Смекни!
smekni.com

Краткая биография Ницше (стр. 3 из 3)

1885

Завершение 4-й части “Так говорил Заратустра”. С 10 апреля по 6 июня в Венеции с П. Гастом. “Единственное место, где мне постоянно было хорошо и приятно…” С 7 июня до середины сентября четвёртая остановка в Сильс-Мария. Планы переработки “Человеческого, слишком человеческого” и написания нового “Несвоевременного размышления” о Вагнере. С середины сентября до конца октября — Наумбург, Лейпциг. Знакомство с зятем, Б. Фёрстером. Прощается с сестрой, готовящейся с мужем отбыть в Парагвай. В начале ноября проездом Мюнхен и Флоренция; затем третья остановка на зиму в Ницце (до конца апреля следующего года). Работа над “По ту сторону добра и зла”.

1886

В мае-июне — Венеция, Наумбург, Лейпциг. Тщетные переговоры с издателями об издании “По ту сторону добра и зла” и вынужденное решение издать книгу за свой счёт. Встреча со старым другом Э. Роде прошла в атмосфере чуждости. Роде: “Словно бы он пришёл из какой-то страны, где ещё никто не жил...” Атмосфера непонимания и одиночества сгущается вокруг Ницше. С начала июля (до конца сентября) пятая остановка в Сильс-Мария. Выход в свет “По ту сторону добра и зла”. Новые издания “Рождения трагедии” (с “Опытом самокритики”) и обоих томов “Человеческого, слишком человеческого” (с новыми предисловиями). Рецензия И. В. Видмана на “По ту сторону добра и зла” в бернском “Бунде”. 25 сентября переезд через Готард в местечко Рута Лигуре у Генуи. Подготовка новых изданий “Утренней зари” и “Весёлой науки”. С 22 октября снова в Ницце (до апреля следующего года). Работа над пятой книгой “Весёлой науки”. Начало работы над “Волей к власти” (“Переоценкой всех ценностей”). “Великолепное письмо” от И. Тэна, которому Ницше отослал “По ту сторону добра и зла”. Читает Ренана, Зибеля, Монталамбера. Открытие Достоевского.

1887

В январе в Монте-Карло слушает впервые увертюру к “Парсифалю”: “...писал ли Вагнер когда-либо лучше” (Гасту, 21 января). 3 апреля выезжает из Ниццы в Каннобио (Лаго Маджоре), где остаётся до конца месяца. Работа над корректурой пятой книги “Весёлой науки”. С 28 апреля в Цюрихе. Визит Овербека. С 12 июня (до конца сентября) шестая остановка в Сильс-Мария. Потрясён известием о смерти Г. фон Штейна, умершим в 30-летнем возратсе. Работа над “Генеалогией морали”. Визит после 14-летнего перерыва П. Дёйссена в Сильс-Мария. С 21 сентября по 21 октября — Венеция; правка с П. Гастом корректуры “Генеалогии морали”. В октябре выход в свет партитуры “Гимна к жизни”. “Когда-нибудь, в близком или далёком будущем, его будут петь в память обо мне, в память о философе, у которого не было настоящего и который даже не хотел иметь его”.

С конца октября (до апреля следующего года) последняя, пятая остановка в Ницце. Из письма к Ф. Овербеку от 12 ноября: “Мне кажется, что для меня замкнулась своего рода эпоха; обратный просмотр был бы как нельзя более уместен. Десятилетие болезни, больше чем десятилетие, и не просто болезни, от которой существовали бы врачи и лекарства. Знает ли, собственно, кто-либо, что сделало меня больным? что годами держало меня возле смерти в жажде смерти? Не думаю. Если исключить Р. Вагнера, то никто ещё не шёл мне навстречу с тысячной долей страсти и страдания, чтобы найти со мною “общий язык”; так был я уже ребёнком один, я и сегодня ещё один, в свои 44 года. Это ужасное десятилетие, оставшееся за мною, вдоволь дало мне отведать, что означит быть в такой степени одиноким, уединённым: что значит одиночество страдающего, который лишён всякого средства хотя бы сопротивляться, хотя бы “защищать” себя”. Круг чтения: Монтень, Письма Галиани к г-же д'Эпине, Дневник Гонкуров. Выход в свет “Генеалогии морали”. И, как всегда, музыка, музыка, музыка… “Меня раздражает все, что нельзя выразить музыкой”.

26 ноября получает первое письмо от Г. Брандеса, положившее начало их переписке. Брандес: “Вы принадлежите к немногим людям, с которыми мне хочется говорить”.

1888

Всю зиму работает над материалами к “Переоценке всех ценностей”. Круг чтения: Плутарх, посмертные сочинения Бодлера, “Бесы” Достоевского во французском переводе Виктора Дерели, “Моя религия” Л. Толстого, “Пролегомены к истории Израиля” И. Вельгаузена, Э. Ренан “Жизнь Иисуса”, Б. Констан “Некоторые размышления о немецком театре”. В новогоднем приложении и бернскому “Бунду” появляется подписанный К. Шпиттелером обзор сочинений Ницше. Г. Брандес начинает читать в Копенгагенском университете курс лекций о философии Ницше.

В начале апреля отъезд в Турин и — “открытие” Турина. Во время пребывания в Турине (с 5 апреля по 5 июня) Ницше пишет “Казус Вагнер” и продолжает работу над материалами “Переоценки”. Книги, прочитанные за этот период: В. Хен “Мысли о Гёте” и Л. Жакольо “Религиозные законодатели. Ману — Моисей — Магомет”. С 6 июня (до 20 сентября) седьмая — последняя остановка в Сильс-Мария. Работа над “Дионисовыми дифирамбами”. С конца августа (и уже до конца) необыкновенный взрыв эйфории: пишет “Сумерки идолов” и почти параллельно “Антихриста”. С 21 сентября снова в Турине, по прежнему адресу: via Carlo-Alberto 6 III напротив palazzo Carignano и с видом на piazza Carlo-Alberto. Выход в свет “Казуса Вагнер”. Правка (с помощью Гаста) корректуры “Сумерек идолов” и “Антихриста”.

15 октября (в день своего рождения) начинает работу над “Ecce Homo” и завершает рукопись 4 ноября. Разрыв отношений с Г. фон Бюловом (из-за отрицательного отношения последнего к рекомендуемой Ницше опере П. Гаста “Венецианский лев”) и М. фон Мейзенбуг (возмутившейся тоном туринского письма о Вагнере). 25 октября в “Музыкальном еженедельнике”, издаваемом Э. В. Фрицшем, издателем Ницше, появляется статья вагнерианца Рихарда Поля “Казус Ницше”, содержащая злобные нападки на Ницше.

Выход в свет “Сумерек идолов”. Отсылка двух экземпляров Я. Буркхардту и А. Стриндбергу (последний уже читал “Казус Вагнер”, присланный ему Г. Брандесом). В начале декабря первое письмо от Стриндберга: “Я заканчиваю все письма к моим друзьям словами: читайте Ницше! Это моё “Карфаген должен быть разрушен!”. Первые явные признаки душевного расстройства.

1889

1 января. Посвящение “Дионисовых дифирамбов” французскому поэту Катюлю Мендесу: “Желая оказать человечеству безграничное благодеяние, я даю ему мои Дифирамбы. Я передаю их в руки поэту Изолины, величайшему и первому сатиру из ныне — и не только ныне — живущих... Подпись: Дионис”.

2 января. Отказ от публикации “Ницше contra Вагнер”: “События полностью опередили это маленькое сочинение”. По рассказам туринских знакомых Ницше, в последние дни он, как и всегда, совершал свои одинокие прогулки, часто бывал в библиотеке, где читал новые книги, купить которые ему не хватало средств, покупал фрукты. Его домовладелец, Давид Фино, сообщал о многочасовых фортепианных импровизациях своего постояльца по вечерам.

3 января. Апоплексический удар на улице и окончательное помрачение. Рассылка безумных почтовых открыток до 7 января. 5 января большое письмо к Я. Буркхардту, настолько встревожившее последнего, что он вынужден поделиться этой тревогой с Ф. Овербеком. Овербек, и сам получивший 7 января аналогичное письмо, консультируется с базельским психиатром Л. Вилли и вечером того же дня выезжает в Турин. 9 января с помощью немецкого дантиста Мишера, живущего в Турине, он вывозит Ницше в Базель. 10 января больного помещают в психиатрической клинике. 13 января приезд матери в Базель. Диагноз Вилли: “Paralysis progressiva”. 17 января мать с двумя сопровождающими отвозит больного сына в психиатрическую клинику йенского университета. Безумие Ницше очевидно и бесспорно, однако природа этого безумия до сих пор является загадкой.

В начале июня, запутавшись в хозяйственных делах, Б. Фёрстер кончает жизнь самоубийством в Сан-Бернардино (Парагвай). Осенью авантюрная затея Ю. Лангбена “вылечить” больного.

1890

21 января визит П. Гаста, улучшение состояния Ницше, надежда на выздоровление. И великолепная музыка в его исполнении на фортепиано. Музыка, так и не покинувшая его, в отличие от разума. 13 мая, надеясь на скорое выздоровление, мать перевозит больного сына к себе в Наумбург на домашнее попечение (“под расписку”). Осенью приезд сестры из Парагвая.

1891

Первое вмешательство Э. Фёрстер-Ницше в издание сочинений Ницше: она препятствует опубликованию 4-й части “Заратустры” (в основном из-за “Праздника осла”).

1892

С согласия матери и после переговоров с издателем К. Г. Науманом П. Гаст подготавливает первое полное собрание сочинений Ницше и избранных отрывков из наследия.

1893

Окончательное возвращение сестры в Германию. Конфликт с П. Гас— том в связи с изданием; приостановка издания.

1894

Резкое ухудшение состояния. В феврале основание Архива Ницше. Отстранение П. Гаста от сотрудничества. Договор сестры с Ф. Кёгелем и начало второго издания собрания сочинений.

1895

Весной во время краткого отсутствия матери художник Курт Стёвинг делает по просьбе сестры несколько портретов тяжелобольного Ницше; портреты выставляются в Лейпциге и Берлине. Из письма матери к Ф. Овербеку от 28 марта: “Кто знает, не должны ли вы, оба лучших друга (Овербек и Гаст. — К. С.) моего сына, постоять и за его мать”. Выход в свет “Антихриста” и “Ницше contra Вагнер”. Сестре удаётся оформить опекунство и приобрести в собственность сочинения и наследие брата.

1896

В августе Архив Ницше переносится в Веймар.

1897

20 апреля — смерть матери. Незадолго до этого сестра перевозит больного Ницше в Веймар.

1898

Смерть Эрвина Роде. “Когда я сообщила ему об этом, он после долгого молчания вышепнул: “Ах, Роде!” — и слеза скатилась по его щеке”. Повторный апоплексический удар.

1899

П. Гаст, примирившись с Э. Фёрстер-Ницше, начинает третье издание полного собрания сочинений Ницше. Новый апоплексический удар.

1900

25 августа в полдень: смерть Фридриха Ницше в Веймаре.