, более вы­сокий уровень развития неизбежно ведёт к услож­нению отношений в обществе, к обострению проти­воречий в нём. Поэтому внутренние неурядицы, которые переживали греческие и этрусские города, не позволяли им оказать Риму достойное сопротив­ление. Рим же не знал ещё силы денег и богатства, и его некоторая «отсталость» во время войн с более развитыми, но ослабленными внутренней борьбой греками и этрусками обращалась в его силу.

После завершения борьбы патрициев и плебеев

Бой гладиаторов.

160

(287 г. до н. э.) в Риме окончательно сложился полисный тип государст­ва, такой же, как и в Греции. Каждый гражданин римской общины имел право на земельный участок и долю в военной добыче. Все гражда­не в равной мере были ответственны перед законом, и нельзя было обратить гражданина за долги в рабство. Народное собрание было выс­шим избирательным и законодательным органом. Но простые люди практически не могли занять высшую должность в государстве и полу­чить доступ в сенат. Политический строй Рима носил ярко выраженный аристократический характер. Вся власть была в руках знати (нобилите­та), которая тщательно охраняла магистратуры и сенат от проникновения людей незнатного происхождения.

Высшей ценностью для римского гражданина был сам Рим, поэтому каждый должен был в первую очередь заботиться о благе всей общины и в последнюю — о своём. Однако постоянные войны требовали не толь­ко единства всех граждан, но и мужества каждого в отдельности. По­этому в римской культуре, как ни в одной культуре Древнего Мира, проявились уважение и интерес к личности. В домах знатных семей хранили изображения предков, прославившихся в военных походах или способствовавших процветанию общины.

Подчинив своей власти Италию, Рим устремил жадные взоры на богатый и плодородный остров Сицилия. Это была завидная добыча. Но, чтобы её захватить, Риму пришлось бы помериться силами с круп­нейшей державой Западного Средиземноморья, Карфагеном. Этот город был основан на северном побережье Африки ещё в IX в. до н. э. финикий­цами, с давних времён имевшими славу мореходов и купцов. Римляне же своего флота не имели. В сухопутной схватке их ополчение вполне могло сразиться на равных с армией Карфагена, но на море он был полновластным хозяином. И всё-таки Рим рискнул. И вышел победи­телем из тяжёлой и смертельной схватки.