Смекни!
smekni.com

Понятие и способы защиты гражданских прав в Республике Молдова (стр. 3 из 5)

§ 3. Конкретные способы защиты. Обратимся к более детальному анализу закрепленных ст. 11 ГК конкретных способов защиты. Первым из них названо признание субъективного права.

Признание субъективного права. Необходи­мость в данном способе защиты возникает тогда, когда наличие у лица определенного субъективного права подвергается сомнению, субъективное право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Зачастую неопределенность субъ­ективного права приводит к невозможности его использования или, по крайней мере, затрудняет такое использование. Например, если собственник жилого дома не имеет на него правоустанавли­вающих документов, он не может этот дом продать, подарить, об­менять и т. д. Признание права как раз и является средством устра­нения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, созда­ния необходимых условий для его реализации и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих его нормальному осуществлению.

Признание права как средства его защиты[8] по самой своей природе может быть реализовано лишь в юрисдикционном (судеб­ном) порядке, но не путем совершения истцом каких-либо само­стоятельных односторонних действий. Требование истца о при­знании права обращено не к ответчику, а к суду, который должен официально подтвердить наличие или отсутствие у истца спорно­го права.

В большинстве случаев требование о признании субъективного права является необходимой предпосылкой применения иных предусмотренных ст. 11 ГК способов защиты. Например, чтобы восстановить положение, существовавшее до нарушения, или принудить должника к выполнению обязанности в натуре, истец должен доказать, что он обладает соответствующим правом, защи­ты которого, он добивается. Однако нередко требование о призна­нии права имеет самостоятельное значение и не поглощается дру­гими способами защиты. Так, признание права является распрост­раненным способом защиты права собственности, других абсолютных (право хозяйственного ведения, право авторства и т.д.) и относительных прав.

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Восстановление положения, существовавшего до нарушения пра­ва, как самостоятельный способ защиты применяется в тех случа­ях, когда нарушенное регулятивное субъективное право в резуль­тате правонарушения не прекращает своего существования и мо­жет быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушения. Данный способ защиты охватывает собой широ­кий круг конкретных действий, например возврат собственнику его имущества из чужого незаконного владения (ст. 374 ГК), высе­ление лица, самоуправно занявшего жилое помещение (ст. 103 ЖК) и др. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, может происходить посредством применения как юрисдикционного, так и неюрисдикционного порядка защиты.

Распространенным способом защиты субъективных прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Как и признание права, данный способ защиты может применяться в сочетании с другими способами защиты, например взысканием убытков или неустойки, или иметь самостоя­тельное значение. В последнем случае интерес обладателя субъективного права выражается в том, чтобы прекратить (пресечь)
нарушение его права на будущее время или, устранить угрозу его нарушения. Так, например, автор произведения, которое незаконно используется (готовится к выпуску в свет без его ведома, иска­жается, подвергается переделке и т. п.) третьими лицами, может потребовать прекратить эти действия, не выдвигая никаких иных например имущественных, претензий.

Нередко назначение данного способа защиты состоит в устра­нении препятствий для осуществления права, создаваемых нару­шителем. Обычно это имеет место при длящемся правонаруше­нии, которое само по себе не лишает лицо субъективного права, но мешает ему нормально им пользоваться. Так, собственник имущества в соответствии со ст. 376 ГК может потребовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Признание сделки недействительной.

Признание сделки недействительной представляет собой частный случай реализации такого способа защиты, как восстановление поло­жения, существовавшего до нарушения права, так как совпадает с ним по правовой сущности. Наиболее очевидным это является при приведении сторон, совершивших недействительную сделку, в первоначальное положение. Но и тогда, когда в соответствии с законом к одной из сторон недействительной сделки применя­ются конфискационные меры в виде взыскания всего полученного или причитающегося по сделке в доход государства, права и законные интересы другой стороны защищаются путем восстановления для нее положения, существовавшего до нарушения права.

Признание недействительным акта органа публичной власти (ст. 12 ГК).

Защита прав и охраняемых законом интересов граждан и юри­дических лиц может осуществляться и таким путем. Это означает, что гражданин или юридическое лицо, гражданские права или охраняемое законом интересы которого нарушены изданием административного акта, не соответствующего закону или иным правовым актам, а в случаях, предусмотренных законом, — и нормативного акта, имеют право на их обжало­вание в суд. Установив, что соответствующий акт является, с одной стороны, противоправным ввиду его расхождения с законом или иными правовыми актами, например, принят не уполномо­ченным на то органом, и, с другой стороны, нарушает субъектив­ные гражданские права и охраняемые законом интересы гражда­нина или юридического лица, суд принимает решение о призна­нии его недействительным полностью или частично. Какой-либо дополнительной отмены акта со стороны издавшего его органа при этом не требуется.

По смыслу закона граждане и юридические лица могут доби­ваться признания недействительными не только незаконных актов государственных органов и органов местного самоуправления, но и актов, изданных органами управления юридических лиц, если эти акты не соответствуют закону и иным нормативным актам, и нарушают права и охраняемые законом интересы этих граждан и юридических лиц. В частности, подлежат рассмотрению судами споры по искам о признании недействительными решений собра­ния акционеров, правления и иных органов акционерного обще­ства, нарушающих права акционеров, предусмотренные законода­тельством.

По общему правилу незаконные акты признаются недействи­тельными с момента их издания, если только они не стали тако­выми с момента принятия нового закона или иного правового ак­та. Требование о признании незаконного акта недействительным может сочетаться с другими мерами защиты, например требовани­ем о возмещении убытков, восстановлением положения, существовавшего до нарушения права, либо носить самостоятельный харак­тер, если интерес субъекта права сводится лишь к самой констата­ции недействительности акта, препятствующего, скажем, реализа­ции права.

Неприменение судебной инстанцией акта органа публичной власти, противоречащего закону.

К рассмотренному выше способу защиты близко примыкает и такой указанный в ст. 11 ГК «способ» защиты гражданских прав, как не­применение судом акта органа публичной власти, противоречащего закону. В теоретическом плане признание подобных действий самостоятельным способом защи­ты гражданских прав вряд ли оправданно, так как, во-первых, за­щита прав по самой своей сути не может заключаться в воздержа­нии от каких-либо действий, а, напротив, предполагает их совер­шение и, во-вторых, неприменение противоречащих закону актов есть обязанность суда, которой тот должен придерживаться во всей своей деятельности в соответствии с принципом законности[9]. Однако с практической точки зрения специальное указание в за­коне на данное обстоятельство можно признать полезным, по­скольку при игнорировании незаконного правового акта суд мо­жет теперь опереться на конкретную норму закона, которая пре­доставляет ему такую возможность. Как представляется, указанная мера распространяется как на индивидуально-правовые, так и нормативные акты органов публичной власти. В обоих случаях суд, должен обосновать, почему им не применяется в конкретной ситуации тот или иной правовой акт, какой норме и какого закона он противоречит.

Понуждение к исполнению обязанности в натуре.

1 Понуждение к исполнению обязанности в натуре, нередко име­нуемое в литературе реальным исполнением, как самостоятельный способ защиты гражданских прав характеризуется тем, что наруши­тель по требованию потерпевшего должен реально выполнить дей­ствия, которые он обязан совершить в силу обязательства, связыва­ющего стороны. Исполнение обязанности в натуре обычно противопоставляется выплате денежной компенсации. Вполне очевидно, что интерес потерпевшего отнюдь не всегда может быть удовлетворен такой заменой. Он вправе настаивать на том, чтобы его контр­агент фактически совершил действия, являющиеся предметом со­ответствующего обязательства, например реально передал вещь, выполнил работу, оказал услугу и т. п. Лишь в тех случаях, когда
реальное исполнение стало объективно невозможным либо нежёлательным для потерпевшего, данный способ должен быть заме­нен иным средством защиты по выбору потерпевшего.