Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 10 (стр. 3 из 11)

Деревенские ведьмы. Гравюра. XVII в.

312

Сожжение ведьм на костре.

За 10 месяцев этого безумия было повешено 14 женщин и 5 мужчин, 4 женщины умерли в тюрьме и одна со­шла с ума. Когда сменившиеся власти, наконец, остановили абсурдный процесс, в тюрьме неболь­шого городка томились 150 «ведьм», а 200 ожидали своей очереди.

Ведовские процессы вовсе не были только делом рук властей. Судилища часто устраивались после настойчивых требований населения, жаждущего расправы с колдуньями.

Борьба с ведьмами имела и материальную сторо­ну. Часть конфискованного имущества ведьмы дос­тавалась доносчику, хорошее жалованье получали чиновники и палачи. Охота на ведьм была весьма доходным занятием.

Волна гонений стала спадать лишь в XVIII в., когда обезлюдели целые местности. Как могло раз­виться это «коллективное безумие»? Его нельзя объяснить ни странными изысканиями теологов, ни злым умыслом властей, ни невежеством народа, взятыми по отдельности. Лишь анализ всех об­стоятельств эпохи помогает приблизиться к разгад­ке. Частые эпидемии, длительные войны, изнури­тельные голодные годы выматывали людей, всё труднее было рассчитывать на помощь соседей вну­три деревенской общины. Это порождало страхи, желание найти виновника бедствий. И такой враг всегда находился.

Ведовские процессы были массовым убийством невинных и явились одной из самых драматичес­ких страниц человеческой истории.

СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА

Король Англии Эдуард III был в бешенстве. Трон Франции, свободный после смерти в 1328 г. Карла IV, последнего сына Филип­па IV Красивого, достался не ему. Французские сеньоры не пожелали видеть своим правителем англичанина, хотя бы и родного внука Филиппа IV, и предпочли ему Филиппа Валуа, одного из род­ственников династии Капетингов. И тогда Эду­ард III решил сделать на бумаге то, чего не смог добиться на деле. Он изменил свой герб: теперь рядом с оскалившимися английскими леопардами поле щита украшали нежные французские лилии. Это означало, что Эдуарду подчинена не только Англия, но и - Франция, за которую он отныне станет бороться. Это было дерзостью даже для ко­роля. И это был повод к войне.

На самом деле война назревала очень давно. Причиной её были, разумеется, не лилии и леопар­ды в гербе Англии, а старинный спор двух госу­дарств. Ещё в XII в. часть земель на юго-западе Франции стала владением английского короля. К XIV в. эта территория значительно уменьшилась, но область Гийень продолжала оставаться предме­том спора двух королевств. Гийень была тесно свя­зана с Англией торговлей, а местные сеньоры, же­лая сохранить свою независимость, соглашались скорее числиться в подданных далёкого англий­ского короля, чем подчиниться реальной власти французского. Они выступали на стороне Англии даже тогда, когда вся остальная Франция с ней вое­вала. Поэтому складывалось так, что борьба фран­цузов за Гийень стала одновременно и борьбой за объединение Французского королевства. Вторым — камнем преткновения» двух стран являлась богатая Фландрия, на которую и Франция, и Англия давно имели виды. Кроме того, предъявляя претензии, английский король тешил себя мыслью о возмож-

Эпизод из Столетней войны

(битва при Кресси).

Миниатюра. Британский музей.

ности заполучить под свой скипетр Францию и стать, таким образом, владыкой двух корон. Над французским народом нависла опасность утратить государственную самостоятельность.

В 1337 г. на севере Франции англичане начали своё победоносное наступление. У берегов Фланд­рии в Слейском морском сражении (1340 г.) они нанесли тяжёлое поражение французскому флоту, добились господства на море и высадили десант в Нормандии. Однако первая настоящая беда обру­шилась на французов позднее: 26 августа 1346 г. в

314

битве при Кресси на севере Пикардии армия Эдуар­да III наголову разгромила войско французского ко­роля Филиппа VI. Эта победа позволила англича­нам, сломив 11-месячное героическое сопротивле­ние защитников, взять важный стратегический пункт — крепость-порт Кале. Правда, развить на­ступление на севере англичане всё же не смогли и в 1347 г. заключили перемирие, которое продли­лось восемь лет. Это было недолгое, но всё-таки за­тишье.

Однако уже в начале 50-х гг. англичане с моря развернули наступление на юго-запад Франции, где быстро и без особого труда захватили давно желан­ную Гийень и Гасконь. В покорённые области Эду­ард III назначил наместником своего сына принца Эдуарда, прозванного по цвету его доспехов Чёрным Принцем. Этот отважный рыцарь, ставший впо­следствии одним из излюбленных героев историчес­ких романов, укрепился в Бордо и занялся тем, что начал совершать грабительские набеги на цент­ральные области Франции. В разбойных экспеди­циях Чёрного Принца принимали участие не только англичане, но и местные рыцари, не очень-то опа­савшиеся гнева французского короля Иоанна II, прозванного Добрым.

19 сентября 1356 г. войско Чёрного Принца воз­вращалось из очередного набега. Достигнуть своей базы в Бордо они не успели: недалеко от города Пуатье принц Эдуард был настигнут французской королевской армией.

Французов было вдвое больше, чем англичан. Иоанн привёл с собой весь цвет французского рыцарства — самых отважных и благородных. Они должны были по­бедить, но оказались разбитыми.

Поражение при Кресси ничему не научило фран­цузов. Точно так же, как 10 лет назад, рыцари, не подчиняясь приказам, предпочитали сражаться — каждый сам за себя» — дабы прославиться личной отвагой и доблестью. Знатные сеньоры устремились со своими отрядами вперёд напролом, смяв собст­венных пеших воинов из числа горожан. И никакая сила не смогла бы заставить благородных рыцарей согласовать свой порыв с действиями не только ополченцев, но и друг друга! В боевом задоре они мчались вперёд, пока их не накрыла туча стрел зна­менитых английских лучников, с 300 шагов проби­вавших доспехи. Всё смешалось. Часть французов, неудачно построившихся к бою, не выдержала ата­ки англичан и начала отступать. Некоторые сеньо­ры бежали с поля боя вместе со своими отрядами. Пешие английские воины ловко стаскивали с коней неповоротливых рыцарей и брали их в плен. Тех, кто продолжал сопротивляться, встав в ряды пехо­ты, слаженно крушили мечами сплочённые и дис­циплинированные отряды спешившихся рыцарей Чёрного Принца. Когда король Иоанн II увидел, что войско его гибнет, он, забыв обо всём, бросился в сражение, чтобы, как подобает рыцарю, с досто­инством погибнуть, но был взят в плен, как и 2 тыс.

315

1. Граница наибольшего продвижения английских войск

войск во Франции в 1429 г.

2. Путь Жанны д'Арк (1429 г.).

его соратников. Но ещё больше рыцарей сложили головы в битве при Пуатье. Современники писали, что в страшном сражении погиб весь цвет француз­ского рыцарства.

Эта битва стала настоящей трагедией для Фран­ции. Армия была разбита, средств на создание но­вой не имелось. Требовалось ещё выкупить из плена злосчастного Иоанна Доброго, а это обошлось стра­не в 3 млн. золотых экю. Враг безнаказанно грабил Францию — защитить её было некому и не на что. В такой ситуации пленённый король вынужден был заключить перемирие с англичанами, которое уза­конивало все их завоевания.

Поражение при Пуатье и обрушившиеся следом за тем на страну бедствия тяжёлым бременем легли на плечи французского народа. Крестьян, которые не могли себя защитить или укрыться за крепостными стенами, грабили и вражес­кие солдаты, и французские наёмники. Го­сударство, которому нужны были средства на ведение войны, увеличило налоги. Точно так же поступали и феодалы, обложив своих крестьян непосильными поборами. А в довершение всех бед в 1348 г. Францию посетила чёрная смерть — чума, которая унесла больше трети населения государст­ва. Оставшиеся в живых изнывали под тя­жестью выпавших на их долю несчастий. Но терпение народа было не беспредель­ным. В сёлах и городах, обезлюдевших и разграбленных, всё больше росло недоволь­ство правительством, проигрывающим вой­ну, и ненависть к дворянам — воинству, не сумевшему выполнить свой долг — защи­тить Францию от врага.

Недовольство народа вылилось в восста­ния, которые несколько лет подряд сотря­сали и без того разорённую страну. В 1356 г. вспыхнуло восстание в Париже. По­водом к нему послужил отказ дофина, сына пленного короля, выполнить требования Генеральных штатов: отправить в отставку членов Королевского совета и других важ­ных государственных лиц. Наследника, на глазах которого были убиты двое его при­ближённых, восставшие вынудили бежать из столицы. Вслед за Парижским восста­нием в мае 1358 г. разразилась Жакерия. «Жаками-простаками» тогда презрительно называли дворяне французских крестьян. И эти «жаки», не в силах больше терпеть навалившиеся на них беды, начали настоя­щую крестьянскую войну. Жители близле­жащих селений организовывали отряды, вооружались переделанными из кос пика­ми (страшными с виду, но неудобными в бою), вилами; выбирали командира — «ка­питана» — и вступали в бой с местными сеньорами. «Жаки» нападали на замки, жгли документы, в которых были записаны феодальные повинности, убивали самих го­спод, словно стремясь «искоренить дворян всего мира и самим стать господами». Восстание охватило большую часть областей Северной Фран­ции, и правительству потребовалось приложить не­малые усилия, чтобы его подавить. У селения Мелло армия восставших встретилась с войском ры­царей. Её предводителя, Гильома Каля, обманом заманили в лагерь феодалов и убили. Крестьян, ли­шившихся своего военачальника, не трудно было разгромить. Но ещё на протяжении нескольких ме­сяцев после этого в разных частях страны продол­жали действовать разрозненные крестьянские от­ряды. Дворяне жестоко расправились с побеждён­ными: их казнили, подвергали пыткам, облагали