Смекни!
smekni.com

Ответственность за правонарушения в области защиты информации в Российской Империи (на примере XIX века) (стр. 2 из 5)

В 1810 году впервые в России создается центральный орган военной разведки – экспедиция секретных дел при военном министерстве. В январе 1812 года на министерство распространяется «Общее учреждение министерств». Военная коллегия и Военно-проходная канцелярия были упразднены. При министерстве учреждаются совет, общая и особенная канцелярия (переименованная экспедиция секретных дел при военном министерстве) и 7 департаментов: инспекторский (заведовал личным составом армии), аудиториатский (распоряжался личным составом военных судов и проводил ревизию военно-судебных дел), артиллерийский, инженерный, провиантский, медицинский и комиссариатский (ведал снабжением войск вещевым и денежным довольствием).[8] Однако в сентябре того же года Особенная канцелярия была упразднена. Ее функции:

- внешняя разведка;

- обобщение разведывательной информации;

- контрразведка;

- разработка военных планов и мероприятий;

- управление армией и войсками.

В составе министерства были созданы Военно-учебный комитет и Военно-топографическое дело.[9]

С созданием Особенной канцелярии создаются зарубежные силы у военного министерства. Появляется должность адъютанта посла. С 1856 их переименовали в «военных агентов». Утверждена инструкция агентам, посылаемым за границу.

27 января 1812 года утверждено «Учреждение для управления большой действующей армией». В отличие от предыдущих положений о полевом устройстве армии оно предоставляло главнокомандующему широкие полномочия, развязывающие его инициативу, ранее стесненную императором и различными высшими и центральными учреждениями. В «Учреждении» подчеркивалось, что главнокомандующий на театре военных действий «представляет лицо императора и облекается властью Его Величества». Ближайшим помощником главнокомандующего был начальник его штаба, которому подчинялись ведавшие военно-оперативными вопросами генерал – квартирмейстер и распоряжающийся административно– хозяйственными делами армий дежурный генерал.[10]

После окончания войны с Наполеоном был сохранен, существовавший во время войны, принцип разделения военного аппарата. Это было закреплено «Учреждением о действующей армии в мирное время» 12 декабря 1815 года, когда единое военное ведомство разделили на две самостоятельные части: Главный штаб его императорского величества и Военное министерство.[11]

Главный полевой штаб, возглавляемый князем П.М. Волконским (1815-1823 гг.) состоял из: квартирмейстерской части, включавшей первое отделение (разведка и картография) и второе отделение (секретное делопроизводство), дежурства армии и высшей воинской полиции.

В ведении военного министра остались Совет и хозяйственные департаменты. Военный министр своего доклада к царю не имел, и по его ведому царю докладывал начальник Главного штаба.[12]

Дежурство армии занималось ведением открытого делопроизводства, службой курьеров и охраной.

В функции высшей воинской полиции входило:

- военная контрразведка;

- контроль за армией;

- надзор за полицией и администрацией тех мест, где располагались армейские части;

- списочный учет армии;

- контроль доступа на охраняемую территорию;

- разведка;

- сбор сведений о неприятеле.

Высшая воинская полиция была упразднена в 1815 году.

Уже с 1827 – 1828 гг. должности начальника генерального штаба и военного министра были объединены в лице генерала А. И. Чернышева, а после реформы Военного министерства в 1832 году был упразднен аппарат Главного штаба и должность его начальника.

Правительство обращает внимание на военно-теоретическую подготовку командного состава, разработку планов военных операций. В 1827-1829 гг. «Свите Е. И. В. По квартирмейстерской части», состоявшая из наиболее подготовленных в теоретическом отношении генералов и офицеров, объединяется с Военно-топографическим делом и Корпусом топографов в Департамент генерального штаба. На департамент возлагают задачи изучения обстановки и данных для подготовки и проведения боевых операций, боевая подготовка войск, перемещение, военно-топографическое дело. В 1830 году создается высшее учебное заведение – Военная академия, переименованная в 1855 году в Николаевскую академию генерального штаба.[13] В 1836 году в аппарате Военного министерства учреждаются Военный совет и Канцелярия министерства, связавшая министра со всем обширным военным аппаратом. Вопросы военного управления осуществлялись с помощью девяти департаментов (добавилось еще два: генерального штаба и военных поселений).[14]

В последующие годы Военное министерство сохранило свое устройство, если не считать нового «Устава об управлении армией в военное и мирное время» от 5 декабря 1846 г., ухудшившего аппарат полевого управления. По новому «Уставу» в армии создавался громоздкий полевой аппарат с множеством коллегиальных управлений, бесполезных должностных лиц и сложным делопроизводством. В 1855 годы в ведении Военного министерства были созданы две новые академии – Военно-инженерная и Артиллерийская.

Крайняя централизация военного управления, мелочная регламентация деятельности его низших звеньев при почти полной бесконтрольности и другие пороки военной администрации – все это было полностью сохранено в военном аппарате и в период Крымской войны, которая вскрыла военную отсталость России.[15]

1.3 Правовые основы защиты информации

15 августа 1845 года издано «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». Сформировалась нормативная база защиты информации.

Формируется правовая защита коммерческой тайны (промысловой тайны):

· Тайна торговых книг;

· Промышленная тайна;

· Торговая/коммерческая тайна.

В 1800 году издается банковский устав, в котором впервые упоминается о торговых книгах, а в 1832 году положение «О купеческих и маклерских книгах».

В 1818 году для высшего надзора и контроля за кредитными оборотами и операциями заемных и коммерческих банков был утвержден Совет государственных кредитных установлений. В 1828 году при департаменте мануфактур и внутренней торговли учрежден Мануфактурный совет, а в 1829 году – Коммерческий совет. Советы собирали сведения о состоянии промышленности и торговли, разрабатывали мероприятия по их улучшению.[16]

14 июня 1834 года выходит закон «О торговых книгах». По закону должна сохраняться тайна торговых книг, так же изложен перечень случаев, когда содержание книг может быть раскрыто: признание предприятия несостоятельным, уголовный процесс и фискальные проверки.

Однако чиновники, проверяющие книги, были обязаны хранить профессиональную тайну.

Промышленная тайна – тайна процессов производства благ. Её разглашение влекло тюремное заключение от четырех до шести месяцев. Признаки промышленной тайны:

- требовалось, чтобы средства изготовления продукта содержались в тайне;

- средство должно быть доверено работнику, как тайна;

- согласие работника на сохранение тайны:

- новизна процесса;

- должен быть ущерб владельцу секрета разглашением.

Деловая тайна – тайна процессов распространения благ и все индивидуальные особенности коммерческой деятельности. Ответственность за ее разглашение влекло заключение на срок от двух до восьми месяцев, штраф в размере двухсот рублей, либо лишение права на торговлю.

Защита интеллектуальной собственности (цензура)

После подавления восстания декабристов Министерство народного просвещения обратила свои усилия на гонение всего передового и прогрессивного в просвещении и науке. В июне 1826 года был принят новый обширный цензурный устав (он состоял из 19 глав и 230 параграфов). Этот устав кроме карательных задач ставил и другую цель – определить направление литературы: «…дать полезное или, по крайней мере, безвредное для блага отечества направление»[17] . Параграф 15 рекомендовал цензорам запрещать все, в чем можно было усмотреть двоякий смысл. Для общего надзора и руководства цензурой был учрежден межведомственный Верховный цензурный комитет, а в ведении министерства – Главный цензурный комитет. Местные цензурные комитеты подчинялись надзору попечителей учебных округов. Цензурный устав 1826 года, прозванный современниками «чугунным», просуществовал недолго.[18]

22 апреля 1828 года издается новый «Устав о цензуре». Он ставил только одну задачу: «Запрещать продажу или издание тех произведений словесности, наук или искусств, как в целом составе или в частностях своих вредных в отношении к вере, престолу, добрым нравам и личной чести граждан».[19] Первая часть устава посвящена собственно цензуре, а вторая часть сочинителям и издателям книг, что являлось первым в России законом об авторском праве. В нем содержалось пять статей:

1) Регистрация авторского права осуществлялась в форме разрешения цензуры на издание.

2) Несоблюдение цензурных правил вело к потере авторами своих прав.

3) Каждый сочинитель имел исключительные права всю жизнь пользоваться своим произведением.

4) Наследники могли пользоваться этим правом в течении 25 лет. С 1857 года этот срок увеличился до 50 лет.

5) После истечения срока произведение становилось достоянием общественности.

Верховный и Главный цензурные комитеты были упразднены.[20] В 30-40-х годах в России широкое распространение получила ведомственная цензура. Кроме Министерства народного просвещения, Синода и Третьего отделения цензуру осуществляли все министерства и даже небольшие ведомства.[21]

В 1830 году вышло положение «О правах сочинителей, издателей и переводчиков». В этом положении определяются такие понятия как контрафакция и мера ответственности, возмещение ущерба, где 1/3 суммы отправлялась в казну, а 2/3 передавались издателю. Так же указывалась возможность продления срока авторского права правопреемниками. Если правопреемник за пять лет до истечения срока переиздавал произведение, то его права продлялись еще на десять лет.