Смекни!
smekni.com

Солон (VI в. до н.э.) (стр. 3 из 3)

Крез хотел поразить гостя. Он надел на себя дорогие разноцветные одежды, драгоценные украшения из золота тонкой работы. Затем царь приказал открыть перед Солоном свои сокровищницы и показать гостю все роскошные покои дворца. Но Солон не выразил никакого изумления. После осмотра дворца и сокровищ гостя привели к Крезу, который обратился к Солону с вопросом: "Знал ли ты кого-нибудь счастливее меня?" Царь ожидал, что чужеземец признает его самым счастливым. Солон ответил: "Самым счастливым человеком на свете я считаю афинянина Телла; он был честный и порядочный человек и воспитал своих детей честными и уважаемыми гражданами; умер же Телл славной смертью, геройски сражаясь за родину".

Крез счел Солона чудаком; он не мог понять, как это можно поставить жизнь простого человека выше жизни могущественного царя. Тем не менее Крез спросил "чудака", кто же после Телла, по его мнению, самый счастливый человек. Он ждал, что теперь-то Солон назовет таким счастливцем его, Креза.

Тогда Солон поведал "Крезу удивительную историю о двух юных братьях, известных своей горячей любовью к матери, жрице богини Геры". Юноши выросли могучими богатырями и всегда выходили победителями в гимнастических соревнованиях.

По обычаю, в праздник жрица Геры торжественно подъезжала к храму богини в колеснице, запряженной волами. Но в этот день упряжные волы ушли в поле и их не могли найти. Тогда юноши сами впряглись в тяжелую колесницу и привезли свою мать - жрицу - в город. После праздника мать обратилась к богине с молитвой, прося наградить своих сыновей за их подвиг высшим счастьем, возможным для человека. Богиня исполнила просьбу матери: в этот вечер все прославляли доблесть юношей: гордые своим подвигом, они легли спать и на утро не проснулись. Они умерли без страданий, достигнув великой славы и уважения среди сограждан. Разве может быть большее счастье для человека?

"Ну, а меня ты не считаешь счастливым?!" - вскричал в гневе царь. Солон не хотел льстить царю, но вместе с тем не желал и раздражать его. Он ответил: "Боги наделили нас умом, который не позволяет нам предвидеть будущее. Счастливцем можно назвать только того, кто прожил свою жизнь до конца, не зная горя. Считать счастливым человека еще живущего - все равно, что провозглашать победителем еще сражающегося воина". С этими словами Солон удалился. Крез был оскорблен словами своего странного гостя.

В это время в городе Сардах находился также знаменитый баснописец Эзоп. Крез пригласил и его к своему двору. При встрече Эзоп сказал Солону: "С царями, Солон, или вовсе не следует говорить, или надо стараться льстить им". "Вернее, или избегать говорить, - отвечал Солон, - или говорить только правду".

Солон оказался прав. Спустя некоторое время Крез потерпел поражение в войне с персидским царем Киром. Сарды были взяты, Крез попал в плен и был присужден к смерти на костре.

В присутствии персидских вельмож и царя Кира Креза возвели связанным на костер. Удручённый Крез воскликнул: "Солон!" Удивленный Кир велел спросить, кто этот Солон, которого несчастный пленник призывает в предсмертные минуты. Крез отвечал: "Это греческий мудрец, который приезжал ко мне и предостерегал меня, говоря, что пока человек жив, он не может считать себя счастливым, так как не знает, что с ним случится завтра. Я не захотел слушать его и думал только о своем богатстве, в котором видел счастье. Мне было приятно, что слава о моем богатстве и счастье распространилась по всему миру".

Кир даровал жизнь Крезу. Таким образом Солону удалось спасти жизнь неразумного царя.

Между тем после отъезда Солона в Афинах снова начались волнения и борьба партий. Несогласия между гражданами были столь велики, что они долго не могли избрать архонта.

Граждане разделились на три враждовавшие группы, или партии. К первой партии принадлежали жители плодородной равнины близ Афин, главным образом эвпатриды; они хотели возвращения досолоновских порядков, то есть желали вновь закабалить крестьян. Во второй партии были жители приморской полосы-торговцы и ремесленники; они стояли за новые, солоновские порядки. Наконец, в третьей партии были крестьяне горной части Аттики, требовавшие передела земли. К этой партии примыкали и городская беднота и часть торговцев, смертельно ненавидевшая богатых. Во главе партии стоял дальний родственник - Солона Писистрат, знаменитый полководец, победитель в войне с мегарцами.

Афины еще управлялись по законам Солона, но многие недовольные стремились к государственному перевороту.

Таким было положение в Афинах, когда возвратился из странствований Солон. Граждане оказали ему почетный прием, так как они помнили об его заслугах.

Солон был уже стар и не мог, а может быть, и не хотел выступать перед народом и вмешиваться в борьбу партий. Он по-прежнему старался примирить противников.

Вождь крестьян Писистрат, по-видимому, внимательнее других прислушивался к словам Солона. Это был честолюбивый, умный и деятельный человек. Он считал, что, только взяв силой власть в свои руки, он сможет выполнить. справедливые требования бедняков.

Солон вскоре разгадал честолюбивые замыслы Писистрата, стремившегося стать тираном, и старался его образумить. "Если бы вырвать из сердца Писистрата стремление к господству, - говорил Солон, - то он был бы лучим из граждан".

Чтобы захватить власть, Писистрат прибегнул к уловке - он изранил себя. В таком виде его привезли на рынок, где собралось народное собрание. Писистрат объявил, что раны ему нанесли эвпатриды, которые хотели убить его. Народ выражал раненому сочувствие и возмущался преступлением богачей.

Солон тоже пришел на рынок и, обращаясь к Писистрату, сказал: "Неудачно ты, Писистрат, разыгрываешь роль гомеровского Одиссея: тот изранил себя, чтобы обмануть врагов, ты же сделал это, чтобы провести сограждан".

Открылось народное собрание. Один из граждан предложил дать Писистрату охрану из воинов, вооруженных дубинами, чтобы оградить его от покушений.

Тогда Солон выступил против такой меры. Несмотря на противодействие Солона, народ решил дать Писистрату вооруженную охрану. С помощью своих "дубинщиков" Писистрат завладел акрополем и сделался тираном (560 г. до н.э.).

Противники Писистрата бежали из Афин. Солон же вышел на площадь и обратился к согражданам с речью. Он порицал глупость и податливость людей и советовал не отдавать родину и свободу в руки тирана. Но народ не желал слушать его предостережений, так как верил обещаниям Писистрата.

Тогда Солон вернулся домой, взял свое оружие и положил его на пороге со словами: "Пока мог, я защищал родину и закон, а теперь я старик".

Друзья Солона уговаривали его покинуть отечество. Они говорили, что тиран может казнить его. Солон отвечал, что он уже в таком возрасте, когда не боятся смерти. Однако Писистрат, против ожидания, стал оказывать Солону уважение и даже сделал его своим советником.

Писистрат оставил в силе большую часть законов Солона и сам первый показывал пример повиновения им. Так, однажды, когда он был тираном, его привлекли к суду по обвинению в убийстве. Он пришел в суд для своей защиты как обычный гражданин, но обвинитель, из страха, не явился.

Так как все действия Писистрата были направлены на благо бедняков и простого народа, то Солон хвалил распоряжения тирана. Народ же сохранил благодарное воспоминание о времени правления Писистрата, как о "золотом веке".

Под конец своей жизни Солон занялся литературой. Теперь я нахожу удовольствие, - писал он в одном стихо творении, - в занятиях поэзией:

Милы теперь мне дела Афродиты, рожденной на Кипре,

И Диониса, и Муз - все, что людей веселит.

Солон умер глубоким стариком. Он был выдающимся государственным деятелем и поэтом.

Преобразования Солона подорвали господство родовой знати, отдали землю в руки крестьян и спасли их от кабалы. Но власть в государстве ни перешла к народу, ее захватили богатые рабовладельцы и крупные торговцы.