Смекни!
smekni.com

Исследование влияния эмоционального стресса на психофункциональное состояние подростков (стр. 8 из 13)

Особое значение имеет внешность. Идентификация с собой как с физическим телом у подростка обычно затруднена: ведь он начинает претерпевать очень быстрые метаморфозы в физической и духовной конституции лица и тела. Подросток придает своей внеш­ности особое значение. Привлекательность, соответствие прически и одежды канонам референтной группы сверстников, соответствие ма­неры телесных выразительных движений стандартам окружения - все это имеет чрезвычайное значение.

Подросток пристально рассматривает себя природного в зеркале. Удлинившийся нос, прыщик и другие новообразования во внешности смущают его. Идентификация с прежним образом нарушает­ся, и подросток испытывает неуверенность в себе. Даже самые обая­тельные и гармоничные подростки не уверены в себе по-настоящему -ведь они в соответствии с возрастом тоже очень быстро изменяются.

«Одной из причин возрастной застенчивости является именно высо­кая значимость внешности для большинства подростков: в подростковом возрасте нередко встречается недовольство теми или иными чертами лица или фигуры (чаще- у девочек-акселераток с ускоренным созреванием и мальчиков-подростков с задержкой или недостаточным физическим развитием). При этом воспитатели не только не вытесняют гипертро­фированные ориентации подростков на свою внешность, но нередко своими критическими замечаниями и поддразниванием по поводу тех или иных особенностей физического облика усиливают у подростка чувство собственной неполноценности, что, в свою очередь, приводит к замкнутости, необщительности, пониженному настроению, а то и к депрессии. Известно, что психотравмирующие высказывания позво­ляют себе многие родители, школьные врачи, педагоги. Особенно часто это делают учителя физкультуры, тренеры, хореографы».

Разумные взрослые, понимающие подростковые проблемы, стараются поддержать подростка и придать ему уверенность в себе.

В этом возрасте впервые человек начинает стремить­ся познать себя как такового. Давая оценки своим исключительно значимым для себя и других качествам, открыто восхваляя себя сейчас или свой потенциал, который проявит себя в будущем, подростки прини­мают себя вместе со своими недостатками. Как правило, они любят в себе свои недостатки и этим тоже утверждают себя в мире: «Примите меня таким, каков я есть!» - это, конечно, вызов, но, прежде всего это нормальная идентификация с собственным Я.

Кризис личности. В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. В этом случае подростку трудно справиться с ситуацией. В лучшем слу­чае он взывает о помощи, обращаясь к близким взрослым.

Многие подростки, подпадая под зависимость от физического со­стояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятель­ности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически. «Подростковый возраст - период отчаянных попыток «пройти че­рез все». При этом подросток по большей части начинает свой поход с табуированных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Если это делается не для пробы, а для куража, возникает физическая зависимость. Но и баловство, пробы могут привести к психологиче­ской зависимости, что проявляет себя в возникновении напряженно­сти, тревоги, раздражительности.

Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превратив их из источника ориентированного поведе­ния (любопытства) в предмет своих потребностей. «На этом фоне, реф­лексируя на свое «падение», подросток нередко превращает его в форму своего самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса».

«Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексу­ального общения ложится сильнейшим испытанием на психику. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. Поэтому важно, чтобы эти впечатления отражали достойные формы взаимодействия юных сек­суальных партнеров. Многие подростки на почве неблагополучного опыта обретают неврозы, а некоторые и венерические заболевания. Все эти формы новой жизни подростков ложатся на психику тяже­лым бременем. Напряженность от неопределенности жизни в новом качестве (курильщик, сексуальный партнер и др.) в результате поте­ри самоидентичности толкает многих подростков в состояние остро переживаемого кризиса».

Отдельно следует указать на подростковый кризис, связанный с ду­ховным ростом и изменением психического статуса. Хотя в этот пери­од происходит объективное изменение социального положения подростка (возникают новые отношения с близкими, сверстниками, учителя­ми; расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внут­ренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. «Потеря идентич­ности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе, с сегодняшним образом - вот основное содержание подростковых пережи­ваний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появля­ются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка».

«Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма - бессмысленном противодействии другому, немотиви­рованном противостоянии (часто родителям). Задача близких взрос­лых и психологов здесь однозначна - необходимо включиться в про­блемы подростка и постараться облегчить его жизнь в этот период».

Не всякий подросток, однако, проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выбира­ются из него самостоятельно: близкие нередко не догадываются о душевных бурях своих дорогих чад.

II. Организация и методы исследования

В исследовании участвовало 30 детей: 15 мальчиков и 15 девочек в возрасте 13-15 лет. Все дети из полных семей, посещают школу. Исследование проводилось в период с 1.09.03г. по 1.11.03г. и состояло из следующих этапов:

1. Диагностика всех респонлентов.

2. Выявление респондентов подверженных стрессу.

3.Работа психолога с группой респондентов подверженных стрессу.

4. Повторная диагностика группы респондентов, подверженных стрессу, с целью оценки эффективности работы психолога.

2.1. Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности

По всем трем оцениваемым свойствам личности инструкция предлагает поставить против каждого суждения цифру 1, 2, 3 или 4, в соответствии с тем, насколько точно эти суждения характеризуют состояние обычно. По каждому свойству итоговая сумма баллов умножается на 2. Максимальное количество баллов по каждому свой­ству — 80. (Приложение 1)

Так как тревожность является одним из ведущих параметров индивиду­альных различий, то необходимо сопоставить ее с другими, так или иначе связанными с нею параметрами. В частности, устанавливаются проявления фрустированности и агрессивности.

Фрустрированность как форма проявления подверженности пси­хологическому стрессу есть состояние переживания человеком объек­тивно существующей или воображаемой неудачи. Объективная или субъективная непреодолимость жизненных затруднений вызывает от­рицательные эмоции и повышение тревожности, восходящей до лич­ностной.

Одной из возможных реакций при этом является агрессия, питае­мая всей обстановкой фрустрации, гневом, ненавистью или отчаянием человека. Таким образом, может сформироваться личностная агрессив­ность как готовность к агрессивному поведению, в частности направ­ленному и на самого субъекта (в случаях самоубийств, суицидного по­ведения). Преодоление состояния фрустрации требует повышения устойчивости (фрустрационцой толерантности) личности к неблаго­приятным обстоятельствам жизни на основе адекватного их осознания.

Это осознание предполагает перестройку мотивов, эмоций и воспри­ятия человеком содержания его социальной адаптации, возможных путей разрешения конфликтов и проблем. Относительная неспособ­ность к переосмыслению поведения и его перестройке, затрудненность выхода из состояний зависимости и приобретенной беспомощности выражается в ригидности личности.

При интерпретации показателей использовались следующие оценки:

· до 30 баллов – низкий показатель;

· 31 – 45 – умеренный показатель;

· 46 и более баллов – высокий.

2.2. Исследование тревожности (опросник Спилберга - Ханина)

Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной. Методика позволяет соотнести полученные результаты с диапазонами нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности. В методике предложена шкала личной тревожности, состоящий из двадцати утверждений, при ответе на которые, респонденту предлагается оценить утверждения по 3-х бальной шкале. (приложение № 2).

При интерпретации показателей использовались следующие оценки тревожности:

· до 30 баллов – низкая тревожность;

· 31 – 45 – умеренная тревожность;

· 46 и более баллов – высокая.

Итоговый показатель может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов.

2.3. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса - Дарки)

В исследовании нас интересовала мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Опросник Басса – Дарка позволяет определить уровень таких деструктивных тенденции, что дает возможность с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявление открытой мотивационной агрессии. А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций: