Смекни!
smekni.com

Понятие и содержание права наследования (стр. 2 из 19)

Различалось наследование по завещанию и по закону. Наследователь мог завещать недвижимое имущество только одному сыну по выбору, дочери наследовали недвижимостью по завещанию и только при отсутствии сыновей. При отсутствии завещания в силу вступал законный порядок наследования, и майоратный принцип здесь был непререкаем: недвижимость наследовал старший сын, а движимое имущество делилось поровну между остальными сыновьями.

«В 1716 г. специальным актом регламентируются наследственные доли, которые получали вдовы, в 1725 г. закрепляется право наследования родственников по восходящей линии (матери, отца, деда, бабушки)»[9].

Анализируя порядок наследования в XIX в. следует отметить, что « лицо делается наследником двумя путями - или по завещанию, или по закону, - но как скоро достигает пункта, на котором делается наследником, то идёт уже одним путём». Гражданское законодательство Российской империи предусматривало получение права собственности на имущество в порядке наследования по завещанию и по закону.

Завещание, а точнее «духовное завещание есть законное объявление воли владельца о его имуществе, на случай его смерти»[10].

Законодательство предусматривало, что «завещать имущество благоприобретённое можно или в полную собственность, или же во временное пользование». Духовные завещания могли быть «или крепостные, или домащняя». Они различались по месту составления и заверения. «Завещание крепостное пишется на гербовой низшего достоинства бумаги, а домашнее может быть написано и на простой бумаге, всякого формата и размера, не исключая и почтовой, лишь бы бумага ся, состояла из двух полных половинок, составляла целый лист, но завещания, написанные на отрывках листа или клочках бумаги, недействительны». Крепостные духовные завещания составляются « при жизни завещателя лично им самим, в уездном суде, в магистрате, или гражданской палате, или в местах им равных, в самом их присутствии, а не на дому завещателя, и по учинении допроса, точно ли они им подписаны, вносятся в крепостную книгу».

Домашние завещания «пишутся в месте пребывания завещателя и являются в гражданской палате для удостоверения в подлинности их и законности не прежде, как по смерти завещателя».

Все духовные завещания, «как крепостные, так и домашние, должны быть составлены в здравом уме и твёрдой памяти».

Недействительными считались завещания « 1.Безумных, сумасшедших и умалишённых, когда они составлены или во время помешательства; 2) Самоубийц». А также недействительными считались завещания: «1) несовершеннолетних, не достигших двадцати лет с годом; 2) людей, лишённых по суду всех прав состояния, когда приговор им обьявлен».

В тех случаях, когда в завещании указывались лица, не имеющие права наследовать либо лишённые права обладать некоторыми видами имущества (например, недвижимыми дворянским имениями), завещание признавалось недействительным (полностью или частично).

Отечественное гражданское законодательство до 1917 года характеризовалось детальной проработкой регулируемых отношений. Не была исключением и регламентация наследования по закону. Данной проблеме было посвящено более 100 статей.

Принятый в апреле 1918 года декрет ВЦИК «Об отмене наследования» сыграл большую роль не только в наследственном праве и соответственно в гражданском, но и в жизни всего общества.

Этот нормативный акт появился не сам по себе. К. Маркс и Ф. Энгельс выдвинули в « Манифесте Коммунистической партии» в качестве одного из важнейших мероприятий, которые должна провести победоносная пролетарская революция, отмену «права наследования»[11].

На основании данного документа «наследование как по закону, так и но духовному завещанию отменяется. После смерти владельца имущество, ему принадлежащее, (как движимое, так и не движимое), становиться государственным достоянием Российской Советской Федеративной Республики». При этом отмечалось, что «впредь до издания декрета о всеобщем социальном обеспечении, нуждающиеся (т.е. не имеющие прожиточного минимума) нетрудоспособные родственники по прямой нисходящей и восходящей линии, полнородные и не полнородные братья и сестры и супруг умершего получают содержание из оставшегося после него имущества».

Так же, «если оставшегося имущества недостаточно для доставления супругу и всем оставшимся родственникам, перечисленным в предыдущей статье, то в первую очередь удовлетворяются наиболее нуждающиеся из них».

Декрет предусматривал, что « всякое имущество умершего, кроме перечисленных в ст. IX. Настоящего декрета, поступает в ведение местного Совета, который передаёт его в управление учреждений, ведающих на местах соответствующими имуществами Российской Республики, по последнему месту жительства умершего или месту нахождения оставшегося имущества».

Характерно и то, что «настоящий декрет имеет обратную силу ко всем наследствам, открывшимся до его издания, если они ещё не приобретены наследниками, или, хотя и приобретены, но ещё не поступили в их владение».

Этот декрет и «специальное постановление Наркомюста РСФСР от 21 мая 1919 г. по сути уничтожили наследование частной собственности»[12].

Декрет действовал недолго, но нанёс колоссальный ущерб интересам граждан. Кроме того, «наличие имущества, оставшегося после умершего, но ещё не переданного и не учтенного соответствующими органами РСФСР, давало благоприятную почву для расхищения этого имущества»[13].

Следует обратить особое внимание о дальнейшем развитии Советского государства, которое, к сожалению, показало, что «советская власть скоро забыла об отмене права наследования и достаточно полно урегулировала отношения наследования, предусмотрев почти все институты, которые свойственны наследственному праву буржуазных стран (хотя и в урезанном виде, например, при регулировании наследования по завещанию)[14].

Институт наследования был вновь введён в России декретом от 22 мая 1922 года и предоставил гражданам РСФСР и иностранцам важные и своевременные в тех создавшихся исторических условиях, правовые гарантии осуществления наследственных прав.

В вышеназванном декрете конкретно указывалось, что «в целях установления точных взаимоотношений государственных органов с объединениями и частными лицами, которые принимают участие в развитии производительных сил страны, а также взаимоотношений частных лиц и их объединений между собой, и в целях предоставления вытекающих отсюда правовых гарантий, необходимых для осуществления имущественных прав граждан РСФСР и иностранцев.

Гражданский кодекс РСФСР, принятый 31 октября 1922 г, и введённый в действие с 1 января 1923 г., законодательно закрепил существенное изменение подхода к наследственному праву, В его нормах говорится о том, что «допускается наследование по закону и по завещанию согласно нижеследующим статьям в пределах общей стоимости наследственного имущества не свыше 10000 золотых рублей, за вычетом всех долгов умершего». При этом «если общая стоимость наследства превышает 10000 золотых рублей, то между государством в лице Народного комиссариата финансов и его органов и частными лицами, призываемыми к наследованию по закону или по завещанию, производится раздел или ликвидация наследственного имущества в части, превышающей предельную стоимость наследства, в пользу заинтересованных органов государства.

Если по характеру составных частей раздел наследственного имущества представляется хозяйственно-невыгодным и неудобным, то между органами государства и частными лицами устанавливается совместное владение или устанавливается право выкупа соответствующей части в пользу государства или частных лиц, если последнее допускается интересами государства».

Другим постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 28 мая 1928 г. был установлен в интересах несовершеннолетних наследников институт обязательной наследственной доли»[15]. Оба эти постановления имели важное значение для укрепления семейных отношений.

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 6 апреля 1928 года имело своей целью расширить свободу завещательных распоряжений: было предоставлено право завещать имущество государству и его органам, государственным учреждениям и предприятиям, партийным, профессиональным, кооперативным и другими общественным организациям.

Конституция РСФСР 1918 года и Конституция СССР 1924 года не предусматривали права наследования.

Во второй главной фазе развития Советского государства нормы советского гражданского права используются Советским государством для всемерной охраны общественной социалистической собственности и всестороннего развития хозяйства.

Во второй главной фазе развития Советского государства изменяется и природа наследования в СССР. «В первой фазе развития Советского государства по наследству могла переходить не только личная собственность граждан, но им мелкая трудовая частная собственность и даже ещё не ликвидированная окончательно капиталистическая частная собственность. С полной ликвидацией капиталистических элементов и уничтожение антогонистических классов наследование капиталистической частной собственности исключено. Личная же собственность, производная от социалистической собственности становится, по существу, единственным видом собственности, которая может переходить по наследству»[16].